Законодательство в области ветеринарии: ни количества, ни качества
В 2022 году Министерство сельского хозяйства и правительство нашей страны утвердили беспрецедентное количество новых законодательных инициатив в области ветеринарии. Здесь и порядок планирования мероприятий по профилактике инфекционных болезней, и «дорожная карта» по совершенствованию системы ветеринарной безопасности, и маркировка животных в целях предотвращения распространения заразных болезней, а также выявления источников и путей распространения их возбудителей. И даже основания для отказа в компенсации за изъятие скота или продукции животноводства, внесенные в федеральный закон «О ветеринарии».
Неудивительно, ведь эпизоотическая ситуация в стране ухудшается ежегодно. Так, по данным ФГБУ «Центр ветеринарии» на ноябрь 2022 года в России зарегистрировано 1 146 случаев особо опасных и социально значимых болезней животных. По данным информационного аналитического центра Россельхознадзора за 2021 год, страна неблагополучна по основным инфекционным болезням животных – африканской чуме свиней, заразному узелковому дерматиту, оспе овец и коз, ящуру, гриппу птиц, болезни Ньюкасла, туберкулезу, бруцеллезу, бешенству, лейкозу, лептоспирозу, гриппу лошадей, сибирской язве, классической чуме свиней, катаральной лихорадке овец. И лишь по болезни Ауески совокупное эпидемическое состояние популяции на территории РФ является неустойчивым. Косвенным показателем неблагополучия является отсутствие аналитической информации по количеству эпизоотических вспышек в стране на доступных электронных ресурсах.
Вместе с тем, «за кадром» для широкой отраслевой общественности остался, наверное, самый важный документ правительства РФ, обязующий руководящие органы согласовывать с рабочими группами правительственной комиссии по проведению административной реформы различные разъяснительные документы перед отправкой в регионы.
Именно он помог разобраться, почему ухудшается ситуация по заразным болезням в стране. Перед самым Новым годом в рабочую группу «Животноводство и растениеводство» аналитического информационного центра при правительстве поступил документ «Разъяснения по вопросу применения нормативных правовых актов в области ветеринарии, принятых Минсельхозом, при перемещении животных по территории РФ», направляемый за подписью статс-секретаря – заместителя министра М.И. Увайдова во все региональные правительства страны.
Анализ «Разъяснений» и подготовка заключения к этому документу позволили очень четко понять, почему проблемы от инфекционных болезней продолжают наносить колоссальный ущерб животноводческим и птицеводческим предприятиям России, а принимаемые меры не приносят ожидаемого результата.
Разъяснения эти разработаны вместо точно таких же разъяснений 2020 года.
Что в них?
Решение на 14,5 тысячах страниц
В пункте 1 разъяснений написано: «… одним из оснований оформления ВСД при перемещении живых животных являются условия, запреты и ограничения в связи со статусом региона происхождения и (или) отгрузки животных, установленные решением федерального органа исполнительной власти в области ветеринарного надзора о регионализации в соответствии с ветеринарными правилами проведения регионализации территории РФ, утвержденными приказом Минсельхоза от 14 декабря 2015 г. № 635 (далее - Решение).
Актуальная версия Решения, а также архив Решений размещены на официальном сайте Россельхознадзора в разделе «Регионализация Российской Федерации по заразным болезням животных».
По ссылке мы действительно попадаем на актуальные версии Решений, например, от 27.01.2023 г., только ведет эта ссылка на pdf-версию объемом более 14,5 тысяч страниц за подписью и.о. руководителя Россельхознадзора Н.А. Власова от 20 января 2017 года. Если мы захотим ознакомиться с изменениями в Решении от 27.01.2023 г., то будем переадресованы на документ в формате pdf объемом более трехсот страниц, утвержденный заместителем руководителя Россельхознадзора К.А. Савенковым. В таком же виде представлены архивы версий Решений за предыдущий период – до самого начала 2017 года (5 лет!).
Напомним, что ветеринарные правила по регионализации территории РФ утверждены приказом Минсельхоза от 14 декабря 2015 года № 635. Они устанавливают порядок регионализации в соответствии с перечнем заразных болезней животных, порядок и особенности содержания животных, перемещения по территории РФ подконтрольных товаров, перечень и порядок проведения дополнительных противоэпизоотических мероприятий с информированием различных лиц и органов власти.
Понятно, что свыше 14 тысяч страниц для пользы дела использовать невозможно. Поэтому абзацами 4 и 5 разъяснений М.И. Увайдова указывается, что для более удобного использования приложений к Решению в разделе «Регионализация Российской Федерации по заразным болезням животных» размещены ссылки на соответствующие модули компонента «Цербер» Федеральной государственной информационной системы в области ветеринарии (ФГИС «ВетИС»): «Статусы регионов по заразным болезням животных», «Правила перевозки», «Условия перевозки»… Указанные сервисы являются публичными и доступны любому пользователю без ограничений.
Однако попытка найти в этих сервисах пастереллез разных видов и чуму мелких жвачных, ветеринарные правила по борьбе с которыми вступают в силу 1 марта 2023 года, не удалась.
Эпизоотическая ситуация в России ухудшается ежегодно.
Сравнив перечень заразных болезней из ветеринарных правил по регионализации, утвержденных приказом Минсельхоза от 14.12.2015 года № 635 и перечень заразных болезней ФГИС «ВетИС», обнаружили следующее.
1. Из ветеринарных правил по регионализации во ФГИС «ВетИС» не перенесены 22 болезни, при этом 15 из них входят в список МЭБ, то есть:
- имеют межгосударственное распространение;
- имеют высокий зоонотический потенциал (опасны для людей);
- могут вызывать значительную заболеваемость/смертность;
- могут быстро распространяться на уровне отдельной страны или зоны.
В актуальных условиях это является серьезной биологической угрозой бесконтрольного заноса возбудителя любой из этих болезней на территорию нашей страны. Болезни из списка МЭБ, не внесенные в федеральную государственную информационную систему в ветеринарии, выделены полужирным шрифтом в левом столбце таблицы 1.
Таблица 1. Отсутствующие и дополнительно внесенные во ФГИС «ВетИС» болезни из перечня заразных болезней животных, на основании которого проводится регионализация территории РФ.
Болезнь отсутствует во ФГИС «ВетИС» |
Внесено во ФГИС «ВетИС» дополнительно без указания в перечне по регионализации |
|
|
Примечание: номер рядом с названием болезни указывает на номер пункта в перечне заразных болезней, по которым проводится регионализация территории РФ.
То есть, если в разделе ФГИС «ВетИС» «Условия перевозки», выбрать транспортировку коз из Ленинградской области в Московскую, то «чуму мелких жвачных» в перечне условий для перевозки мы не увидим.
Данные с сайта Россельхознадзора - информация по чуме мелких жвачных в России.
Отсутствие болезни в федеральной государственной информационной системе в области ветеринарии свидетельствует об отсутствии государственного контроля и угрожает неконтролируемым заноса болезни на территорию страны. Так, еще в 2017 году ФГБУ «ВНИИЗЖ» проанализировал эпизоотическую ситуацию по чуме мелких жвачных (ЧМЖ) и тенденции распространения заболевания в последние годы в сопредельных с Россией странах. В результате была зафиксирована высокая степень угрозы заноса в Россию из Монголии, Китая, а также Грузии, Турции и Ирана. Однако и в новых ветеринарных правилах по борьбе с ЧМЖ контроль на отсутствие возбудителя заболевания при ввозе отсутствует. В ветеринарных правилах указан мониторинг и диагностические исследования внутри хозяйств субъектов. Непонятно, какой в этом смысл, и не лучше ли было потратить бюджетные средства на контроль на наличие возбудителя ЧМЖ при ввозе продукции и животных в РФ.
Анализ трех перечней заразных болезней (приказы Минсельхоза от 09.03.2011 года № 62 – 110 болезней, от 19.12.2011 года № 476 – 87 болезней, от 14.12.2015 года № 635 - 145 болезней) и ФГИС «ВетИС» – 155 болезней, свидетельствует об отсутствии в них 19 болезней из списка МЭБ и ветеринарных правил по профилактике и ликвидации этих болезней.
Таблица 2. Болезни из списка МЭБ, отсутствующие во всех Перечнях и ФГИС «ВетИС».
Список МЭБ |
Приказ Минсельхоза от 9 марта 2011 года N 62 |
Приказ Минсельхоза от 19 декабря 2011 года N 476
|
Приказ Минсельхоза от 14.12.2015 года № 635 |
ФГИС «ВетИС» |
1. Вирусная диарея КРС |
Есть. Методические указания 1979г. |
отсутствует |
отсутствует |
отсутствует |
2. Вирусная смертность морского ушка |
отсутствует |
отсутствует |
отсутствует |
отсутствует |
3. Вирусный энцефалит Нипа |
отсутствует |
отсутствует |
отсутствует |
отсутствует |
4. Восточный энцефаломиелит лошадей |
отсутствует |
отсутствует |
отсутствует |
отсутствует |
5. Желтоголовая болезнь (коронавироз креветок) |
отсутствует |
отсутствует |
отсутствует |
отсутствует |
6. Инфекционный мионекроз |
отсутствует |
отсутствует |
отсутствует |
отсутствует |
7. Инфестация мелким ульевым жучком (Aethina tumida) |
отсутствует |
отсутствует |
отсутствует |
отсутствует |
8. Иридовирусное заболевание морских лещей |
отсутствует |
отсутствует |
отсутствует |
отсутствует |
9. Лейшманиоз |
отсутствует |
отсутствует |
отсутствует |
отсутствует |
10. Миаз Старого света (Chrysomya bezziana) |
отсутствует |
отсутствует |
отсутствует |
отсутствует |
11. Миаз Нового света (Cochliomyia hominivorax) |
отсутствует |
отсутствует |
отсутствует |
отсутствует |
12. Некротизирующий гепатопанкреатит |
отсутствует |
отсутствует |
отсутствует |
отсутствует |
13. Оспа верблюдов |
отсутствует |
отсутствует |
отсутствует |
отсутствует |
14. Риккетсиоз абалон (Xenohaliotis californiensis) |
отсутствует |
отсутствует |
отсутствует |
отсутствует |
15. Ринотрахеит индеек |
отсутствует |
отсутствует |
отсутствует |
отсутствует |
16. Хитридиомикоз (Batrachochytrium dendrobatidis) |
отсутствует |
отсутствует |
отсутствует |
отсутствует |
17. Холера птиц (пастереллез) |
отсутствует |
отсутствует |
отсутствует |
отсутствует |
18. Эпизоотическая геморрагическая болезнь |
отсутствует |
отсутствует |
отсутствует |
отсутствует |
19. Японский энцефалит |
отсутствует |
отсутствует |
отсутствует |
отсутствует |
Получается, что из-за отсутствия во ФГИС «ВетИС» чума мелких жвачных не входит и в ветеринарные сопроводительные документы. В связи и этим вызывает ряд вопросов приказ Минсельхоза № 774 от 1 ноября 2022 года «Об утверждении ветеринарных правил содержания овец и коз в целях их воспроизводства, выращивания и реализации», также вступающий в силу 1 марта 2023 года. Непонятно, почему эти правила называются ветеринарными, ведь о ветеринарии - деятельности, направленной на профилактику инфекционных болезней овец и коз, их лечение, выпуск в ветеринарном отношении продукции животноводства и способах защиты населения от болезней, общих для человека и животных, - здесь нет ни слова. Лишь даются отсылки на различные перечни и ветеринарные правила, за которые несет ответственность государство.
Например, пунктом 8 указывается, что для «комплектования хозяйств и предприятий допускается МРС при наличии ветеринарных сопроводительных документов, подтверждающих ветеринарное благополучие территорий мест производства (происхождения) животных по заразным болезням, в том числе по болезням, общих для человека и животных». Раз ЧМЖ отсутствует во ФГИС «ВетИС», значит в ВСД не будет отметки об этой болезни и собственник будет уверен, что он завез здоровое поголовье. Значит, и карантинирование вновь поступившего поголовья будет проводиться формально, ведь в соответствии с п. 72 карантинирование проводится в соответствии с условиями, запретами, ограничениями в связи со статусом региона происхождения и (или) отгрузки подконтрольных товаров, установленным решением о регионализации.
В пункте 30 этих же ветправил указывается, что при «карантинировании проводится клинический осмотр животных, термометрия, диагностические исследования, вакцинации и обработки, предусмотренные планами диагностических исследований, ветеринарно-профилактических и противоэпизоотических мероприятий в хозяйствах всех форм собственности на территории субъекта РФ на соответствующий год» с отсылкой на п. 3 правил предоставления субсидий предприятиям для обеспечения проведения противоэпизоотических мероприятий в субъектах РФ от 02.06.2016 № 490.
Вместе с тем, по данным ФГБУ «Центр ветеринарии», за счет средств федерального бюджета финансируются поставки профилактических, диагностических и иных препаратов для ветеринарного применения лишь на 25 болезней (африканская чума свиней, бешенство, блютанг, болезнь Ауески, болезнь Ньюкасла, бруцеллез КРС и МРС, бруцеллез плотоядных, гиподерматоз, грипп птиц, заразный узелковый дерматит, инфекционная анемия лошадей, инфекционный эпидидимит баранов, классическая чума свиней, лейкоз КРС, лептоспироз, некробактериоз, оспа овец, сап, сибирская язва, случная болезнь лошадей, туберкулез млекопитающих, туберкулез птиц, хламидиоз, эмкар, ящур). Ни чумы мелких жвачных, ни пастереллеза разных видов среди этих болезней нет.
Пункт 31 ветеринарных правил содержания овец и коз в целях их воспроизводства, выращивания и реализации, утвержденный приказом Минсельхоза России от 19 декабря 2011 года № 476, и вовсе обязывает проводить диагностические исследования против заразных болезней в соответствии с перечнем заразных, в том числе особо опасных болезней животных, по которым могут устанавливаться ограничительные мероприятия (карантин). В этом перечне 75 пунктов и 87 болезней, расположенных в алфавитном порядке. Знаком «*» отмечены особо опасные болезни. Сам перечень также вызывает вопросы. Например, как разобраться, на какие именно болезни нужно проводить исследования конкретному виду животных? Кто должен оплачивать эти исследования?
Таблица 3. Примеры нумерации болезней в перечнях заразных болезней, по которым могут устанавливаться ограничительные мероприятия (карантин).
Приказ Минсельхоза от 19 декабря 2011 года N 476 |
||
3.1. Анаплазмоз 3.2. Артрит/энцефалит коз |
4. Африканская чума свиней* 4.1. Африканская чума лошадей |
18. Вирусная геморрагическая септицемия лососевых рыб 18.1. Вирусный артериит лошадей |
29. Злокачественная катаральная горячка крупного рогатого скота 29.1. Заразный узелковый дерматит крупного рогатого скота |
39. Классическая чума свиней 39.1. Контагиозная плевропневмония крупного рогатого скота 39.2. Контагиозный пустулезный дерматит (эктима) – болеет мелкий рогатый скот |
|
64. Трихинеллез 64.1. Трихомоноз |
68. Хламидиоз (энзоотический аборт овец) 68.1. Чума верблюдов |
69. Чума крупного рогатого скота* 69.1. Чума мелких жвачных животных* |
Примечание: * - особо опасные болезни животных
При этом сама формулировка названия перечня подразумевает возможность или отказ от введения ограничений (могут вводиться, а могут и не вводиться).
Вместе с тем, международным ветеринарным законодательством и ранее ветеринарным законодательством СССР предусмотрено четкое разграничение мероприятий при введении карантина и при введении ограничений.
Эта дифференциация сохранилась со времен СССР во многих странах постсоветского пространства (например, в Казахстане).
А вот определения из учебника по общей эпизоотологии 2021 года.
Карантин, карантинирование – комплекс ограничительных мероприятий временного характера, заключающийся в строгой изоляции больных животных в эпизоотическом очаге и неблагополучном пункте с целью предупреждения распространения инфекционных болезней, локализации и дальнейшей их ликвидации. Карантин устанавливают в соответствии с ветеринарными правилами при появлении болезней, характеризующихся тенденцией к эпизоотическому распространению.
Карантинные болезни – особо опасные эпизоотические болезни, при появлении которых на неблагополучный пункт накладывают карантин.
Ограничения ветеринарные (ограничительные мероприятия) – менее высокая, чем карантин, степень разобщения неблагополучных по инфекционной болезни групп животных и территорий их размещения, проводимая в эпизоотическом очаге, неблагополучном пункте (хозяйстве) при инфекционных болезнях, не имеющих тенденции к широкому распространению.
Введение карантина или ограничительных мероприятий имеет высочайшее экономическое значение не только для государства (затраты на мероприятия), но в первую очередь для собственников животных. Важно и то, что по всем новым ветеринарным правилам на хозяйство накладывается ограничения (карантин) на все время с отбора проб до получения результатов исследований. Пробы могут исследовать и неделю, и две.
Неудивительно, что под угрозой карантина хозяйствующие субъекты до последнего скрывают информацию о наличии заболевания, что приводит к широкому распространению болезней… Кроме того, у большинства фермеров, в отличие от крупных агрохолдингов, свой штат ветеринарных врачей и свои лаборатории отсутствуют. Они не имеют возможности самостоятельно защитить поголовье, поэтому существует стойкое мнение, что в распространении большинства болезней виноваты именно фермеры.
Еще удивительнее пункт 41, который запрещает работать на предприятиях людям с инфекционными заболеваниями, включенными в перечень заразных и иных болезней животных, утвержденный приказом Минсельхоза России от 9 марта 2011 г. № 62. В этом перечне 110 заразных болезней животных, птиц, рыб и пчел, расположенных в бессистемном порядке. Поэтому совершенно непонятно, какое отношение это имеет к диагностике болезней людей и кто, какими методами и за чьи деньги должен проводить эти исследования.
Напоминаю, что нарушение ветеринарных правил карается по ст. 10.6 и 10.7 КоАП, 249 УК и теперь еще ФЗ от 28.06.2022 № 222. Может быть, поэтому все эти правила называют ветеринарными?
2. Во ФГИС «ВетИС» внесены 55 болезней, которые отсутствуют в перечне заразных и иных болезней животных, утвержденном приказом Минсельхоза 9 марта 2011 года № 62 во исполнение статьи 1 закона РФ «О ветеринарии». На основании этого перечня должны осуществляться мероприятия по предупреждению болезней и лечения животных, птиц, рыб и пчел, а также региональные планы обслуживания животноводства.
В этом перечне – 110 болезней, в ветеринарных правилах по регионализации – 145, а во ФГИС «ВетИС» почему-то 155.
Также во ФГИС «ВетИС» дополнительно внесены 11 болезней, отсутствующих в ветеринарных правилах по регионализации (правый столбец таблицы 1). К восьми из них нет современных ветправил (например, инструкция о мероприятиях по борьбе с пуллорозом-тифом птиц датируется 1958 годом), а название одной из болезней внесено во ФГИС «ВетИС» с грамматической ошибкой (геморрагическая септицИмия рыб).
Отсутствие болезни в главном ветеринарном перечне страны означает, что к ней не применяются никакие правила, не проводятся никакие профилактические и диагностические мероприятия, болезнь не контролируется, не осуществляются региональные планы ветеринарного обслуживания животноводства. Получается, что собственники животных и продукции животного происхождения должны самостоятельно разбираться в ветеринарии и контролировать эти болезни. Иначе им могут отказать в возмещении ущерба и стоимости животных в соответствии с поправками к статье 19 закона РФ «О ветеринарии», вступающими в силу 1 марта 2023 года» (постановление правительства РФ от 30 ноября 2022 года № 2179).
Важно отметить, что лабораторная диагностика заразных болезней в стране также регламентируется крайне плохо. Например, правила по технике безопасности в ветеринарных лабораториях датируются 1975 годом. При этом большая часть исследований проводится только в лабораториях Россельхознадзора, большинство региональных ветеринарных лабораторий такой возможности не имеют.
И если у крупных предприятий (агрохолдингов) есть возможность проводить исследования в своих производственных лабораториях, содержать штат ветеринарных врачей и оплачивать услуги сторонних консультантов, то у большинства фермерских хозяйств такая возможность отсутствует. Не с этим ли связан тот факт, что за последние пять лет количество фермерских хозяйств сократилось больше, чем на 30%?
3. Новые болезни вносятся в перечни заразных болезней бессистемно, что свидетельствует о фиктивности подхода к организации ветеринарного дела в стране.
Пример внесения в ветеринарные правила по регионализации территории РФ представлен в таблице 3.
Таблица 3. Новые подпункты в перечне заразных болезней животных в ветеринарных правилах по регионализации.
33. Вирусный гепатит уток |
34. Вирусная геморрагическая септицемия лососевых рыб 34.1. Вирусная геморрагическая болезнь кроликов |
63. Инфекционный гиподермальный и гематопоэтический некроз (болеют рыбы) 63.1. Инфекционный гидроперикардит (риккетсиозной этиологии) (болеют жвачные) |
83. Контагиозная плевропневмония крупного рогатого скота 83.1. Контагиозная плевропневмония мелкого рогатого скота 83.2. Контагиозный пустулезный дерматит (эктима) |
117. Синдром снижения яйценоскости (ССЯ-76) – болеют куры 117.1. Синдром желтой головы - болеют креветки |
121. Тейлериоз – болеет КРС 121.1. Тиф-пуллороз птиц |
128. Хламидиоз птиц |
128.2. Цистицеркоз свиней 128.3. Чума верблюдов |
Но если ветеринарные правила по регионализации имеют некоторую виртуальную составляющую, а ветеринарные сопроводительные документы оформляются для контроля перемещения груза из пункта А в пункт Б, то бессистемное формирование перечня заразных болезней, на основании которого в соответствии со статьей 1 закона «О ветеринарии» должны проводиться все мероприятия по предупреждению и ликвидации заразных болезней животных, рыб, птиц и пчел и осуществляться региональные планы ветеринарного обслуживания животноводства, свидетельствует об отсутствии системного подхода к организации ветеринарного дела в стране.
Так, например, выглядит новый пункт с чумой мелких жвачных, внесенный в Перечень заразных и иных болезней животных приказом Минсельхоза 15 февраля 2017 года N 68:
- пункт 106. Мешотчатый расплод (болеют пчелы);
- пункт 106.1. Чума мелких жвачных животных.
В перечень заразных болезней ветеринарных правил по регионализации пункт с чумой мелких жвачных животных введен в действие лишь 12 февраля 2021 года приказом Минсельхоза России от 8 декабря 2020 года N 735. Напомним, что в федеральной государственной информационной системе ФГИС «ВетИС» посредством которой работают все компоненты «Статусы регионов по заразным болезням животных», «Правила перевозки», «Условия перевозки» чума мелких жвачных отсутствует.
4. Изменение названий и классификаторов при переносе из ветеринарных правил по регионализации во ФГИС «ВетИС» установлено у 28 болезней. Перечень во ФГИС «ВетИС» увеличился на 21 болезнь, но при этом удален ряд эпизоотически и экономически значимых болезней.
ФГИС «ВетИС» – это компьютерная программа, имеющая собственные справочники и классификаторы болезней. Бездумный перенос или модификация их названий приводит к тому, что регионализация осуществляется только на бумаге.
Отсутствие обобщающего классификатора не позволяет программе систематизировать и анализировать данные в разрезе территорий, исключительно по видам животных. Вместе с тем, многие болезни являются общими для нескольких видов животных и людей (бешенство, лептоспироз, листериоз и др.). Более того, они могут передаваться не только через животных, но и через транспорт, одежду, воздух и др. Например, известны случаи передачи ящура, возбудитель которого остался на одежде людей, за десятки километров.
Получается, что ФГИС «ВетИС» не выполняет заложенные в ветеринарные правила по регионализации территории РФ задачи – определение статуса региона по заразной болезни (а именно – наличие на его территории возбудителя), проведение вакцинации, оценка уровня риска заноса болезни.
Обобщающий классификатор играет еще одну немаловажную роль – охватывает все восприимчивые виды животных. Его отсутствие может привести к потере эпизоотически и экономически значимых болезней. Ннапример, при переносе пастереллеза не указали пастереллез кроликов и пастереллез птиц, а некробактериоза – некробактериоз северных оленей (таблица 4).
Таблица 4. Примеры болезней из ветеринарных правил по регионализации, у которых при переносе в федеральную государственную информационную систему в области ветеринарии были изменены классификаторы и названия.
Перечни заразных болезней |
|
Ветеринарные правила по регионализации, приказ Минсельхоза от 14.12.2015 года № 635 |
Федеральная государственная информационная система в области ветеринарии (ФГИС «ВетИС») |
Отсутствие обобщающего классификатора |
|
13. Бешенство – зооноз Нет общего классификатора, нет бешенства свиней и бешенства диких животных – регионализация неполноценна. |
Бешенство крупного рогатого скота |
Бешенство мелкого рогатого скота |
|
Бешенство плотоядных животных |
|
86. Лептоспироз – зооноз Болеют все виды животных |
Лептоспироз КРС |
Лептоспироз свиней |
|
88. Листериоз – зооноз Болеют все виды животных |
88. Листериоз |
Листериоз свиней |
|
97. Некробактериоз Нет некробактериоза северных оленей – самой экономически значимой болезни |
Некробактериоз крупного рогатого скота |
Некробактериоз мелкого рогатого скота |
|
106. Пастереллез разных видов Нет пастереллеза (холеры) птиц и пастереллеза кроликов – экономически значимых болезней |
Пастереллез крупного рогатого скота |
Пастереллез свиней |
|
141. Ящур – зооноз Отсутствие обобщающего классификатора не позволяет контролировать болезнь, общую для нескольких видов животных |
Ящур КРС |
Ящур МРС |
|
Ящур верблюдов |
|
Ящур свиней |
В ряде случаев изменение названия болезни влечет угрозу для здоровья людей.
Например, трихинеллез при переносе из перечня по регионализации во ФГИС «ВетИС» превратился в «трихинеллез свиней» (таблица 5), хотя даже в новых ветеринарных правилах по проведению ветеринарно-санитарной экспертизы пунктом 14 указано: «у лошадей, грызунов, свиней и иных всеядных животных проводится срез образцов ножек диафрагмы (при отсутствии возможности среза ножек диафрагмы срезаются межреберные, жевательные, шейные мышцы или мышцы языка, пищевода, гортани) для проведения исследования на трихинеллез». Из этого можно сделать закономерный вывод, что регионализация по трихинеллезу других видов животных, кроме свиней, не проводится. Следовательно, болезнь распространяется бесконтрольно.
Таблица 5. Изменение названий болезней при переносе из ветеринарных правил по регионализации во ФГИС «ВетИС».
Название болезни в ветеринарных правилах по регионализации территории РФ |
Название болезни в федеральной государственной информационной системе в ветеринарии (ФГИС «ВетИС») |
25. Бруцеллез овец и коз (в том числе эпидидимит баранов) |
Бруцеллез мелкого рогатого скота |
98. Низкопатогенный грипп птиц |
Грипп птиц |
56. Инфекционная агалактия овец и коз |
56. Инфекционная агалактия |
Меди-висна |
Меди-висна мелкого рогатого скота |
109. Пограничная болезнь |
Пограничная болезнь овец |
121. Тейлериоз |
Тейлериоз крупного рогатого скота |
123. Трихинеллез |
Трихинеллез свиней |
124. Трихомоноз |
Трихомоноз крупного рогатого скота |
Примечание: Рядом с названием болезни указан пункт из ветеринарных правил по регионализации.
А ведь, по данным Роспотребнадзора, фактором заражения людей трихинеллезом является мясо домашних (43%) и диких (30%) животных, а также мясо бродячих собак (27%). Удельный вес свинины из домашних хозяйств в структуре факторов передачи инвазии составил лишь 47%, мяса собак – 25%, медвежатины – 17%, мяса барсуков – 8%, мяса кабанов – 3%. Так почему же тогда в федеральной государственной информационной системе, посредством которой оформляются ветеринарные сопроводительные документы, учитывается только трихинеллез свиней?
Также при переносе из перечня по регионализации во ФГИС «ВетИС» исчез целый ряд опасных для человека болезней: пастереллез птиц, эхинококкоз КРС, туберкулез овец, бруцеллез свиней и др.
Интересное открытие было сделано и при сравнении названий болезней в перечне по регионализации и ФГИС «ВетИС». Кто-то изменил названия преимущественно в сторону увеличения количества охватываемых видов животных (таблица 6). Например, заразный узелковый дерматит крупного рогатого скота превратился в заразный узелковый дерматит всех видов животных, Инфекционный ларинготрахеит кур – в инфекционный ларинготрахеит птиц, цистицеркоз свиней – в цистицеркоз.
Таблица 6. Замена названия болезни при переносе из перечня по регионализации во ФГИС «ВетИС».
Название болезни из перечня болезней по регионализации |
Названия болезней во ФГИС «ВетИС» |
25. Бруцеллез овец и коз (в том числе эпидидимит баранов) 54. Заразный узелковый дерматит крупного рогатого скота 56. Инфекционная агалактия овец и коз 58. Инфекционная анемия лососевых рыб 64. Инфекционный ларинготрахеит кур 83.2. Контагиозный пустулезный дерматит (эктима) 92. Меди-висна 94. Микоплазмоз (Mycoplasma gallisepticum) 121.1. Тиф-пуллороз птиц 128.2 Цистицеркоз свиней |
Бруцеллез мелкого рогатого скота Заразный узелковый дерматит 56. Инфекционная агалактия Инфекционная анемия лосося Инфекционный ларинготрахеит птиц Контагиозный пустулезный дерматит (эктима овец и коз) Меди-висна мелкого рогатого скота Микоплазмоз птиц Тиф птиц, пуллороз птиц Цистицеркоз |
Таким образом, все перечни заразных болезней страны составлены бессистемно без учета профессиональной компетенции в области ветеринарной медицины.
Вышеизложенное свидетельствует о том, что колоссальное количество ветеринарных сопроводительных документов фиксируют лишь передвижение продукции из пункта А в пункт Б, так как регионализация более, чем по половине заразных болезней животных из перечня, контролируется фиктивно. Неудивительно, что государственные ветеринарные службы регионов требуют отдельно согласовывать разрешение на ввоз продукции в регион. При этом многие хозяйствующие субъекты не понимают и возмущаются, почему их заставляют это делать, ведь со своей стороны они оформили все необходимые ВСД, требуемые ветеринарными правилами по регионализации!
Ниже представлена сравнительная таблица всех главных ветеринарных перечней страны и списка МЭБ:
- перечень болезней для реализации мероприятий по предупреждению болезней животных, птиц, рыб и пчел и осуществления региональных планов ветеринарного обслуживания животноводства (приказ Минсельхоза от 9 марта 2011 года N 62);
- перечень заразных болезней животных, по которым могут устанавливаться ограничительные мероприятия\карантин (приказ Минсельхоза от 19 декабря 2011 года N 476);
- перечень заразных болезней, по которым проводится регионализация территории РФ (приказ Минсельхоза от 14.12.2015 года № 635);
- перечень из федеральной государственной информационной системы в области ветеринарии.
Таблица 7. Сравнение главных ветеринарных перечней болезней страны.
Показатель |
Список |
Перечень заразных болезней страны в соответствии со ст.1 закона РФ «О ветеринарии», приказ Минсельхоза от 09.03.2011 № 62 (профилактика, лечение, региональные планы обслуживания животноводства) |
Перечень заразных, в том числе особо опасных, болезней животных, по которым могут устанавливаться ограничительные мероприятия (карантин), приказ Минсельхоза от 19 декабря 2011 года N 476 |
Перечень заразных болезней по регионализации, приказ Минсельхоза от 14.12.2015 года № 635 (регионализация) |
Заболевания из ФГИС «ВетИС» - главной информационной системы страны в ветеринарии |
Расположение болезней в перечне |
13 разделов классифицированы |
бессистемно, в хаотичном порядке |
по алфавиту |
по алфавиту |
по алфавиту
|
Количество пунктов в перечне |
119 |
109 |
75 |
141 |
нумерация отсутствует |
Количество болезней в перечне |
119 |
110 |
87 |
145 |
155 |
Количество совпадающих болезней |
80 |
Примечание: * - за совпадающие болезни принимали болезни без учета по дифференциации по видам животных (например, ящур = ящуру КРС, пастереллез = пастереллезу КРС, а цистицеркоз считали за совпадающий с цистицеркозом свиней).
Следует отметить, что предложение по унификации и систематизации перечней заразных и иных болезней животных было вынесено на обсуждение департамента ветеринарии и рабочей группы «Животноводство и растениеводство» Аналитического информационного центра правительства РФ еще в начале 2020 года в качестве подготовки к «регуляторной гильотине».
Эксперты-ветеринарные врачи предложили создать профильные отраслевые экспертные группы ветеринарных врачей с тем, чтобы системно разработать ветправила по всем болезням животных, в том числе по лабораторному делу. Было предложено унифицировать все перечни заразных болезней по видам животных (отраслям), как это регламентируется МЭБ, и как раньше было в ветеринарном законодательстве СССР:
- Болезни животных многих видов – 26
- Болезни крупного рогатого скота – 14
- Болезни овец и коз – 11
- Болезни лошадей – 11
- Болезни свиней – 7
- Болезни птиц – 14
- Болезни кроликов – 2
- Болезни пчел – 6
- Болезни рыб – 9
- Болезни моллюсков – 7
- Болезни ракообразных – 6
- Болезни амфибий – 2
- Болезни, не вошедшие в определенные категории – 2
Во-первых, систематизация по видам животных обеспечивает системный подход к предупреждению болезней животных и их лечение, выпуск полноценных и безопасных в ветеринарном отношении продуктов животноводства и защиту населения от болезней, общих для человека и животных.
Во-вторых, унификация перечней облегчит государственный контроль заразных болезней и биологическую безопасность при охране территорий России от заноса заразных болезней животных из иностранных государств, а также системный подход к ликвидации болезней при возникновении эпизоотических вспышек.
В-третьих, такой подход был бы очень удобен для хозяйствующих субъектов, ведь знание болезней по видам животных позволяет обезопасить себя от их заноса в хозяйство, контролировать здоровье поголовья, своевременно осуществлять профилактику и лечение и выпускать безопасную продукцию – как указано в статье 1 закона РФ «О ветеринарии».
В-четвертых, системный подход к формированию основных перечней заразных болезней страны позволяет решать и другие основные задачи ветеринарии: подготовку специалистов в области ветеринарии, производство препаратов и технических средств ветеринарного назначения, и, конечно же, осуществление федерального государственного ветеринарного контроля (надзора). К слову, о заблуждениях департамента ветеринарии и Россельхознадзора в оценке возможности 100% импортозамещения ветеринарных препаратов можно прочитать в статье «Ветпрепараты для животноводства: есть ли альтернативы импорту?».
Кроме этого, такой подход позволил бы системно подойти к пересмотру ветеринарного законодательства страны и административной реформе контрольно-надзорной деятельности. Однако в этой инициативе было отказано.
За три года реформы контрольно-надзорной деятельности департаментом ветеринарии пересмотрено чуть больше 70 нормативно-правовых актов в области ветеринарии, из них всего 33 – по болезням животных, в том числе 3 – изменения в действующие правила (по туберкулезу, бешенству и АЧС).
Так как неблагополучие страны ухудшалось, а ветеринарные требования разрабатывались с точки зрения контроля (надзора), а не выполнения основных задач в области ветеринарии, к вопросу пересмотра ветеринарного законодательства возвращались постоянно.
Последнее совещание с департаментом ветеринарии по вопросу унификации перечней заразных болезней состоялось 12 января 2023 года, однако надежда на решение об унификации перечней снова не оправдалась. Разъяснения об оформлении ветеринарных сопроводительных документов при перемещении животных, с рассмотрения которых начали обзор законодательства, утверждены статс-секретарем заместителем министра сельского хозяйства М.И. Увайдовым и направлены в регионы.
Улучшит ли этот и подобные ему документы эпизоотическую ситуацию в стране?
На наш взгляд, нет, потому что бессистемный подход к формированию ветеринарного законодательства и организации ветеринарии сводит на нет все инициативы правительства и других руководящих органов нашей страны.
В следующей статье, продолжая разговор об изменениях в законодательстве, мы подробно рассмотрим новые ветеринарные правила по борьбе с болезнями животных и подумаем, какие угрозы они могут за собой повлечь.
Биографическая справка
Щепёткина Светлана Владимировна – российский ученый–эпизоотолог (ветеринарный эпидемиолог), микробиолог, судебный ветеринарный эксперт, кандидат ветеринарных наук. Автор 123 научных публикаций, 8 книг, 8 патентов (три из них – компьютерные программные комплексы). Отмечена благодарственными письмами и наградами президента РФ, Минсельхоза, управлений ветеринарии Санкт-Петербурга и Белгородской области. С 2020 года – эксперт рабочей группы «Животноводство и растениеводство» аналитического информационного центра правительства РФ, эксперт ФГБУН «Национальный научно-исследовательский институт общественного здоровья им. Н.А. Семашко».
Источники:
- Общая эпизоотология: учебник для вузов / А.А, Сидорчук, В.А. Кузьмин, С.В. Алексеева – 2-е изд., стер. – Санкт-Петербург: Лань, 2021. – 248 с.
- Список МЭБ и трансграничные инфекции животных: монография / В.В. Макаров, В.А. Грубый, К.Н. Груздев, О.И. Сухарев. - Владимир: ФГБУ «ВНИИЗЖ», 2012. - 162 с.: ил.
- Заключение к разъяснению по вопросу применения нормативных правовых актов в области ветеринарии, принятых Минсельхозом России, при перемещении животных по территории РФ (исх. УМ-25-26/29029 от 27.12.2022)
- Аналитические таблицы перечней заразных болезней животных и ФГИС «ВетИС»
Читайте продолжение этой статьи: "Ветеринарные правила и борьба с заразными болезнями животных: не «во имя», а вопреки"
Начали работать над обновление программного обеспечения портала Мясной Эксперт. Обновим php и все движки до последних версий, отсечем...
Олег Шевченко из "Мясопортала" прислал мне сегодня фотографии с нашей колбасной ул. Пермской из Москвы. Сначала я хотел объяснить это тем, что...
Можно ли верить лжецу? Автор Семен Разумов, специализирующийся на политических статьях, вдруг переквалифицировался в биохимика и...
Сначала я хотел помыть глаза с мылом, но потом решил свериться с календарем – на секунду у меня было ощущение, что я путешественник во времени....
Увидеть новинку до ее презентации на Агропродмаш 2024, что еще может быть интересней для «Мясного Эксперта»? Мы приехали в Брест к КОМПО и...
Приветствую. Столкнулись с проблемами при разработке ТУ по документу ГОСТ р 51740-2016: ...
Управление по регулированию рынка Шанхая инициировало расследование в отношении владельцев 47...
Доброго времени суток коллеги. У меня вопрос по перосъемной машине. На заводе при...
В 2-3 миллиметрах от клипсы при нормальной набивке с верхней стороны образовываются маленькие...
Уважаемые коллеги,здравствуйте! Бегу сюда напролом,так как ситуация печальная. Паровая...
Добрый день, коллеги. Может ли кто-нибудь поделиться примером инструкции Санитарного дня на...