Независимый портал
для специалистов мясной индустрии
подписаться Вход / регистрация Войти

Ингредиенты: мировые тенденции и российские реалии

Ингредиенты: мировые тенденции и российские реалии
Виктория Загоровская
Виктория Загоровская
Мясной Эксперт

Мы продолжаем развивать тему, обсуждение которой начали в статье «Рынок ингредиентов – что в фокусе?». На этот раз остановимся подробнее на вопросах импортозамещения, открытии иностранными и отечественными компаниями производств в России, а также государственной поддержке инвесторов.
 

Нашими спикерами стали:

Анна Демчук, продукт-менеджер HOLKOF GmbH,
Яна Парфентьева, начальник управления продаж ООО «Аромадон»,
Екатерина Пряхина, ведущий специалист по маркетингу компании Kerry (Россия и СНГ),
Владимир Зонин, к.т.н., заместитель ди⁠ректора по технологиям и развитию новых продуктов ООО «ТК «Белстар».

 

Расскажите, какова сегодня импортная составляющая на рынке ингредиентов для мясопереработки (в разных сегментах)? Чем это можно объяснить? Реализуются ли в индустрии пищевых ингредиентов проекты импортозамещения, какие?

Анна Демчук:

По данным на 2015 год доля импортных поставок для удовлетворения потребностей отечественного рынка в пищевых добавках, ароматизаторах и технологических вспомогательных средствах составляла 75–80%. Думаю, ситуация за три года изменилась не очень существенно. Объяснение этого лежит на поверхности: за последние 20-25 лет производителей продуктов питания приучили к импортным добавкам на волне убеждения в том, что за границей и трава зеленее, и солнце светит ярче. И эта инерция ещё долго будет дуть в паруса иностранным производителям.
За это же время пришли в упадок отечественные производства микроингредиентов, а также различные профильные НИИ (например, находящийся в Москве «Научно-исследовательский институт синтетических и натуральных душистых веществ»). Упущено бесценное время, за которое успели далеко продвинуться мировые технологии и ноу-хау. И лишь пару лет назад в России стали пока только задумываться об импортозамещении в истинном смысле этого слова. Ведь продукцию отечественных производителей, где применяется в основном импортное сырьё, импортонезависимой назвать никак нельзя. Это также касается иностранных компаний, открывающих производство в России. В 2015 году ВНИИПД была разработана Концепция развития отечественного производства пищевых микроингредиентов до 2025 года, которая предусматривала снижение на 30-40% объёмов импортных закупок пищевых микроингредиентов к 2020 году и на 70-80% к 2025 году. И только в этом году Минсельхозом создана межведомственная рабочая группа по развитию производства пищевых ингредиентов. Много ли отечественных производств успело появиться за это время? Навёрстывать упущенное приходится в очень жёстких условиях.

Наблюдается тенденция слияния российских и иностранных производителей с целью быстрого выхода/овладения готовой долей рынка.

Яна Парфентьева

Яна Парфентьева: 

Ситуация с импортной составляющей неизменна на протяжении нескольких лет – доля указанных производителей очень высока. Кроме того, наблюдается тенденция слияния российских и иностранных производителей с целью быстрого выхода/овладения готовой долей рынка. Об импортозамещении на практике речь идет номинально – в основном, это вопрос декларирования «политики партии», что в реальности реализовать можно с большим трудом ввиду сырьевой составляющей производства ингредиентов, которая на 95% построена на импортной базе.

 

В последнее время становится актуальным открытие иностранными и отечественными компаниями производств в России. С чем связана данная тенденция, только ли с экономией, например, на персонале, курсе валют,  пошлинах?

Анна Демчук:

Открытие производств иностранными компаниями связано, на мой взгляд, с тем, что им очень важен российский рынок для дальнейшего развития. Кроме того, они обладают достаточными средствами. Первое преимущество, которое они получают, это быстрота реагирования на запросы заказчика. Возможно, чуть-чуть удастся сэкономить на персонале, но нужно принять во внимание, что затраты на персонал в столице вряд ли будут существенно меньше, а найти достаточное количество квалифицированных сотрудников вдали от мегаполисов уже весьма проблематично. Новые имена отечественных производителей появляются потому, что отмечается тенденция «импортозамещения», и она растущая. В этот момент на рынке легче закрепиться. Кроме того, такие производства могут понемногу включать в закупаемый сырьевой ассортимент ингредиенты отечественного производства, становясь всё более импортонезависимыми.

 

Яна Парфентьева:

С одной стороны, тенденция обусловлена в основном экономическими  факторами: санкции, логистика, зарплаты, но я бы отметила еще один аспект. Иностранные производители понимают и принимают некоторую специфику российского бизнеса, ингредиентов в частности, а именно не совсем формальное взаимодействие в схеме продавец-покупатель, поэтому предоставляют местным управленческим командам осуществлять процесс продаж и общения с клиентами.

Россия – это «мост» к странам таможенного союза и рынкам СНГ, в развитии которых мы заинтересованы.

Екатерина Пряхина

Екатерина Пряхина: 

Это мировая тенденция – располагать производства ближе к клиентам. Сейчас многие крупные игроки мирового рынка ингредиентов, в том числе решений для мясной промышленности, открывают свои заводы в России. На рынке за последние 7 лет доля ингредиентов для мясопереработки, произведенных в России, существенно выросла.
Компания Kerry в мае 2018 года также запустила свое производство в Истринском районе Московской области. Новый завод построен в рамках стратегии Kerry по укреплению позиций на российском рынке. Для компании Kerry есть три важных мотива для создания производственных мощностей в России. Во-первых, это вера в развитие российского рынка. В то время как в большинстве европейских стран отмечается стагнация, на российском рынке наблюдается развитие и рост. Потребительский спрос обеспечивает рост российского ВВП. Активно развивается российский розничный рынок. Аналитики прогнозируют его рост к 2020 году на 6,8%. Во-вторых, Россия – это «мост» к странам таможенного союза и рынкам СНГ, в развитии которых мы заинтересованы. Ну и третий, наверное, самый важный посыл – быть ближе к нашим клиентам.

Какие сегменты рынка пищевых ингредиентов и российские регионы представляют особый интерес, и почему?

В портфолио нужны продукты всей ассортиментной линейки. Вчера был спрос на шашлыки и продукты для гриля, сегодня – на дешевые колбасы, завтра – на продукцию ГОСТ.

Анна Демчук

Анна Демчук:

Наибольший интерес из всех российских регионов представляет Москва. Это легко объясняется плотностью населения (потребителей) в столице, а также преобладанием колбасных изделий московских производителей в других регионах России. Что касается особо интересных сегментов рынка пищевых ингредиентов, то это, несомненно, те, которые пользуются большим спросом. А спрос на те или иные продукты определяется, с одной стороны, покупательской способностью, с другой стороны, – сезонностью. Поэтому в портфолио нужны продукты всей ассортиментной линейки. Вчера был спрос на шашлыки и продукты для гриля, сегодня – на дешевые колбасы, завтра – на продукцию ГОСТ...

Яна Парфентьева:

Отмечу растущий рынок продукции «халяль» с учетом стремления многих российских производителей освоить рынок Ближнего Востока (чаще всего, ОАЭ) со своей продукцией.

Екатерина Пряхина: 

Сегодня нашим клиентам – производителям интересны в первую очередь готовые решения, поэтому Kerry предлагает комплексные решения для всех отраслей промышленности. Мы стараемся все технологии объединить и предложить клиенту полноценный концепт продукта, включающий решения по вкусу, аромату и текстуре, с учетом полных вкусовых ощущений потребителя.

Полная версия статьи доступна только зарегистрированным пользователям
Вход / регистрация
Виктория Загоровская
Виктория Загоровская
2717
Блоги — Читаемое
все блоги

1. Стоимость этикетировочной машины для весовой продукции сопоставима со стоимостью проекта внедрения MES-системы. Для простоты, пусть и то,...

Моя визитка в рубрике Бизнес-Линч у Артемия Лебедева.   Рецензировал сами знаете кто.  ...

Сегодня поразмышляем о пользе внедрения оперативного учета на производстве сыров в промышленных масштабах. Разберемся — что такое MES-система и...

В середине 2000-х при выборе платформы ИС большинство производителей продуктов питания остановились на 1С УПП. И за последние 10-15 лет...

  Фарш в рулонах - новый сырьевой тренд. Цена от 1200 руб за погонный метр. Ширина полотна оптимальная, в чебурашку поместится, если...

Какой нужен шпик для сыровяленного фуэта по испанским традициям

Добрый день, коллеги! Какой шпик нужно класть в фуэт: хребтовой, боковой или грудинку?...

1
Ramzes
Ramzes
Ветчина для пиццы сворачивается в "чашечку". Как избежать?

Добрый день! Как сделать ветчину свиную для пиццы, чтобы не сворачивалась в чашечку при...

13
tatyana2129
tatyana2129
Клей для варочных шкафов

Добрый день ,подскажите пожалуйста какой порекомендуете клей для приклеивания в варочном шкафу...

2
Срок годности свареных и замороженных пельменей?

Может кто-нибудь подсказать срок годности сваренных Пельменей и замороженных в шоковой...

1
John Galt
John Galt
Административные барьеры в животноводстве. Какие мешают?

Коллеги, добрый день.  Прошу помощи в одном вопросе, связанном с административным...

0
pookis
pookis
Датчик температуры или как мониторить температуру в камере? Приборы удаленного контроля.

Добрый день друзья . Я новичок и у меня маленький цех по производству пельменей ручной лепки ....

3
Мурат
Мурат


Подписаться на новости
Спасибо за подписку!
Спасибо за подписку!
Вход в Личный Кабинет

Регистрация