Независимый портал
для специалистов мясной индустрии
подписаться Вход / регистрация Войти

Ингредиенты: мировые тенденции и российские реалии

Ингредиенты: мировые тенденции и российские реалии
Виктория Загоровская
Виктория Загоровская
Мясной Эксперт

Мы продолжаем развивать тему, обсуждение которой начали в статье «Рынок ингредиентов – что в фокусе?». На этот раз остановимся подробнее на вопросах импортозамещения, открытии иностранными и отечественными компаниями производств в России, а также государственной поддержке инвесторов.
 

Нашими спикерами стали:

Анна Демчук, продукт-менеджер HOLKOF GmbH,
Яна Парфентьева, начальник управления продаж ООО «Аромадон»,
Екатерина Пряхина, ведущий специалист по маркетингу компании Kerry (Россия и СНГ),
Владимир Зонин, к.т.н., заместитель ди⁠ректора по технологиям и развитию новых продуктов ООО «ТК «Белстар».

 

Расскажите, какова сегодня импортная составляющая на рынке ингредиентов для мясопереработки (в разных сегментах)? Чем это можно объяснить? Реализуются ли в индустрии пищевых ингредиентов проекты импортозамещения, какие?

Анна Демчук:

По данным на 2015 год доля импортных поставок для удовлетворения потребностей отечественного рынка в пищевых добавках, ароматизаторах и технологических вспомогательных средствах составляла 75–80%. Думаю, ситуация за три года изменилась не очень существенно. Объяснение этого лежит на поверхности: за последние 20-25 лет производителей продуктов питания приучили к импортным добавкам на волне убеждения в том, что за границей и трава зеленее, и солнце светит ярче. И эта инерция ещё долго будет дуть в паруса иностранным производителям.
За это же время пришли в упадок отечественные производства микроингредиентов, а также различные профильные НИИ (например, находящийся в Москве «Научно-исследовательский институт синтетических и натуральных душистых веществ»). Упущено бесценное время, за которое успели далеко продвинуться мировые технологии и ноу-хау. И лишь пару лет назад в России стали пока только задумываться об импортозамещении в истинном смысле этого слова. Ведь продукцию отечественных производителей, где применяется в основном импортное сырьё, импортонезависимой назвать никак нельзя. Это также касается иностранных компаний, открывающих производство в России. В 2015 году ВНИИПД была разработана Концепция развития отечественного производства пищевых микроингредиентов до 2025 года, которая предусматривала снижение на 30-40% объёмов импортных закупок пищевых микроингредиентов к 2020 году и на 70-80% к 2025 году. И только в этом году Минсельхозом создана межведомственная рабочая группа по развитию производства пищевых ингредиентов. Много ли отечественных производств успело появиться за это время? Навёрстывать упущенное приходится в очень жёстких условиях.

Наблюдается тенденция слияния российских и иностранных производителей с целью быстрого выхода/овладения готовой долей рынка.

Яна Парфентьева

Яна Парфентьева: 

Ситуация с импортной составляющей неизменна на протяжении нескольких лет – доля указанных производителей очень высока. Кроме того, наблюдается тенденция слияния российских и иностранных производителей с целью быстрого выхода/овладения готовой долей рынка. Об импортозамещении на практике речь идет номинально – в основном, это вопрос декларирования «политики партии», что в реальности реализовать можно с большим трудом ввиду сырьевой составляющей производства ингредиентов, которая на 95% построена на импортной базе.

 

В последнее время становится актуальным открытие иностранными и отечественными компаниями производств в России. С чем связана данная тенденция, только ли с экономией, например, на персонале, курсе валют,  пошлинах?

Анна Демчук:

Открытие производств иностранными компаниями связано, на мой взгляд, с тем, что им очень важен российский рынок для дальнейшего развития. Кроме того, они обладают достаточными средствами. Первое преимущество, которое они получают, это быстрота реагирования на запросы заказчика. Возможно, чуть-чуть удастся сэкономить на персонале, но нужно принять во внимание, что затраты на персонал в столице вряд ли будут существенно меньше, а найти достаточное количество квалифицированных сотрудников вдали от мегаполисов уже весьма проблематично. Новые имена отечественных производителей появляются потому, что отмечается тенденция «импортозамещения», и она растущая. В этот момент на рынке легче закрепиться. Кроме того, такие производства могут понемногу включать в закупаемый сырьевой ассортимент ингредиенты отечественного производства, становясь всё более импортонезависимыми.

 

Яна Парфентьева:

С одной стороны, тенденция обусловлена в основном экономическими  факторами: санкции, логистика, зарплаты, но я бы отметила еще один аспект. Иностранные производители понимают и принимают некоторую специфику российского бизнеса, ингредиентов в частности, а именно не совсем формальное взаимодействие в схеме продавец-покупатель, поэтому предоставляют местным управленческим командам осуществлять процесс продаж и общения с клиентами.

Россия – это «мост» к странам таможенного союза и рынкам СНГ, в развитии которых мы заинтересованы.

Екатерина Пряхина

Екатерина Пряхина: 

Это мировая тенденция – располагать производства ближе к клиентам. Сейчас многие крупные игроки мирового рынка ингредиентов, в том числе решений для мясной промышленности, открывают свои заводы в России. На рынке за последние 7 лет доля ингредиентов для мясопереработки, произведенных в России, существенно выросла.
Компания Kerry в мае 2018 года также запустила свое производство в Истринском районе Московской области. Новый завод построен в рамках стратегии Kerry по укреплению позиций на российском рынке. Для компании Kerry есть три важных мотива для создания производственных мощностей в России. Во-первых, это вера в развитие российского рынка. В то время как в большинстве европейских стран отмечается стагнация, на российском рынке наблюдается развитие и рост. Потребительский спрос обеспечивает рост российского ВВП. Активно развивается российский розничный рынок. Аналитики прогнозируют его рост к 2020 году на 6,8%. Во-вторых, Россия – это «мост» к странам таможенного союза и рынкам СНГ, в развитии которых мы заинтересованы. Ну и третий, наверное, самый важный посыл – быть ближе к нашим клиентам.

Какие сегменты рынка пищевых ингредиентов и российские регионы представляют особый интерес, и почему?

В портфолио нужны продукты всей ассортиментной линейки. Вчера был спрос на шашлыки и продукты для гриля, сегодня – на дешевые колбасы, завтра – на продукцию ГОСТ.

Анна Демчук

Анна Демчук:

Наибольший интерес из всех российских регионов представляет Москва. Это легко объясняется плотностью населения (потребителей) в столице, а также преобладанием колбасных изделий московских производителей в других регионах России. Что касается особо интересных сегментов рынка пищевых ингредиентов, то это, несомненно, те, которые пользуются большим спросом. А спрос на те или иные продукты определяется, с одной стороны, покупательской способностью, с другой стороны, – сезонностью. Поэтому в портфолио нужны продукты всей ассортиментной линейки. Вчера был спрос на шашлыки и продукты для гриля, сегодня – на дешевые колбасы, завтра – на продукцию ГОСТ...

Яна Парфентьева:

Отмечу растущий рынок продукции «халяль» с учетом стремления многих российских производителей освоить рынок Ближнего Востока (чаще всего, ОАЭ) со своей продукцией.

Екатерина Пряхина: 

Сегодня нашим клиентам – производителям интересны в первую очередь готовые решения, поэтому Kerry предлагает комплексные решения для всех отраслей промышленности. Мы стараемся все технологии объединить и предложить клиенту полноценный концепт продукта, включающий решения по вкусу, аромату и текстуре, с учетом полных вкусовых ощущений потребителя.

Полная версия статьи доступна только зарегистрированным пользователям
Вход / регистрация
Виктория Загоровская
Виктория Загоровская
1712
Комментарии

Вопрос к Яне, если она тут есть.
"Среди них – применение ферментов в ингредиентных блендах"
Можно подробнее про это?
Я верно понимаю что это ТГ-подобные ферменты?
Какие ещё? Какие основные задачи будут решать ферментосодержащие бленды?

Добрый день. На мой субъективный взгляд, вполне возможно ожидать увеличения внимания к использованию ферментов в блендах в ближайшие годы. Во-первых, возможно более повсеместное использование уже активно применяемых - в первую очередь трансглютаминазы, в меньшей степени - папаина и пепсина. Во-вторых, интерес вызывают "новые" ферменты из семейства протеаз и коллагеназ, которые сейчас только только набирают популярность в рамках тенденции замены фосфатов. Очевидно, что рост интереса к этим составляющим функциональных блендов напрямую зависит от решения вопросов законодательного регулирования применения ферментных препаратов, а также от наблюдающегося на сегодняшний момент роста зависимости производителей ингредиентов от сырьевых рынков, а именно, от производителей каррагинанов и фосфатов.

Блоги — Читаемое
все блоги

  «1С» официально объявила, что в скором времени завершит поддержку широко используемого на территории РФ продукта «1С:Управление...

Ага... теперь все ясно кто будет генерировать поставки открормленных червей на заводы для производства пищевого белка. Как мы знаем по прошлым...

Решил сегодня сделать пару колбас по прекрасной книге Петра Пахомова @Баламут...

Коллектив «Мясного Эксперта» и я лично поздравляем вас с Новым годом! Желаем, чтобы 2019-й стал годом новых увлечений, осуществления...

Зельц в свиной шкуре: шкура, язык, легкое, требуха, куриный бульон, специи, холст. Всех с наступающим!)))  ...

Выделение влаги из сосисок на 5-7 сутки при хранении в газе

Доброго времени суток !!! Помогите решить проблему. После упаковывания сосисок, МГС, каждая...

32
Антон Буланин
Антон Буланин
Серые пятна (хаотичные) на сырокопченых колбасах

После ферментации, на этапе сушки,появляются серые пятна в толще фарша , которые разбросаны...

5
Honcharenkod
Honcharenkod
Помощь в выборе оборудования для ветчин

Добрый вечер. Нужна инфо по всем возможным вариантам рам для ветчин в форме. Вопрос в том,...

1
Борис Лисицын
Борис Лисицын
Знаки на клипсе

Добрый день! Прошу профессионального совета! Планируем на клипсу вареной колбасы наносить...

3
TatianaCh
TatianaCh
Чем пахнет на складе "специй"? Какая основная нота? Какая пряность дает этот узнаваемый запах?

Всем привет! Мучал я Лешу( @Вадимыч ) на предмет, а чем же пахнет на складах компаний...

7
Шприц вакуумный роторный ИПКС-047(Н)

Доброго времени суток. Кто-нибудь работал на шприце ИПКС-047(Н) делают в Рязани. Отзывы,...

15


Подписаться на новости
Спасибо за подписку!
Спасибо за подписку!
Вход в Личный Кабинет

Регистрация