Индейка: перспективные ниши и потенциал рынка
Выступая на 10-м Всероссийском совещании владельцев и руководителей мясоперерабатывающих предприятий, которое прошло в рамках выставки «Агропродмаш – 2023», исполнительный директор Национальной ассоциации производителей индейки (НАПИ) Анатолий Вельматов рассказал о состоянии и перспективах развития рынка. Также он дал необходимые пояснения порталу «Мясной Эксперт» и ответил на несколько дополнительных вопросов.
Пятикратный рост и планы расширения производства
Как рассказал Анатолий Вельматов, за последнее десятилетие отечественное индейководство показало пятикратный рост, в то время как в большинстве стран – традиционных производителей индейки отмечается сокращение среднем на 10-20%.
Так, он сообщил, что в 2022 году индейководы обеспечили России первое место в Европе и второе в мире по объемам производства, выпустив 415 тыс. т мяса индейки и впервые обогнав европейских лидеров отрасли: Польшу (409 тыс. т), Германию (406 тыс. т), Францию (245 тыс. т) и Испанию (232 тыс. т).
«На мировом уровне традиционно лидируют США, которые производят почти половину всего мирового объема индюшатины – 2,5 млн тонн», – добавил спикер.
В 2023 году, согласно прогнозам НАПИ, объем производства индейки в России составит порядка 435-440 тыс. т.
«Прогноз производства мяса индейки на следующий год в целом благоприятный. Все отечественные предприятия отрасли работают стабильно, ряд компаний планирует увеличить производственную мощность, а повышение доступности кредитных ресурсов позволит ускорить реализацию анонсированных проектов», – уверен эксперт.
Он уточнил, что до 2030 года запланировано строительство новых производств суммарной мощностью не менее 300 тыс. тонн мяса в год, что позволит увеличить выпуск индейки к этому времени до 700 тыс. тонн. «Причем не менее 30% прироста планируется осуществить за счет развития производства малыми и средними предприятиями», – отметил Анатолий Вельматов.
Это, в свою очередь, положительно отражается на развитии экспорта.
Как рассказал Вельматов, по сравнению с 2021 годом экспорт мяса индейки в натуральном выражении увеличился на 17%, в денежном – на 43%, составив порядка 26 тыс. тонн и 70 млн долларов соответственно.
«Устойчивым трендом 2023 года является более высокий рост выручки от экспорта. Это связано с изменением ассортимента за счет более дорогих товаров (филейной группы, готовой продукции) и общего роста цен на мясо индейки», – обратил внимание спикер.
При этом он добавил, что наиболее высокими темпами развивается экспорт индейки в страны Африки, Китай и на Ближний Восток – прирост находится на уровне не менее 20%. Ожидается, что к 2023 году экспорт достигнет 60 тыс. тонн.
Прогноз экспорта до 2030 года
Вместе с тем, отвечая на вопросы «Мясного Эксперта», исполнительный директор НАПИ признал, что сохраняется достаточна высокая зависимость отечественной отрасли от поставок зарубежного генетического материала. По его данным, ведущими странами-экспортерами инкубационных яиц индейки в Россию по итогам 2022 г. стали: Германия (26,5%), Канада (23,9%), Франция (23,7%), Словакия (11,3%), Венгрия (9,7%) и др.
Однако, как заверил Анатолий Вельматов, ситуация постепенно меняется к лучшему. Так, по его словам, отрасль существенно приросла по производству собственного инкубационного яйца: практически до 40% по итогам прошлого года и до 50% в этом году. Стабильно работают племенные репродукторы ООО «Авиаген торкейз рус», ООО «Индюшкин двор», ООО «Морозовская птицефабрика».
Кроме того, как сообщил Вельматов «Мясному Эксперту», активно реализуются проекты по созданию племенных репродукторов второго порядка суммарной мощностью не менее 35 млн яиц в год. В частности, в стадии выхода на проектную мощность племенной репродуктор ГК «Дамате» – ООО «Племенная индейка» в Тюменской области. Реализуется инвестиционный проект ООО «Донская индейка» в Воронежской области.
Он заметил, что существенное влияние на создание локальных производств инкубационного яйца индейки оказали меры государственной поддержки: льготное кредитование, инвестиционные субсидии и региональные формы субсидирования.
«Таким образом значительно вырастают возможности для увеличения внутреннего потребления и экспорта, в том числе, за счет более низкой себестоимости продукции в стране», – заключил исполнительный директор НАПИ.
Однако, предупредил он, не следует забывать о том, что многое будет зависеть от эпизоотической обстановки.
Среди факторов, влияющих сегодня на развитие отрасли, Вельматов в ходе своего выступления выделил возрастание угроз эпизоотического характера (высоко- и низкопатогенные подтипы вируса гриппа птиц и другие заболевания), глобальные изменения и санкционное воздействие на каналы поставок генетического материала, оборудования, ветеринарных препаратов, ингредиентов для кормления, а также появление новых технологий и цифровую трансформацию выращивания и производства индеек.
Еще один важный, по его словам, фактор – демографические изменения общества: рост продолжительности жизни, повышение ее качества, изменяющийся спрос и отношение к мясу индейки как продукту для здорового и полезного питания. «Это, в свою очередь, напрямую влияет на увеличение внутреннего потребления, в частности, включение мяса индейки в рационы питания образовательных, лечебных, социальных учреждений, а также для мобилизационных нужд страны», – пояснил спикер.
Потребление мяса на душу населения РФ в 2012-2022 гг., кг/чел.
По данным НАПИ, начиная с 2012 года, потребление мяса в России в среднем росло меньше, чем на 1% и увеличилось с 75,1 до 78,4 кг. А потребление индейки росло в среднем на 24% и увеличилось с 0,8 до 2,7 кг.
«Ориентир по потреблению мяса индейки составляет 5 кг», – отметил Анатолий Вельматов, добавив, что одним из основных драйверов увеличения спроса выступает снижение разницы в стоимости мяса курицы и индейки.
Цена вопроса
Ценовой фактор остается одним из самых значимых для развития отрасли.
На цену мяса индейки, как объяснил Вельматов, оказывают влияние как общие, так и специфические факторы.
К общим он отнес инфляцию затрат по всем направлениям (рост стоимости кормов, энергии, биозащиты, трудовых ресурсов, логистики и пр. затрат); высокую волатильность рубля по отношению к мировым валютам; восстановление после Covid-19 сектора общественного питания, туризма и повышение спроса.
Специфические факторы, по словам Вельматова, – это санкционное воздействие на каналы поставок генетического материала; стоимость товаров субститутов (курица, свинина); изменяющийся спрос и отношение к мясу индейки как продукту для здорового и полезного питания; сложная эпизоотическая ситуация (ВПГ в птицеводстве, АЧС в свиноводстве).
Не секрет, что в этом году в России отмечается рост оптовых цен на курицу и индейку.
Как пояснил «Мясному Эксперту» Анатолий Вельматов, начиная со второй половины 2023 года, цены на мясо курицы и индейки, действительно, демонстрировали устойчивый рост. Так, согласно его данным, по сравнению с 2022 г. цена на мясо курицы в среднем увеличилась на 27%, на мясо индейки – на 20%.
Сырье
|
39 неделя 2022г., цена кг/руб.
|
39 неделя 2023 г., цена кг/руб.
|
YoY, %
|
Тушка бройлера
|
140 |
212 |
51,4%
|
Свинина (полутуша)
|
179 |
203 |
13,4%
|
Тушка индейки
|
240 |
262 |
9,1%
|
«На рост цены мяса индейки, прежде всего, повлияли: общий рост себестоимости продукции вместе с высокой волатильностью рубля, цены на товары товары-субституты (курица, свинина), а также возросший внутренний спрос, в том числе, со стороны мясопереработчиков. Однако в текущем моменте уже можно сказать, что рост цен, как на курицу, так и на индейку, остановился», – сообщил порталу Вельматов.
Продолжая развивать тему, он отметил, что необходимо учитывать сезонный характер потребления мяса птицы. Традиционно после новогодних праздников наблюдается снижение спроса и соответственно снижение цен на мясо. И в январе-феврале можно ожидать существенного снижения цен.
При этом исполнительный директор НАПИ обратил внимание, что внутренний спрос на мясо индейки увеличился как в рознице, так и при использовании мяса индейки в организованном общественном питании населения, а также у мясопереработчиков.
Выступая на конференции, он рассказал, что увеличению спроса на мясо индейки со стороны переработчиков способствует не только уровень цен, но также высокая пищевая, биологическая ценность и оригинальные вкусовые качества индюшиного мяса (наличие достаточного количества жиров, углеводов и продуктов белкового распада). Кроме того, заверил спикер, за счет мяса индейки можно решить основные проблемы питания современного человека, к которым относится избыточная калорийность рационов и одновременно выраженный дефицит ряда микронутриентов и минорных биологически активных веществ пищи.
Также повышенному спросу со стороны мясопереработчиков, по его словам, способствует возможность создания продуктов глубокой переработки из мяса индейки с заданными функциональными свойствами.
«Существенную роль имеет и культурологический аспект – мясо индейки разрешено в питании всех религий и может быть использовано вместо свинины при производстве продукции глубокой переработки стандартов «халяль» и «кошер». Рост спроса на халяльную продукцию уже привел к увеличению использования индейки в рецептурах колбасных изделий и мясных деликатесов», – подчеркнул Анатолий Вельматов.
Лидеры продаж
Отвечая на вопросы «Мясного Эксперта» относительно структуры продаж и лидирующих продуктовых категориях, исполнительный директор НАПИ рассказал, что в России индейка в виде тушки продается фактически только два месяца в году: ноябрь-декабрь, а в остальное время на полках представлена преимущественно разделка. «Лидеры продаж в так называемом дорогом сегменте – филе бедра и филе грудки. В более дешевом – голень и крыло», – отметил он.
В настоящее время, по словам Анатолия Вельматова, все ведущие производители индейки имеют собственные цеха с той или иной степенью глубокой переработки.
Активно развивается производство полуфабрикатов из индейки:
- кусковые бескостные;
- кусковые мясокостные;
- кусковые в маринаде.
- рубленные формованные, неформованные;
- рубленные в оболочке;
- панированные, непанированные;
- фаршированные, нефаршированные
- весовые, фасованные.
«Наиболее востребованы котлеты, биточки, наггетсы, фрикадельки, колбаски для жарки, купаты, шницель», – сообщил порталу Вельматов.
Среди колбасных изделий и мясных деликатесов он выделил сосиски, сардельки, варенные и варено-копченные колбасы, сыровяленые изделия.
«У глубокой переработки мяса индейки большие перспективы и возможности, как в области создания низкокалорийных продуктов с высоким содержанием белка, так при создании функциональных продуктов с заранее заданными свойствами. Вместе с тем, на ассортимент глубокой переработки и полуфабрикатов в ближайшей перспективе существенно повлияет номенклатура запросов муниципальных и государственных закупок», – уверен Анатолий Вельматов.
Говоря о крупнейших российских игроках, он отметил, что безусловным лидером является ГК «Дамате» со своим брендом «Индилайт», занимающая 52% рынка. Группе «Черкизово», которая находится на втором месте рейтинга, принадлежит 19%. Среди других производителей, чья доля значительно меньше, – ООО «СоюзПромПтица» и ГК «Руском».
В качестве заключения Анатолий Вельматов выделил главные тенденции развития отрасли:
- доведение ключевых показателей продуктивности до лучших отраслевых генетических значений (вес индейки более 13 кг, индюка – более 20 кг, конверсия корма менее 2,7 кг и др.);
- повышение уровня вертикальной интеграции (развитие глубокой переработки и продукции с высокой добавленной стоимостью);
- развитие экспортного потенциала (продвижение на новые рынки Африки, Ближнего Востока и Азии, инвестирование в мощности по заморозке и хранению, упаковке и т.д.);
- инвестирование в маркетинг, рекламу, брендирование продукции как ключевой фактор стабильности и рентабельности продаж;
- возможность развития малых и средних предприятий на фоне масштабирования бизнеса крупных игроков.
Начали работать над обновление программного обеспечения портала Мясной Эксперт. Обновим php и все движки до последних версий, отсечем...
Олег Шевченко из "Мясопортала" прислал мне сегодня фотографии с нашей колбасной ул. Пермской из Москвы. Сначала я хотел объяснить это тем, что...
Можно ли верить лжецу? Автор Семен Разумов, специализирующийся на политических статьях, вдруг переквалифицировался в биохимика и...
Сначала я хотел помыть глаза с мылом, но потом решил свериться с календарем – на секунду у меня было ощущение, что я путешественник во времени....
Увидеть новинку до ее презентации на Агропродмаш 2024, что еще может быть интересней для «Мясного Эксперта»? Мы приехали в Брест к КОМПО и...
Приветствую. Столкнулись с проблемами при разработке ТУ по документу ГОСТ р 51740-2016: ...
Управление по регулированию рынка Шанхая инициировало расследование в отношении владельцев 47...
Доброго времени суток коллеги. У меня вопрос по перосъемной машине. На заводе при...
В 2-3 миллиметрах от клипсы при нормальной набивке с верхней стороны образовываются маленькие...
Уважаемые коллеги,здравствуйте! Бегу сюда напролом,так как ситуация печальная. Паровая...
Добрый день, коллеги. Может ли кто-нибудь поделиться примером инструкции Санитарного дня на...
Среди других производителей, чья доля значительно меньше, – ПК «Урал», ГК «Руском», БПК им. Гафури.
ПК "Урал" и БПК им. Гафури, это одно и тоже предприятие. Ранее было БПК им. Гафури, потом стало ПК "Урал", сейчас ООО "СОЮЗПРОМПТИЦА".
Благодарю за информацию! Исправляюсь.