Рынок колбасной продукции: что происходило в 2022 году и чего ожидать в 2023-м? - Мясной эксперт
Независимый портал
для специалистов мясной индустрии
подписаться Вход / регистрация Войти
logo

Рынок колбасной продукции: что происходило в 2022 году и чего ожидать в 2023-м?

Рынок колбасной продукции: что происходило в 2022 году и чего ожидать в 2023-м?
Альбина Искакова
эксперт в области маркетинга и продаж продуктов питания

Январь-февраль для отечественного бизнеса – это традиционно время оценки своих возможностей и определения планов на предстоящий год. Учитывая, что, начиная с 2020 года, мы вошли в сложный, крайне нестабильный и динамичный период, роль среднесрочного планирования существенно возрастает – планировать в горизонте более одного года сейчас никто не решается. Что нас ждет в 2023 году? Сможет ли колбасная индустрия справиться с последствиями текущего кризиса, и какие тренды будут определять ее развитие в предстоящем году? Постараемся ответить на эти и многие другие вопросы.

Российский рынок колбасных изделий после существенной просадки в первой половине 2022 года, когда падение объемов реализации LFL в сопоставимых периодах к уровню 2021-го достигало 5–7 % (здесь и далее приводятся данные исследовательской панели компании NTech), во второй половине 2022 года стабилизировался и даже начал показывать некоторые признаки роста. Исходя из сложившихся рыночных трендов, в 2023 году мы с моей командой с высокой долей вероятности ожидаем роста рынка колбасных изделий. Объем реализации LFL в I квартале 2023 года прогнозируется на уровне аналогичного периода 2022-го с последующим умеренным ростом во II–IV кварталах в размере 2–2,5 % относительно уровня предыдущего года. При этом стоит отметить, что согласно нашему прогнозу, несмотря на общий рост реализации колбасных изделий, в 2023 году уровень докризисного 2021-го достигнут не будет.

Реклама
ПрофиБио

Реклама
Крист
Реклама
Термо
Реклама
Крист
Реклама
Термо

Прогнозируемый рост объема реализации в 2023 году будет крайне неоднородным в разрезе товарных групп, что связано со снижением доступности колбасных изделий для части потребителей, в первую очередь, по продуктам нерегулярного потребления. Так, в 2023 году мы ожидаем рост продаж по ключевым категориям – сосиски и вареные колбасы (продукты регулярного потребления), а также по ряду смежных категорий – куриные деликатесы и колбасные изделия из индейки (в связи с потерей доверия потребителей к качеству колбасных изделий и попытками найти настоящий «мясной продукт»), мясные снеки (в связи с остающимся неудовлетворенным спросом в продуктах данной категории) и субпродуктовые изделия (как наиболее дешевый источник мясного белка).

По продуктам нерегулярного потребления – ветчинам, копченым (в особенности полукопченым) колбасам, мясным деликатесам (свинина, говядина) тренд падения продаж, наметившийся в 2022 году, продолжится и в 2023-м – необходимый уровень дохода для их более или менее регулярного потребления у отечественного покупателя по-прежнему отсутствует.

Основные колбасные тренды на рынке мясопереработки в 2023 году будут по-прежнему определять те же топ-10 производителей, что и в 2022-м – в текущих рыночных реалиях мы не видим предпосылок для появления новых крупных игроков. В связи с наличием большего количества производственных и маркетинговых ресурсов крупные федеральные производители продолжат консолидацию рынка за счет вытеснения и поглощения более мелких региональных предприятий. По итогам 2023 года мы прогнозируем, что доля колбасного рынка, приходящаяся на топ-10 производителей, достигнет 78–80 %. При этом доля федеральных производителей прогнозно увеличится с 81 до 83% за счет сокращения рыночной ниши региональных мясоперерабатывающих предприятий.

В 2023 году мы не ожидаем появления на рынке новых сильных брендов. Основные продажи колбасной продукции будут приходиться на уже сложившиеся бренды производителей из топ-10 и немногочисленные оставшиеся сильные региональные бренды («ТАВР», «Фабрика качества», «Дубки» и т.д.).

Консолидация рынка продовольственных товаров продолжится также и в рамках сетевого ретейла. Отмена 25%-го ограничения по занимаемой доле рынка даст новый толчок росту охвата ведущих торговых сетей (в первую очередь, «Тандер» и X5 Retail Group) и занятию ими большего рыночного сегмента. В подобных условиях количество и влияние региональных сетей будет сокращаться, что заставит большинство производителей быть более лояльными по отношению к федеральным сетям как основному каналу сбыта своей продукции.

Существенным фактором, влияние которого на производителей колбасной продукции усилится в 2023 году, является увеличение доли сетевых торговых точек формата хард-дискаунтер. Помимо уже сложившейся группы игроков в данном сегменте ритейла («Светофор» / «Маяк», «Победа», «Доброцен» и т.д.), мы ожидаем в наступающем году кратного прироста от проектов «Тандера» («Моя цена») и X5 Retail Group («Чижик»). В связи со снижением доходов основной массы потребителей торговые точки формата хард-дискаунтер будут перетягивать все больший трафик от традиционных форматов сетевого ретейла. В 2023 году, по нашим оценкам, доля продаж в данном сегменте достигнет 7% от общего уровня реализации всех продовольственных товаров (для сравнения доля продаж крупнейших европейских хард-дискаунтеров Aldi, Lidl, Biedronka составляет 20–25%).

Доля продукции под собственными торговыми марками (СТМ) сетей в колбасных изделиях по итогу 2022 года не увеличилась и составила 10,1%. При общем недоверии потребителей к качеству продукции СТМ в 2023 году рост данной категории остановится на данном уровне либо незначительно вырастет: не более чем на 1–2 процентных пункта. Это произойдет за счет увеличения доли сетей формата хард-дискаунтер, в структуре продаж которых традиционно преобладают продукты под СТМ. В данном аспекте рынок колбасных изделий позитивно отличается от других категорий продовольственных товаров, где СТМ-продукция более агрессивно отвоевывает полку у брендированной.

Важным фактором, влияющим на отечественный рынок мясопереработки в 2023 году, будет оставаться ценовая составляющая. После значимого уровня роста среднереализационной цены в 2022 году (на 13,5%) темпы повышения цены снизятся и, по нашим оценкам, по итогам 2023 года не превысят прогнозного уровня инфляции (прогноз ЦБ РФ) – 7%. Основное повышение коснется продуктов регулярного потребления в «эконом» и среднем ценовом сегментах, в которых влияние ценовой эластичности на объем продаж не столь критичное.

Основной объем колбасных изделий в 2023 году с высокой долей вероятности будет по-прежнему реализовываться в промо. В 2023 году мы прогнозируем увеличение доли продаж по различным акциям с 80 до 82%. При этом необходимо отметить, что наступивший год, по нашему мнению, пройдет под флагом развития неценовых промо, доля которых в структуре продаж прогнозно по итогам года удвоится. Несмотря на то, что и сетевые клиенты, и производители за последнее время уже порядком устали от «гонки скидок» и не прочь слезть с пресловутой «промо-иглы», в 2023 году мы прогнозируем возобновление (после «сушки» промо в I полугодии 2022 года) роста глубины скидки и увеличение ее среднего размера с 34  до 36%. Как и в прошлые периоды, основными промоцируемыми категориями в 2023 году с высокой долей вероятности останутся варено-копченые колбасы, сосиски и вареные колбасы, к которым, скорее всего, присоединятся и сырокопченые колбасы с ветчинами, производители которых будут применять весь комплекс мероприятий для компенсации ожидаемого падения спроса на данные продукты.

Напоследок хотелось бы отметить, что, несмотря на прогнозируемый нами рост рынка колбасных изделий в 2023 году, достижение положительной динамики продаж потребует от всех без исключения производителей максимальной консолидации сил и пересмотра самого подхода к работе на рынке. Практически для всех мясоперерабатывающих предприятий прошедший 2022 год стал своеобразным стресс-тестом всех систем – производства, реализации и маркетинга, по итогам которого многие задумались о назревшей необходимости изменения внутренних бизнес-процессов. Наступивший 2023 год никому не позволит «взлететь» на волне общего роста рынка, как это было в нулевых и первой половине десятых годов. Только тщательная и планомерная работа на основе регулярного анализа рынка позволит компании быть успешной в сегменте колбасных изделий и добиваться поставленных целей.

Фото: Мясной Эксперт

 

Альбина Искакова, эксперт в области маркетинга и продаж продуктов питания
iskakova@marketingconsultant.ru
marketingconsultant.ru

Альбина Искакова
Альбина Искакова
9229
Реклама
Аромадон
Реклама
Крист
Реклама
АтлантисПак
Запахло жареным
Запахло жареным
17 апреля ‘24 460
Обзор новостей и событий мясопереработки и животноводства за 15-ю неделю (8–14 апреля 2024 г.)
Обзор новостей и событий мясопереработки и животноводства за 15-ю неделю (8–14 апреля 2024 г.)
15 апреля ‘24 683
Первая «Пищевка 3D: Вмясо» в горах
Первая «Пищевка 3D: Вмясо» в горах
10 апреля ‘24 1728
Обзор новостей и событий мясопереработки и животноводства за 14-ю неделю (1–7 апреля 2024 г.)
Обзор новостей и событий мясопереработки и животноводства за 14-ю неделю (1–7 апреля 2024 г.)
08 апреля ‘24 1421
Обзор новостей и событий мясопереработки и животноводства за 13-ю неделю (25–31 марта 2024 г.)
Обзор новостей и событий мясопереработки и животноводства за 13-ю неделю (25–31 марта 2024 г.)
01 апреля ‘24 2138
Инновационная автоматизация JO-BEX-MAN для формовки без проблем
Инновационная автоматизация JO-BEX-MAN для формовки без проблем
27 марта ‘24 2630
Обзор новостей и событий мясопереработки и животноводства за 12-ю неделю (18–24 марта 2024 г.)
Обзор новостей и событий мясопереработки и животноводства за 12-ю неделю (18–24 марта 2024 г.)
25 марта ‘24 2949
Итоги 2023 года: рост производства колбасных изделий восстанавливается
Итоги 2023 года: рост производства колбасных изделий восстанавливается
22 марта ‘24 3257 1
Самые заметные события 2023 года в мясной и смежных отраслях экономики. Часть 3
Самые заметные события 2023 года в мясной и смежных отраслях экономики. Часть 3
20 марта ‘24 2999
Реклама
моневак
Реклама
Моневак
Реклама
Централ Фуд Трейд
Реклама
Промфуд
Блоги — Читаемое
все блоги

  Пятнадцатый выпуск "Продкаста" – совместного проекта Издательского дома "Новые отраслевые медиа" и исследовательской компании...

  erid:2RanykqRCiC  Приезжайте на конференцию "ПИЩЕВКА 3D: ВМЯСО”  в Сочи, где «Мясной Эксперт» традиционно будет среди спикеров!  В...

Мир должен голодать? Секретные планы под эгидой ООН. Расследование от телеканала Звезда. Мясные продукты для избранных (богатых), а...

Журналисты при помощи экспертов отрасли разобрались, что такое микробиальная трангслютаминаза и с чем ее едят потребители. Получилось...

Кровоподтеки в панированных крылышках

Приветствую всех. Возникла следующая неприятная ситуация на производстве. В готовом продукте...

15
Nonconformist
Nonconformist
Категории и сорта колбас, если помимо мяса есть мясо птицы.

Добрый день. Столкнулась с необходимостью рассчитать категорию рецептуры вареной колбасы....

10
Добавки в фарш ММО (разваливается на пару)

Ув.Форумчане, почему-то другие ветки закрыты для меня, нужна Ваша помощь в применении добавок к...

7
DiplomatTM
DiplomatTM
150 крыльев в минуту? Сегментаторы крыла. Что за оборудование?

Вопрос к @Andrew Sapozhnikoff Андрей, вот у нас на портале появилась новость про цех...

3
Главный технолог
Главный технолог
Переработка филе грудки кур с дефектом "подвар"

Привет, всем. Недавно, анализируя предоставленные видео с китайского птицеперерабатывающего...

4
Денис Дубовой
Денис Дубовой
Крупнокусковые полуфабрикаты из говядины: мясо бугаев

      Можно ли при производстве крупнокусковых полуфабрикатов из говядины использовать мясо...

1
Елена НИК
Елена НИК
Реклама
Митиндастри


Подписаться на новости
Спасибо за подписку!
Спасибо за подписку!
Вход в Личный Кабинет

Регистрация