Рост оптовых цен на мясо в 1 квартале 2021 года. Что происходит?

Мясной Эксперт
основатель и CEO

Оптовая цена на свинину на прошлой неделе, с 22 по 28 февраля, понялась со 160 руб./кг в начале января до 185-190 руб./кг. Рост составил 15-16%. Это прогнозировали многие производители мяса свинины и птицы в СМИ.
При этом издания распространяли высказывание руководителя исполнительного комитета Национальной мясной ассоциации Сергей Юшина о том, что основными факторами сдерживания роста цен станет увеличение объемов производства свинины в пределах 250 тыс. тонн, и производители не заинтересованы в искусственном повышении цен.
Также проходила и обратная информация. В частности, 16 февраля «Форбс» писал: «Российские мясопереработчики обратились к продуктовым ретейлерам с просьбой об увеличении оптовых цен на свою продукцию на 10-15%. Причиной подорожания они называют рост цен на мясо курицы и свинину. В Минсельхозе не видят причин для роста цен».

Поскольку себестоимость резко выросла, производители мяса снизили объем производства в ожидании низких цен.
Давайте попробуем разобраться в причинах роста оптовых цен, рассмотрев факты и предположения, которыми мы располагаем.

Рост цен на «живок» полностью коррелируется с ростом цен на мясо на кости. Аналитики в сфере АПК считают, что основными причинами повышения стали: АЧС, птичий грипп, нехватка инкубационного яйца. Рост цены на птицу вызвал ситуацию, при которой предприятия, заменившие в рецептурах мясо свинины на курицу, стали производить замены в обратную сторону, возвращая свинину в рецептуры.

Вы, наверное, заметили, что приличные и дорогостоящие сырокопченые колбасы стали на вкус, как бульонный кубик? Потому что в составе обозначено филе курицы. Спрос на свинину, которая в какой-то промежуток времени оказалась дешевле курицы, разумеется, вызвал рыночный рост цены. Но +30 рублей за месяц – это слишком! Что могло повлиять на такой рост?

Как заявлял в СМИ руководитель Центра отраслевой экспертизы Россельхозбанка Андрей Дальнов, предложение животного белка диверсифицировано, что говорит об устойчивости животноводства перед возможными форс-мажорами, такими как временное ухудшение эпизоотической ситуации в тех или иных сегментах.

«На практике это означает, что потребитель получит необходимое количество животного белка даже при временном снижении производства в отдельных подотраслях. По мере насыщения рынка стратегия производителей будет направлена на повышение рентабельности за счет создания вертикально интегрированных холдингов и выстраивания производственного цикла по принципу «от поля до прилавка», работы на экспортном направлении и диверсификации продукции», – прогнозирует Андрей Дальнов.

Генеральный директор ГК «Черкизово» Сергей Михайлов в интервью газете «Ведомости» в июне 2020 года сказал: «Обычно любое удорожание частично в итоге транслируется на потребителя, других вариантов нет».

Мы понимаем, что данное подорожание ляжет на плечи производителей, которые уже не смогут поднять цены для ретейла и покупателей, когда увидят, что колбаса опять подорожала. Выиграют только продавцы ингредиентов, которые поставляют функциональные смеси производителям. Фраза «если в кране есть вода, значит, будут выхода!» остается актуальной десятилетиями.

 

Удалось собрать следующие слухи и домыслы, которые отчасти объясняют причинно-следственную связь повышения цен.

Версия 1. Глобальный передел рынка! Рост цены на птицу – в интересах только большой четверки, свинина – аналогично, говядины как не было, так и нет!

Версия 2. Одному крупному холдингу, название которого нельзя озвучивать (прямо как в «Гарри Поттере»), выгодно посадить всех в лужу на фоне запуска новейшего завода, чтобы завалить Россию своим продуктом. Новый завод имеет мощность больше, чем есть места на полках в супермаркетах, соответственно, кому-то надо подвинуться и уйти.

Версия 3. Один крупный холдинг, название которого нельзя озвучивать, запустил новую, крутую бойню, рассчитанную на очень много голов, в то время, как на собственных фермах бушует АЧС и самому предприятию приходится скупать «живок», чтобы поставлять клиентам необходимый объем. Вот цена и поднялась. Хотя, оговорюсь: это непроверенная информация. А как ее проверить?

Версия 4. Происходит плановое уничтожение мясной промышленности в угоду поставщиков сырья для производства альтернативных продуктов (имитации мяса). Через повышение цен на корма и распространение вирусов животных они чистят себе поляну для производства продуктов, на которые не будет влиять волатильность птицы и свинины.

С говядиной уже почти покончено. Коровы намедни опять объявлены Биллом Гейтсом причиной мирового потепления, ведь он вложился в Impossible Foods, Beyonde Meat, и теперь, как инвестор, «топит» за свои активы.

 

Мир, в котором мы живем, многовариативен, и разумно полагать, что на ценообразование влияет не одна какая-то версия, а каждый отдельно взятый лидер, игрок, поставщик, трейдер, завод, агроходлинг, компания, преследуя свои интересы, формируют единую тенденцию. Результат: оптовая цена на мясо свинины выросла на 15%.

 

Что вы думаете на тему повышения цен? Что или кто влияет на ценовую динамику?

Ждем ваших ответов и версий в комментариях.

 

P.S. Редакция еще раз предупреждает, что в авторском материале озвучены слухи, домыслы и предположения про причины подорожания мяса.

Романов Владимир
14824 Просмотра
Комментарии