Агроэкспорт 2030: тренды и перспективы
Проанализировав материалы KPMG, FAO и World Bank, Федеральный центр развития экспорта продукции АПК Минсельхоза России «Агроэкспорт» подготовил обзор «Агроэкспорт 2030: тренды и перспективы».
Давайте посмотрим, какие стратегические риски и возможности выхода российских экспортеров на рынки других стран увидели авторы аналитического обзора.
В настоящее время Россия находится на 19 месте в рейтинге основных мировых экспортеров продовольствия. Достигнуты неплохие результаты: по сравнению с 2010 годом экспорт вырос в 3 раза, а в сравнении с 2000-м (1,3 млрд) почти в 19 раз.
Если посмотреть на динамику экспортных поставок российской продукции АПК, мы увидим, что В 2014 году их объем составил 19,8 млрд долл. Затем последовал некоторый спад, однако уже в 2017-м положительная динамика возобновилась. В 2019 году экспорт достиг 25,5 млрд. Ожидается, что по итогам этого года показатель составит 25 млрд., и затем продолжит расти. В результате к 2024 году Россия экспортирует продукции на 45 млрд долл.
Динамика объема экспорта российской продукции АПК, млрд долл.
В структуре экспорта продукции АПК из РФ в 2020 году наибольшая доля приходится на зерновые (30%), масложировую продукцию (20%), рыбу и морепродукты (16%). Продукция пищевой и перерабатывающей промышленности составляет 15% поставок, мясная и молочная – лишь 4%.
Основными покупателями являются: Китай, Турция, Южная Корея, страны EС и бывшего СССP.
Мировые макро-тренды АПК
До 2030 года мировые макро-тренды в сельском хозяйстве и международной торговле предполагают существенные изменения в спросе, при этом некоторые из них открывают для России новые возможности.
Итак, мировые тренды, которые стоит учитывать в течение ближайших 10 лет:
- изменения продовольственного мирового баланса;
- рост влияния крупных компаний-интеграторов на внедрение инновационных технологий и формирование глобальных цепочек создания добавленной стоимости;
- повышенный спрос/высокая конкуренция на развивающихся рынках;
- изменение потребительских предпочтений на развитых и развивающихся рынках;
- замещение традиционных продуктов субститутами;
- переход на потребление продуктов более высоких переделов (глубокой переработки);
- смещение спроса от традиционного сырья к новым продуктам питания с улучшенными свойствами;
- цифровизация и роботизация сельхозпроизводства;
- переход на новый технологический уклад, конвергентно сочетающий нано-, био-, информационные и когнитивные технологии;
- торговые войны и усиление протекционизма сельского хозяйства;
- изменение климата, сдвиг с\х посевов на северном полушарии на север;
- устойчивое сельское хозяйство;
- развитие сити-фермерства (просьюмеризма - prosumerism) и частичная демаркетизация традиционных рынков за счет вовлечения потребителей в производственные функции;
- усиление роли факторов «устойчивости» и обеспечения безопасности продукции: увеличение числа и ужесточение стандартов и систем сертификации;
- репутация/доверие к поставщикам продуктов питания;
- усиление влияния онлайн-торговли — постепенное сокращение доли розничного сектора.
Динамика среднегодовых мировых цен на ряд перспективных экспортных товаров АПК, долл.\тонна (данные в реальном выражении в ценах 2010 года).
В обзоре подчеркивается, что в настоящее время средние цены на российские продукты питания существенно ниже, чем у ключевых конкурентов, что также дает определенное преимущество.
На сегодняшний день основными импортерами продукции АПК в мире являются страны Северной и Латинской Америки, а также Европа и Центральная Азия. В этих регионах, по мнению аналитиков, следует ожидать высокого уровня конкуренции со стороны «традиционных» экспортеров.
Наиболее благоприятными с точки зрения выхода на рынок ФНЦ «Агроэкспорт» считает страны Ближнего Востока, Африки, а также Восточной и Южной Африки.
Продвижение продукции
Продвижение продукции АПК и имиджа страны происхождения становится критическим фактором успеха на мировом рынке, отмечают аналитики «Агроэкспорт».
Усилия по продвижению экспортной продукции АПК должны прилагаться на разных уровнях управления: начиная с экспортного бренда страны, к зонтичному бренду для российского продовольствия и затем к суббрендам по отдельным отраслям (органическая, кошерная и халяльная сертифицированная продукция; продукция с географическими указаниями).
Чрезвычайно важно дифференцировать инициативы по продвижению продукции АПК для целевой аудитории на каждом отдельном рынке, но при этом не конфликтовать с общенациональной стратегией развития экспорта и поддержки его продвижения.
Риски в развитии экспорта
Согласно целевым показателям федерального проекта «Экспорт продукции АПК», объем российских поставок мясной и молочной продукции в 2019 году составил 0,9 млрд долл., а в 2024-м достигнет 2,8 млрд долл.
Ключевыми направлениями для экспорта мясной продукции до 2024 года, как отмечается в аналитическом обзоре, являются: Китай, страны Ближнего Востока и страны СНГ.
Однако развитие экспортных поставок во всех отраслях АПК может столкнуться с рядом стратегических рисков. Например, к ним относится снижение рентабельности из-за падения потребительского спроса по социально-экономическим причинам, удорожание производства по регуляторным и технологическим причинам.
Существенным, хоть и слабоуправляемым, риском является усиление санкционного давления на Россию, а также недостаток государственной поддержки, внедрение ограничений и запретов на отдельные технологии.
Зато риск, связанный с компрометацией имиджа российской продукции в результате несоответствия требованиям стран-импортеров, вполне реально уменьшить с помощью разработки, внедрения и аудита системы управления качеством, сертификации продукции.
К социальным рискам аналитики причисляют ухудшение условий труда и быта, недостаток квалифицированных кадров.
Зависимость экспорта от эпизоотической ситуации в стране – риск, характерный для мясной отрасли. Для его снижения, по мнению ФНЦ «Агроэкспорт», необходим мониторинг эпизоотической ситуации и своевременное принятие мер по предупреждению и предотвращению вспышек заболеваний.
Факторы конкурентоспособности
Долгосрочная конкурентоспособность на целевом рынке - базовый фактор развития экспорта до 2030 года.
Внутри страны конкурентоспособность обеспечит эффективное производство, высокое качество продукции, современный технологический процесс, применение высоких международных стандартов на продукцию и методик сертификации, а также признание внутренней системы фитосанитарного и ветеринарного контроля эквивалентной эффективным мировым практикам.
Факторами конкурентоспособности на границе являются преференциальные таможенно-тарифные режимы, систематический мониторинг нетарифных барьеров и ведение работы по их снятию, эффективная товаропроводящая инфраструктура.
Объем инвестиций в инфраструктуру по странам в 2016 году, % от ВВП
Преимущества на целевом рынке предприятию обеспечит интеграция в цепь добавленной стоимости, высокая узнаваемость продукции и лояльность потребителей, высокая адаптивность под рыночный ландшафт.
Понимание сильных сторон подотраслей на целевом рынке и долгосрочная системная работа с "проваливающимися" факторами конкурентоспособности - залог прочного закрепления на рынке страны.
Кроме того, экспорт продукции может стать толчком для ускорения совершенствования отрасли и выхода ее на мировые стандарты эффективности и производительности труда/техники.
Подробнее аналитики остановились на тарифных (квотирование и ставка ввозной таможенной пошлины на продукцию) и нетарифных барьерах (запрет на ввоз продукции, процедуры сертификации, фитосанитарные и ветеринарные требования, ограничения на ввоз различных видов продукции, требования к маркировке, упаковке, ингредиентам).
Базовые факторы конкурентоспособности на границе
Так, например, Саудовская Аравия отличается непрозрачными техническими регламентами и стандартами на продукцию. Кроме того, надо учесть, что в России отсутствует аккредитованный уполномоченный орган КСА-центра сертификации «халяль».
В Китае действуют ограничения на ввоз субпродуктов КРС и свинины. Кроме того, в июле, стремясь предотвратить новые вспышки коронавирусной инфекции, Китай ужесточил требования к поставщикам мяса и мясной продукции. Так, по новым правилам, пакет сопроводительной документации должен включать сертификат, подтверждающий отрицательный тест на РНК коронавируса. Импортер обязан доказать прослеживаемость поставки на всех этапах — с момента отгрузки конкретной партии и до приемки груза. Теперь на внутренний рынок Китая допускают мясо животных, забитых только в тех регионах, которые считаются свободными от SARS-CoV-2. Все фермы, бойни, в том числе площадки для разделки туш, мясоперерабатывающие цеха и складские комплексы, включенные в цепочку производства и поставки, должны документально подтвердить периодичность санитарной обработки и дезинфекции.
В качестве примера сокращения данных барьеров «Агроэкспорт» приводит совместную работу бизнеса и государства по улучшению эпизоотической ситуации.
Господдержка АПК
К действующим и перспективным мерам общеотраслевой господдержки ФНЦ «Агроэкспорт» относит:
- Повышение конкурентоспособности российской растениеводческой отрасли, создание селекционных центров, внедрение новых технологий.
- Сокращение сроков ввода в оборот новых перспективных сортов и гибридов.
- Увеличение доли компенсации транспортных затрат с 50% до 70-100% в зависимости от вида продукции.
- Введение системы субсидирования валютных рисков для экспортеров.
- Сокращение максимальных сроков по возврату НДС со 180 до 90 дней.
- Разработку механизма закрытия паспорта сделки по дате перехода права собственности на товар.
- Развитие биржевой торговли продукции АПК.
- Совершенствование системы агрострахования, частично субсидируемого государством.
- Совершенствование закона о сельхозкооперации.
- Модернизация государственных закупок на рынке продовольствия и включение продовольственных товаров в программу социальной помощи населению.
- Создание национального оператора морских контейнерных перевозок.
- Защиту прав интеллектуальной собственности российских агроэкспортеров на целевых рынках сбыта.
Важными мерами поддержки мясной отрасли являются:
- Введение нулевой пошлины и НДС на импортные ветеринарные препараты, зарегистрированные на территории РФ.
- Создание центров по производству инкубационных яиц и суточных цыплят.
- Возмещение части капитальных затрат на модернизацию производства.
- Модернизация холодильных мощностей.
- Внедрение международных систем качества.
- Разработка системы разрешения споров между компетентными органами государств-членов ЕАЭС по техническим регламентам, ветеринарным, санитарным и фитосанитарным требованиям к продукции.
Начали работать над обновление программного обеспечения портала Мясной Эксперт. Обновим php и все движки до последних версий, отсечем...
Олег Шевченко из "Мясопортала" прислал мне сегодня фотографии с нашей колбасной ул. Пермской из Москвы. Сначала я хотел объяснить это тем, что...
Можно ли верить лжецу? Автор Семен Разумов, специализирующийся на политических статьях, вдруг переквалифицировался в биохимика и...
Сначала я хотел помыть глаза с мылом, но потом решил свериться с календарем – на секунду у меня было ощущение, что я путешественник во времени....
Увидеть новинку до ее презентации на Агропродмаш 2024, что еще может быть интересней для «Мясного Эксперта»? Мы приехали в Брест к КОМПО и...
Приветствую. Столкнулись с проблемами при разработке ТУ по документу ГОСТ р 51740-2016: ...
Управление по регулированию рынка Шанхая инициировало расследование в отношении владельцев 47...
Доброго времени суток коллеги. У меня вопрос по перосъемной машине. На заводе при...
В 2-3 миллиметрах от клипсы при нормальной набивке с верхней стороны образовываются маленькие...
Уважаемые коллеги,здравствуйте! Бегу сюда напролом,так как ситуация печальная. Паровая...
Добрый день, коллеги. Может ли кто-нибудь поделиться примером инструкции Санитарного дня на...
Доброго дня, Виктория. Материал полностью с сайта ФГБУ "Агроэкспорт". Что Вы здесь сами сделали?