Независимый портал
для специалистов мясной индустрии
подписаться Вход / регистрация Войти
logo

Пути эволюции замороженных полуфабрикатов в сетевом ритейле

Пути эволюции замороженных полуфабрикатов в сетевом ритейле
Павел Евтишин
Русский мороз
директор по маркетингу

Если мы хотим определить, какое будущее ждет замороженные полуфабрикаты, необходимо, прежде всего, понять, что вызвало к жизни потребность в них как в сегменте рынка и что позволило реализовать их технологически.
С приходом эпохи индустриализации в XVIII веке вопросы что и кто производит решает общественное разделение труда. А обобществление труда и производства неотделимо от обобществления потребления. Все это касается и сферы питания.
Обобществление процессов питания – глобальный исторический тренд, который пронизывает все сегменты рынка и все каналы продаж продуктов питания. На определенном этапе именно сетевой ритейл и замороженные полуфабрикаты (ЗПФ) явились вехой и прорывом в развитии пищевой отрасли.

Прообразом технологии шоковой заморозки стал метод заготовки рыбы, практикуемый племенами канадских инуитов. Свежий улов было принято хранить живым в искусственной емкости или садке до тех пор, пока не начинал дуть сильный ветер. Тогда рыбак выкладывал рыбу на возвышенности и она почти мгновенно окаменевала от мороза. В 1912 году американский бизнесмен Кларенс Бердсай столкнулся с местной заготовкой рыбы и был поражен тем, что хранящийся несколько месяцев продукт не теряет своих потребительских качеств, и решил применить этот метод в промышленном масштабе.

Пройдет еще несколько десятилетий пока наука сможет полностью разобраться в принципах действия шоковой заморозки и ее отличиях от обычной (важна не только температура сама по себе, но и скорость, интенсивность замораживания), произойдет совершенствование и распространение технологии. Бум на западе пришелся на 1980-1990-е годы и совпал с интенсивным ростом сетевого ритейла. В России в силу исторических обстоятельств это произошло позже, уже в нулевых годах, и достигло пика в 2010-х.

Но вернемся к теме обобществления процессов питания. Сетевой ритейл в классическом представлении 2010-х годов и ЗПФ как его сегмент предлагают продукт для домашнего употребления. Но развитие рынка не остановилось. С конца 2010-х сетевой ритейл начал сближаться с сегментом HoReCa и активно интегрировать его черты. Собственные пекарни, готовые охлажденные блюда, собственные кулинарии – часть этого тренда. HoReCa и ритейл стали предлагать не только продукт, но и услугу, сервис, способ потребления. Для потребителя это означает сокращение времени и трудозатрат по всей цепочке: от возникновения потребности в пище до ее удовлетворения.

Отсюда можно совершить переход от производителя и ритейлера к их неотделимой диалектической противоположности – потребителю. Главный потребительский тренд – индивидуализация потребления. На первый взгляд, рождается противоречие между обобществлением процессов питания и желанием индивидуализировать потребление. Но именно это противоречие и является движущей силой развития. Высшая точка обобществления – потребление горячего готового продукта, который приготовлен здесь и сейчас (или недавно) при помощи технологически совершенного процесса. Потребитель получает ощущение, что продукт «для него». Именно здесь единство и борьба противоположностей потребителя и производителя/продавца, общественного и частного рождает качественно иной результат: технология становится способна дать индивидуальный продукт широким массам.

Здесь и выявляется туманность будущего ЗПФ в их классической форме. Это продукт прошлого этапа. Для простоты будем далее говорить о пельменях как наиболее емком сегменте и ярком примере (пельмени стабильно занимают 45-50% рынка ЗПФ).

Простой промышленный продукт на полке «Пятерочки» не имеет перспектив роста. Он не индивидуален. Его главная характеристика – цена. Цена – преимущество крупных производителей. Именно поэтому рынок пельменей разделен между несколькими крупными игроками, которые создают в своих портфелях внутрибрендовую конкуренцию: «Цезарь», «Сибирская коллекция», «Бульмени», «Ложкаревъ». Главный инструмент ценовой конкуренции – акция. Механики «1+1», «скидка 50%» - стандарт на полке магазина.

О смерти рынка ЗПФ в федеральных сетях говорить  слишком рано. Инерция очень сильна и продлится еще долгие годы. А вот о смерти мелкого регионального производителя в федеральном ритейле вести речь уже можно. Падение объемов за 2020-2022 годы достигает примерно 40%. И практически весь объем продаж приходится на крупных федеральных производителей.

Вопрос уникального торгового предложения (УТП) в заморозке сейчас стоит как никогда остро. С точки зрения покупателя УТП продукта часто срастается с УТП канала продаж. В чем УТП заморозки в ритейле? Доступность по цене, близость к дому и простота выбора. За счет этого уникального сочетания сетям удалось вытеснить традиционную розницу. Приходя в «Макдональдс» в любой стране мира, ты всегда понимаешь, чего ожидать. Приходя в «Пятерочку», ты также знаешь, что все будет знакомо, независимо от того, в каком российском регионе она расположена. Механицизм и функциональность эпохи модерна. Тогда как HoReCa и ее отдельные элементы – индивидуализм эпохи постмодерна.

Так могут ли ЗПФ дать уникальное торговое предложение? Да, могут – в приложении к каналу продаж. Яркий пример  – феномен фирменных сетей и сетей с уникальным позиционированием. Именно там мелкий региональный производитель имеет рост объемов. Есть кластер предприятий, которые полностью профилированы на работу с такими сетями, как «ВкусВилл». И заморозка там демонстрирует стабильно хорошие показатели продаж. Почему? Сеть удовлетворяет важные потребности покупателя – самоидентификация и доверие: «я забочусь о себе и своем здоровье», «я доверяю и чувствую себя в безопасности». Покупатель готов платить больше за отсутствие риска, заботу и обратную связь. Похожим позиционированием сейчас отличается сеть «Мясновъ» с поправкой на то, что изначально ее магазины специализировались на мясопереработке.

Есть также уникальный пример фирменной сети, которая работает полностью на своей продукции – «Ермолино». При внешней простоте у нее также есть УТП, которое не так очевидно на первый взгляд: «я экономлю, я забочусь о своем бюджете, я рационален». Именно эта логика заставляет покупателя целенаправленно идти в точку «Ермолино», даже если она расположена относительно далеко от дома. Пресловутое соотношение «цена/качество» достигает здесь высшей точки.

Менее успешными с точки зрения развития оказались примеры сетей «Куриный дом» и «Элика». Среди прочих причин можно назвать невыдержанный формат. Отсутствие уникального сочетания качеств идеи, продукта и услуги.

Замороженные полуфабрикаты как продукт будут с нами еще долго как на полке федерального ритейла, так и фирменных сетей. Цена и доступность еще долго будут привлекать покупателя по принципу «наименьших усилий». Заморозка же как технология с нами навсегда. Потеряв позиции в ритейле, она найдет себя в сегменте HoReCa. Новый этап развития пищевой отрасли как «комплексного предложения продукта и сервиса» вберет в себя все лучшее и совершенное от прошлых этапов. Питание – это не только продукт, но и способ, и идея его употребления, включающие комфорт, эмоции, удовлетворение от покупки. Сроки хранения, широкие возможности логистики, сохранение качеств продукта после дефростации предоставляют как сетям, так и сегменту HoReCa технологические преимущества в удовлетворении этих потребностей покупателя.

Павел Евтишин
Павел Евтишин
7450
Комментарии

Интересно. Спасибо за статью.

Очень интересно

Панировочные решения под новые потребительские сценарии
Панировочные решения под новые потребительские сценарии
10 декабря '25 304
Обзор новостей и событий мясопереработки и животноводства за 49-ю неделю (1–7 декабря 2025 г.)
Обзор новостей и событий мясопереработки и животноводства за 49-ю неделю (1–7 декабря 2025 г.)
08 декабря '25 324
Обзор новостей и событий мясопереработки и животноводства за 48-ю неделю (24–30 ноября 2025 г.)
Обзор новостей и событий мясопереработки и животноводства за 48-ю неделю (24–30 ноября 2025 г.)
01 декабря '25 452
Обзор новостей и событий мясопереработки и животноводства за 47-ю неделю (17–23 ноября 2025 г.)
Обзор новостей и событий мясопереработки и животноводства за 47-ю неделю (17–23 ноября 2025 г.)
24 ноября '25 785
Обзор новостей и событий мясопереработки и животноводства за 46-ю неделю (10–16 ноября 2025 г.)
Обзор новостей и событий мясопереработки и животноводства за 46-ю неделю (10–16 ноября 2025 г.)
17 ноября '25 884
Качество начинается с людей. Как «Мираторг» гарантирует высочайшие стандарты производства
Качество начинается с людей. Как «Мираторг» гарантирует высочайшие стандарты производства
13 ноября '25 1484 1
Анализ рынка замороженных готовых изделий в панировке: тренды, вызовы и технологические решения
Анализ рынка замороженных готовых изделий в панировке: тренды, вызовы и технологические решения
12 ноября '25 1726
Обзор новостей и событий мясопереработки и животноводства за 45-ю неделю (1–9 ноября 2025 г.)
Обзор новостей и событий мясопереработки и животноводства за 45-ю неделю (1–9 ноября 2025 г.)
11 ноября '25 1083
«Агропродмаш – 2025»: итоги, мнения, инновации
«Агропродмаш – 2025»: итоги, мнения, инновации
10 ноября '25 2043
Блоги — Читаемое
все блоги

Теперь вы можете вставлять на форумы видео из ВК, дзен, и даже Яндекс.Музыку   Пробуем:   ВК:   Яндекс.Музыка:...

Admin
Admin 27 ноября '25
244 0

 

Копчение в стиле "Черный кабан"

ну или креазот и деготь вам на стол для вашей печени.   Фото снято в ноябре 2025...

2
Главный технолог
Главный технолог
Щетина остается на полутуши после обесволашивания

Здравствуйте. Остаётся щетина после обесволашивания. Пробовали увеличение циклов, замену бил,...

3
Павел пан
Павел пан
Термокамера КТД-500 черный металл, брать или нет?

Здравствуйте, уважаемые! Посоветуйте, пожалуйста. Предлагают по 80000 рублей две термокамеры...

2
Талалихум
Талалихум
Кульмбахская серия книг по убою и мясопереработке

Добрый вечер всем. Когда то писал письмо в ВНИИМП по данным книгам, которые они издавали, на...

1
Александр Невский
Александр Невский
Написание этикетки

Здравствуйте. Подскажите, могу ли я на этикетке написать в следующей формулировке: ...

1
Anastassiya
Anastassiya
Не ложится цвет при горячем копчении, как оказалось из-за низкой влажности

Всем доброго времени суток. Срочно нужна ваша помошь. Камера двухрамная немецкая переделанная....

16
Игорь181273
Игорь181273
Подписаться на новости
Спасибо за подписку!
Спасибо за подписку!
Вход в Личный Кабинет

Регистрация