Независимый портал
для специалистов мясной индустрии
подписаться Вход / регистрация Войти
logo

Пути эволюции замороженных полуфабрикатов в сетевом ритейле

Пути эволюции замороженных полуфабрикатов в сетевом ритейле
Павел Евтишин
Русский мороз
директор по маркетингу

Если мы хотим определить, какое будущее ждет замороженные полуфабрикаты, необходимо, прежде всего, понять, что вызвало к жизни потребность в них как в сегменте рынка и что позволило реализовать их технологически.
С приходом эпохи индустриализации в XVIII веке вопросы что и кто производит решает общественное разделение труда. А обобществление труда и производства неотделимо от обобществления потребления. Все это касается и сферы питания.
Обобществление процессов питания – глобальный исторический тренд, который пронизывает все сегменты рынка и все каналы продаж продуктов питания. На определенном этапе именно сетевой ритейл и замороженные полуфабрикаты (ЗПФ) явились вехой и прорывом в развитии пищевой отрасли.

Прообразом технологии шоковой заморозки стал метод заготовки рыбы, практикуемый племенами канадских инуитов. Свежий улов было принято хранить живым в искусственной емкости или садке до тех пор, пока не начинал дуть сильный ветер. Тогда рыбак выкладывал рыбу на возвышенности и она почти мгновенно окаменевала от мороза. В 1912 году американский бизнесмен Кларенс Бердсай столкнулся с местной заготовкой рыбы и был поражен тем, что хранящийся несколько месяцев продукт не теряет своих потребительских качеств, и решил применить этот метод в промышленном масштабе.

Пройдет еще несколько десятилетий пока наука сможет полностью разобраться в принципах действия шоковой заморозки и ее отличиях от обычной (важна не только температура сама по себе, но и скорость, интенсивность замораживания), произойдет совершенствование и распространение технологии. Бум на западе пришелся на 1980-1990-е годы и совпал с интенсивным ростом сетевого ритейла. В России в силу исторических обстоятельств это произошло позже, уже в нулевых годах, и достигло пика в 2010-х.

Но вернемся к теме обобществления процессов питания. Сетевой ритейл в классическом представлении 2010-х годов и ЗПФ как его сегмент предлагают продукт для домашнего употребления. Но развитие рынка не остановилось. С конца 2010-х сетевой ритейл начал сближаться с сегментом HoReCa и активно интегрировать его черты. Собственные пекарни, готовые охлажденные блюда, собственные кулинарии – часть этого тренда. HoReCa и ритейл стали предлагать не только продукт, но и услугу, сервис, способ потребления. Для потребителя это означает сокращение времени и трудозатрат по всей цепочке: от возникновения потребности в пище до ее удовлетворения.

Отсюда можно совершить переход от производителя и ритейлера к их неотделимой диалектической противоположности – потребителю. Главный потребительский тренд – индивидуализация потребления. На первый взгляд, рождается противоречие между обобществлением процессов питания и желанием индивидуализировать потребление. Но именно это противоречие и является движущей силой развития. Высшая точка обобществления – потребление горячего готового продукта, который приготовлен здесь и сейчас (или недавно) при помощи технологически совершенного процесса. Потребитель получает ощущение, что продукт «для него». Именно здесь единство и борьба противоположностей потребителя и производителя/продавца, общественного и частного рождает качественно иной результат: технология становится способна дать индивидуальный продукт широким массам.

Здесь и выявляется туманность будущего ЗПФ в их классической форме. Это продукт прошлого этапа. Для простоты будем далее говорить о пельменях как наиболее емком сегменте и ярком примере (пельмени стабильно занимают 45-50% рынка ЗПФ).

Простой промышленный продукт на полке «Пятерочки» не имеет перспектив роста. Он не индивидуален. Его главная характеристика – цена. Цена – преимущество крупных производителей. Именно поэтому рынок пельменей разделен между несколькими крупными игроками, которые создают в своих портфелях внутрибрендовую конкуренцию: «Цезарь», «Сибирская коллекция», «Бульмени», «Ложкаревъ». Главный инструмент ценовой конкуренции – акция. Механики «1+1», «скидка 50%» - стандарт на полке магазина.

О смерти рынка ЗПФ в федеральных сетях говорить  слишком рано. Инерция очень сильна и продлится еще долгие годы. А вот о смерти мелкого регионального производителя в федеральном ритейле вести речь уже можно. Падение объемов за 2020-2022 годы достигает примерно 40%. И практически весь объем продаж приходится на крупных федеральных производителей.

Вопрос уникального торгового предложения (УТП) в заморозке сейчас стоит как никогда остро. С точки зрения покупателя УТП продукта часто срастается с УТП канала продаж. В чем УТП заморозки в ритейле? Доступность по цене, близость к дому и простота выбора. За счет этого уникального сочетания сетям удалось вытеснить традиционную розницу. Приходя в «Макдональдс» в любой стране мира, ты всегда понимаешь, чего ожидать. Приходя в «Пятерочку», ты также знаешь, что все будет знакомо, независимо от того, в каком российском регионе она расположена. Механицизм и функциональность эпохи модерна. Тогда как HoReCa и ее отдельные элементы – индивидуализм эпохи постмодерна.

Так могут ли ЗПФ дать уникальное торговое предложение? Да, могут – в приложении к каналу продаж. Яркий пример  – феномен фирменных сетей и сетей с уникальным позиционированием. Именно там мелкий региональный производитель имеет рост объемов. Есть кластер предприятий, которые полностью профилированы на работу с такими сетями, как «ВкусВилл». И заморозка там демонстрирует стабильно хорошие показатели продаж. Почему? Сеть удовлетворяет важные потребности покупателя – самоидентификация и доверие: «я забочусь о себе и своем здоровье», «я доверяю и чувствую себя в безопасности». Покупатель готов платить больше за отсутствие риска, заботу и обратную связь. Похожим позиционированием сейчас отличается сеть «Мясновъ» с поправкой на то, что изначально ее магазины специализировались на мясопереработке.

Есть также уникальный пример фирменной сети, которая работает полностью на своей продукции – «Ермолино». При внешней простоте у нее также есть УТП, которое не так очевидно на первый взгляд: «я экономлю, я забочусь о своем бюджете, я рационален». Именно эта логика заставляет покупателя целенаправленно идти в точку «Ермолино», даже если она расположена относительно далеко от дома. Пресловутое соотношение «цена/качество» достигает здесь высшей точки.

Менее успешными с точки зрения развития оказались примеры сетей «Куриный дом» и «Элика». Среди прочих причин можно назвать невыдержанный формат. Отсутствие уникального сочетания качеств идеи, продукта и услуги.

Замороженные полуфабрикаты как продукт будут с нами еще долго как на полке федерального ритейла, так и фирменных сетей. Цена и доступность еще долго будут привлекать покупателя по принципу «наименьших усилий». Заморозка же как технология с нами навсегда. Потеряв позиции в ритейле, она найдет себя в сегменте HoReCa. Новый этап развития пищевой отрасли как «комплексного предложения продукта и сервиса» вберет в себя все лучшее и совершенное от прошлых этапов. Питание – это не только продукт, но и способ, и идея его употребления, включающие комфорт, эмоции, удовлетворение от покупки. Сроки хранения, широкие возможности логистики, сохранение качеств продукта после дефростации предоставляют как сетям, так и сегменту HoReCa технологические преимущества в удовлетворении этих потребностей покупателя.

Павел Евтишин
Павел Евтишин
7423
Комментарии

Интересно. Спасибо за статью.

Очень интересно

Обзор новостей и событий мясопереработки и животноводства за 48-ю неделю (24–30 ноября 2025 г.)
Обзор новостей и событий мясопереработки и животноводства за 48-ю неделю (24–30 ноября 2025 г.)
01 декабря '25 276
Обзор новостей и событий мясопереработки и животноводства за 47-ю неделю (17–23 ноября 2025 г.)
Обзор новостей и событий мясопереработки и животноводства за 47-ю неделю (17–23 ноября 2025 г.)
24 ноября '25 634
Обзор новостей и событий мясопереработки и животноводства за 46-ю неделю (10–16 ноября 2025 г.)
Обзор новостей и событий мясопереработки и животноводства за 46-ю неделю (10–16 ноября 2025 г.)
17 ноября '25 767
Качество начинается с людей. Как «Мираторг» гарантирует высочайшие стандарты производства
Качество начинается с людей. Как «Мираторг» гарантирует высочайшие стандарты производства
13 ноября '25 1357 1
Анализ рынка замороженных готовых изделий в панировке: тренды, вызовы и технологические решения
Анализ рынка замороженных готовых изделий в панировке: тренды, вызовы и технологические решения
12 ноября '25 1473
Обзор новостей и событий мясопереработки и животноводства за 45-ю неделю (1–9 ноября 2025 г.)
Обзор новостей и событий мясопереработки и животноводства за 45-ю неделю (1–9 ноября 2025 г.)
11 ноября '25 958
«Агропродмаш – 2025»: итоги, мнения, инновации
«Агропродмаш – 2025»: итоги, мнения, инновации
10 ноября '25 1879
Рентген-контроль и культура безопасности: как технологии X-Ray меняют подход к качеству пищевой продукции
Рентген-контроль и культура безопасности: как технологии X-Ray меняют подход к качеству пищевой продукции
05 ноября '25 1996
Обзор новостей и событий мясопереработки и животноводства за 44-ю неделю (27 октября – 2 ноября 2025 г.)
Обзор новостей и событий мясопереработки и животноводства за 44-ю неделю (27 октября – 2 ноября 2025 г.)
03 ноября '25 1817
Блоги — Читаемое
все блоги

Теперь вы можете вставлять на форумы видео из ВК, дзен, и даже Яндекс.Музыку   Пробуем:   ВК:   Яндекс.Музыка:...

Admin
Admin 27 ноября '25
170 0

 

Киберпанк уже среди нас. Надо досмотреть этот сериал до конца, а то уже второй сезон появился....

Вот так едешь по Московской области, и вдруг Ленинградские куры. Сразу так кура гриль, шаверма, поребрик и булка хлеба пронеслись в сознании. Ну...

Копчение в стиле "Черный кабан"

ну или креазот и деготь вам на стол для вашей печени.   Фото снято в ноябре 2025...

2
Главный технолог
Главный технолог
Щетина остается на полутуши после обесволашивания

Здравствуйте. Остаётся щетина после обесволашивания. Пробовали увеличение циклов, замену бил,...

3
Павел пан
Павел пан
Термокамера КТД-500 черный металл, брать или нет?

Здравствуйте, уважаемые! Посоветуйте, пожалуйста. Предлагают по 80000 рублей две термокамеры...

2
Талалихум
Талалихум
Кульмбахская серия книг по убою и мясопереработке

Добрый вечер всем. Когда то писал письмо в ВНИИМП по данным книгам, которые они издавали, на...

1
Александр Невский
Александр Невский
Написание этикетки

Здравствуйте. Подскажите, могу ли я на этикетке написать в следующей формулировке: ...

1
Anastassiya
Anastassiya
Не ложится цвет при горячем копчении, как оказалось из-за низкой влажности

Всем доброго времени суток. Срочно нужна ваша помошь. Камера двухрамная немецкая переделанная....

16
Игорь181273
Игорь181273
Подписаться на новости
Спасибо за подписку!
Спасибо за подписку!
Вход в Личный Кабинет

Регистрация