Пути эволюции замороженных полуфабрикатов в сетевом ритейле - Мясной эксперт
Независимый портал
для специалистов мясной индустрии
подписаться Вход / регистрация Войти
logo

Пути эволюции замороженных полуфабрикатов в сетевом ритейле

Пути эволюции замороженных полуфабрикатов в сетевом ритейле
Павел Евтишин
Русский мороз
директор по маркетингу

Если мы хотим определить, какое будущее ждет замороженные полуфабрикаты, необходимо, прежде всего, понять, что вызвало к жизни потребность в них как в сегменте рынка и что позволило реализовать их технологически.
С приходом эпохи индустриализации в XVIII веке вопросы что и кто производит решает общественное разделение труда. А обобществление труда и производства неотделимо от обобществления потребления. Все это касается и сферы питания.
Обобществление процессов питания – глобальный исторический тренд, который пронизывает все сегменты рынка и все каналы продаж продуктов питания. На определенном этапе именно сетевой ритейл и замороженные полуфабрикаты (ЗПФ) явились вехой и прорывом в развитии пищевой отрасли.

Прообразом технологии шоковой заморозки стал метод заготовки рыбы, практикуемый племенами канадских инуитов. Свежий улов было принято хранить живым в искусственной емкости или садке до тех пор, пока не начинал дуть сильный ветер. Тогда рыбак выкладывал рыбу на возвышенности и она почти мгновенно окаменевала от мороза. В 1912 году американский бизнесмен Кларенс Бердсай столкнулся с местной заготовкой рыбы и был поражен тем, что хранящийся несколько месяцев продукт не теряет своих потребительских качеств, и решил применить этот метод в промышленном масштабе.

Реклама
ПрофиБио

Пройдет еще несколько десятилетий пока наука сможет полностью разобраться в принципах действия шоковой заморозки и ее отличиях от обычной (важна не только температура сама по себе, но и скорость, интенсивность замораживания), произойдет совершенствование и распространение технологии. Бум на западе пришелся на 1980-1990-е годы и совпал с интенсивным ростом сетевого ритейла. В России в силу исторических обстоятельств это произошло позже, уже в нулевых годах, и достигло пика в 2010-х.

Реклама
Крист
Реклама
Термо
Реклама
Крист
Реклама
Термо

Но вернемся к теме обобществления процессов питания. Сетевой ритейл в классическом представлении 2010-х годов и ЗПФ как его сегмент предлагают продукт для домашнего употребления. Но развитие рынка не остановилось. С конца 2010-х сетевой ритейл начал сближаться с сегментом HoReCa и активно интегрировать его черты. Собственные пекарни, готовые охлажденные блюда, собственные кулинарии – часть этого тренда. HoReCa и ритейл стали предлагать не только продукт, но и услугу, сервис, способ потребления. Для потребителя это означает сокращение времени и трудозатрат по всей цепочке: от возникновения потребности в пище до ее удовлетворения.

Отсюда можно совершить переход от производителя и ритейлера к их неотделимой диалектической противоположности – потребителю. Главный потребительский тренд – индивидуализация потребления. На первый взгляд, рождается противоречие между обобществлением процессов питания и желанием индивидуализировать потребление. Но именно это противоречие и является движущей силой развития. Высшая точка обобществления – потребление горячего готового продукта, который приготовлен здесь и сейчас (или недавно) при помощи технологически совершенного процесса. Потребитель получает ощущение, что продукт «для него». Именно здесь единство и борьба противоположностей потребителя и производителя/продавца, общественного и частного рождает качественно иной результат: технология становится способна дать индивидуальный продукт широким массам.

Здесь и выявляется туманность будущего ЗПФ в их классической форме. Это продукт прошлого этапа. Для простоты будем далее говорить о пельменях как наиболее емком сегменте и ярком примере (пельмени стабильно занимают 45-50% рынка ЗПФ).

Простой промышленный продукт на полке «Пятерочки» не имеет перспектив роста. Он не индивидуален. Его главная характеристика – цена. Цена – преимущество крупных производителей. Именно поэтому рынок пельменей разделен между несколькими крупными игроками, которые создают в своих портфелях внутрибрендовую конкуренцию: «Цезарь», «Сибирская коллекция», «Бульмени», «Ложкаревъ». Главный инструмент ценовой конкуренции – акция. Механики «1+1», «скидка 50%» - стандарт на полке магазина.

О смерти рынка ЗПФ в федеральных сетях говорить  слишком рано. Инерция очень сильна и продлится еще долгие годы. А вот о смерти мелкого регионального производителя в федеральном ритейле вести речь уже можно. Падение объемов за 2020-2022 годы достигает примерно 40%. И практически весь объем продаж приходится на крупных федеральных производителей.

Вопрос уникального торгового предложения (УТП) в заморозке сейчас стоит как никогда остро. С точки зрения покупателя УТП продукта часто срастается с УТП канала продаж. В чем УТП заморозки в ритейле? Доступность по цене, близость к дому и простота выбора. За счет этого уникального сочетания сетям удалось вытеснить традиционную розницу. Приходя в «Макдональдс» в любой стране мира, ты всегда понимаешь, чего ожидать. Приходя в «Пятерочку», ты также знаешь, что все будет знакомо, независимо от того, в каком российском регионе она расположена. Механицизм и функциональность эпохи модерна. Тогда как HoReCa и ее отдельные элементы – индивидуализм эпохи постмодерна.

Так могут ли ЗПФ дать уникальное торговое предложение? Да, могут – в приложении к каналу продаж. Яркий пример  – феномен фирменных сетей и сетей с уникальным позиционированием. Именно там мелкий региональный производитель имеет рост объемов. Есть кластер предприятий, которые полностью профилированы на работу с такими сетями, как «ВкусВилл». И заморозка там демонстрирует стабильно хорошие показатели продаж. Почему? Сеть удовлетворяет важные потребности покупателя – самоидентификация и доверие: «я забочусь о себе и своем здоровье», «я доверяю и чувствую себя в безопасности». Покупатель готов платить больше за отсутствие риска, заботу и обратную связь. Похожим позиционированием сейчас отличается сеть «Мясновъ» с поправкой на то, что изначально ее магазины специализировались на мясопереработке.

Есть также уникальный пример фирменной сети, которая работает полностью на своей продукции – «Ермолино». При внешней простоте у нее также есть УТП, которое не так очевидно на первый взгляд: «я экономлю, я забочусь о своем бюджете, я рационален». Именно эта логика заставляет покупателя целенаправленно идти в точку «Ермолино», даже если она расположена относительно далеко от дома. Пресловутое соотношение «цена/качество» достигает здесь высшей точки.

Менее успешными с точки зрения развития оказались примеры сетей «Куриный дом» и «Элика». Среди прочих причин можно назвать невыдержанный формат. Отсутствие уникального сочетания качеств идеи, продукта и услуги.

Замороженные полуфабрикаты как продукт будут с нами еще долго как на полке федерального ритейла, так и фирменных сетей. Цена и доступность еще долго будут привлекать покупателя по принципу «наименьших усилий». Заморозка же как технология с нами навсегда. Потеряв позиции в ритейле, она найдет себя в сегменте HoReCa. Новый этап развития пищевой отрасли как «комплексного предложения продукта и сервиса» вберет в себя все лучшее и совершенное от прошлых этапов. Питание – это не только продукт, но и способ, и идея его употребления, включающие комфорт, эмоции, удовлетворение от покупки. Сроки хранения, широкие возможности логистики, сохранение качеств продукта после дефростации предоставляют как сетям, так и сегменту HoReCa технологические преимущества в удовлетворении этих потребностей покупателя.

Павел Евтишин
Павел Евтишин
6218
Реклама
Аромадон
Реклама
КристРус
Комментарии

Интересно. Спасибо за статью.

Очень интересно

Реклама
АтлантисПак 2025
Русский язык в мясопереработке XXI века, часть IV
Русский язык в мясопереработке XXI века, часть IV
16 января '25 96
Обзор новостей и событий мясопереработки и животноводства за 52-ю неделю (23–29 декабря 2024 г.)
Обзор новостей и событий мясопереработки и животноводства за 52-ю неделю (23–29 декабря 2024 г.)
31 декабря '24 1083
Обзор новостей и событий мясопереработки и животноводства за 51-ю неделю (16–22 декабря 2024 г.)
Обзор новостей и событий мясопереработки и животноводства за 51-ю неделю (16–22 декабря 2024 г.)
23 декабря '24 1615
Итоги 2024 года и прогнозы на 2025-й
Итоги 2024 года и прогнозы на 2025-й
20 декабря '24 2240
Обзор новостей и событий мясопереработки и животноводства за 50-ю неделю (9–15 декабря 2024 г.)
Обзор новостей и событий мясопереработки и животноводства за 50-ю неделю (9–15 декабря 2024 г.)
16 декабря '24 1980
Обзор новостей и событий мясопереработки и животноводства за 49-ю неделю (2–8 декабря 2024 г.)
Обзор новостей и событий мясопереработки и животноводства за 49-ю неделю (2–8 декабря 2024 г.)
09 декабря '24 2498
Русский язык в мясопереработке XXI века, часть III
Русский язык в мясопереработке XXI века, часть III
06 декабря '24 2651
Падение спроса на свинину в год на 53%? Вы серьезно?
Падение спроса на свинину в год на 53%? Вы серьезно?
03 декабря '24 3273 1
Обзор новостей и событий мясопереработки и животноводства за 48-ю неделю (25 ноября – 1 декабря 2024 г.)
Обзор новостей и событий мясопереработки и животноводства за 48-ю неделю (25 ноября – 1 декабря 2024 г.)
02 декабря '24 2763
Реклама
colimaticrussia
Реклама
ЦентралФуд
Реклама
КБ
Блоги — Читаемое
все блоги

Начали работать над обновление программного обеспечения портала Мясной Эксперт. Обновим php и все движки до последних версий, отсечем...

Admin
Admin 17 декабря '24
1925 0

Олег Шевченко из "Мясопортала" прислал мне сегодня фотографии с нашей колбасной ул. Пермской из Москвы. Сначала я хотел объяснить это тем, что...

Можно ли верить лжецу?   Автор Семен Разумов, специализирующийся на политических статьях, вдруг переквалифицировался в биохимика и...

Сначала я хотел помыть глаза с мылом, но потом решил свериться с календарем – на секунду у меня было ощущение, что я путешественник во времени....

Увидеть новинку до ее презентации на Агропродмаш 2024, что еще может быть интересней для «Мясного Эксперта»? Мы приехали в Брест к КОМПО и...

Разработка ТУ на продукцию из мяса птицы (цыпленка-бройлера)

Приветствую. Столкнулись с проблемами при разработке ТУ по документу ГОСТ р 51740-2016: ...

0
Татьянка
Татьянка
Китайские подделки русских колбас в Шанхае

Управление по регулированию рынка Шанхая инициировало расследование в отношении владельцев 47...

0
Главный технолог
Главный технолог
Снятие оперения цыплят бройлеров

Доброго времени суток коллеги. У меня вопрос по перосъемной машине. На заводе при...

1
Ulukbek
Ulukbek
Кн23м КОМПО отверстия на батоне рядом с клипсой

В 2-3 миллиметрах от клипсы при нормальной набивке с верхней стороны образовываются маленькие...

12
Ахьяд
Ахьяд
Печь MAUTING льёт смолу в камеру.

Уважаемые коллеги,здравствуйте! Бегу сюда напролом,так как ситуация печальная. Паровая...

6
Злой Жук
Злой Жук
Инструкция по санитарному дню

Добрый день, коллеги. Может ли кто-нибудь поделиться примером инструкции Санитарного дня на...

4
yuliya_vladimirovna
yuliya_vladimirovna


Подписаться на новости
Спасибо за подписку!
Спасибо за подписку!
Вход в Личный Кабинет

Регистрация