Исследование НИУ ВШЭ показало падение индекса потребительской уверенности

Как сообщает ТАСС со ссылкой на исследование Института статистических исследований и экономики знаний Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики» (НИУ ВШЭ), индекс потребительской уверенности (ИПУ) среди жителей России во II квартале 2020 года упал на 19 процентных пунктов в сравнении с первым кварталом: до -30%.

Исследователи отмечают, что столь стремительный обвал ИПУ стал рекордным по скорости. Во время предыдущих кризисов отрицательный эффект был накопительным, индекс одномоментно снижался не более чем на 15 п. п., но в то же время по глубине падения он не рассматривается как рекордный.

В частности, такое же значение индикатора прослеживалось на пике последней рецессии: в I квартале 2016 года. Годом раньше ИПУ опустился до -32. В разгар кризиса 2008–2009 годов он был еще ниже: -35%. В 1998–1999 годах ИПУ оставался на минимальном уровне (-45%) в течение нескольких кварталов подряд.

Если в I квартале 2020 года 12% респондентов отметили улучшение личного материального положения, а 27% засвидетельствовали его ухудшение, то во II квартале — 7% и 43% соответственно. Только 10% участников опроса ожидают улучшение личного материального положения в течение ближайших 12 месяцев, а 31% опасаются ухудшения. В предыдущем квартале эти показатели составляли 13% и 17% соответственно.

74% респондентов исследовательской группы НИУ ВШЭ негативно оценивают процессы, происходившие в отечественной экономике в минувшем квартале, лишь 5% высказали положительную оценку, тогда как в I квартале 2020 года разрыв был не настолько велик: 34% и 15% соответственно.

18% участников опроса все-таки надеются, что через год в российской экономике произойдут позитивные изменения, а 45% ждут негативных процессов: против 20% и 27% в прошлом квартале.

1980 Просмотров