Кто заполнит «региональные полки» в петербургских торговых сетях?
«Деловой Петербург» обсудил с экспертами законопроект о «региональной полке», в очередной раз внесенный в Госдуму 11 апреля. Крупных ритейлеров хотят обязать отводить не менее 10% на витринах местным производителям. Возникает вопрос: кого считать местными?
Предыдущую попытку внести соответствующие поправки в закон «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации» предприняла группа депутатов от ЛДПР в январе прошлого года. Они настаивали на 25%, однако в сентябре законопроект был отклонен.
Нынешняя инициатива исходит от партии «Справедливая Россия — За правду». Сейчас их версию рассматривает комитет по промышленности и торговле.
Ритейлеры и аналитики пищевого рынка, работающие в Петербурге и Ленинградской области, утверждают, что спрос на продовольственные товары от местных производителей стабилен в ключевых категориях, включая мясные, молочные и кондитерские товары.
По словам руководителя программы «Менеджмент», доцента Президентской академии в Санкт–Петербурге Кристины Палий, мясокомбинаты «Иней», «Невская трапеза» и «Парнас» с начала года увеличили объемы на 16%, но доля региональной продукции на полках магазинов не превышает 5–7%. Им сложно конкурировать с федеральными брендами, у которых есть логистические преимущества, особенно на фоне роста себестоимости сырья. Она считает, что инициатива квотировать 10% региональных товаров первой необходимости в торговых сетях 10% актуальна, но их производителям потребуется поддержка в виде субсидий на логистику и модернизацию активов.
В последние годы некоторые петербургские предприятия сменили юридические адреса или вошли в состав федеральных холдингов. Бывает и наоборот: формально не петербургская компания по факту остается местным. В таких случаях совсем не просто сориентироваться, кого считать региональным производителем. Независимый консультант по продвижению продовольственных товаров в торговые сети Михаил Лачугин предлагает относить к местным только те продукты, которые продаются только в том регионе, где производятся.
Ведущий аналитик NTech Екатерина Назаренко уточнила, что в прошлом году продажи продовольственных товаров под региональными брендами увеличились в среднем на 12,3%. При этом в категории мясных продуктов зафиксирован рост на 26,6% — это самый высокий показатель. Количество SKU локальных брендов той же категории увеличилось на 10,5%. В крупнейших торговых сетях Петербурга доля продаж местных брендов по шести категориям в рублях превысила 10%. Как ни странно, исключением оказалась лента (8,4%).
Устойчивость спроса на продукты местного производства подтвердили в сети гипермаркетов О'КЕЙ. В них доля таких товаров варьирует в пределах от 5 до 70%, в зависимости от категории. В прошлом году локальных поставщиков стало больше — как минимум на 20.
Данные по Северо–Западному федеральному округу предоставила X5 Group: 116 новых партнеров, в том числе 20 индивидуальных предпринимателей, 30 малых и 68 микропредприятий. Большинство зарегистрировано в Петербурге.
Полную версию статьи с инфографикой и дополнительные экспертные мнения вы найдете здесь.
Приобрел журнал «ЧТИВО» (№ 9, 2025). Выпуск полностью посвящён кулинарии и ресторанам. В статье о том, как Микоян поднимал пищевую...
Теперь вы можете вставлять на форумы видео из ВК, дзен, и даже Яндекс.Музыку Пробуем: ВК: Яндекс.Музыка:...
ну или креазот и деготь вам на стол для вашей печени. Фото снято в ноябре 2025...
Здравствуйте. Остаётся щетина после обесволашивания. Пробовали увеличение циклов, замену бил,...
Здравствуйте, уважаемые! Посоветуйте, пожалуйста. Предлагают по 80000 рублей две термокамеры...
Добрый вечер всем. Когда то писал письмо в ВНИИМП по данным книгам, которые они издавали, на...
Здравствуйте. Подскажите, могу ли я на этикетке написать в следующей формулировке: ...
Всем доброго времени суток. Срочно нужна ваша помошь. Камера двухрамная немецкая переделанная....