Растительные альтернативы не могут конкурировать с натуральным мясом

Вчера на сайте Университета штата Огайо вчера появилась статья, изучению ближайшей перспективы рынка растительных альтернатив мясу. Группа ученых предполагает, что в ближайшее время их доля среди предложений традиционной мясной индустрии останется незначительной.

Исследователи акцентируют внимание на том, что не были намерены принимать сторону какой-либо из отраслей или сравнивать питательную ценность продуктов. Группа изучала актуальную реакцию рынка на растительные альтернативы и выясняла, как спрос на них взаимодействует с остальными категориями, особенно в секторе свежего мяса. Результаты опубликованы в рецензируемом научном журнале Applied Economic Perspectives and Policy.

Пока у мясопереработчиков нет оснований предъявлять какие-либо претензии производителям растительных аналогов мясной продукции, утверждают спикеры. Несмотря на то, что доля пищевых инноваций на основе растительного протеина в последние годы действительно увеличилась, это не привело к сокращению расходов потребителей на продукты из натурального мяса.

Анализ продаж мяса в 40 штатах США показал, что растительные заменители в виде бекона, котлет и фарша в основном покупают наряду с натуральной говядиной и свининой и чаще всего используют как замену курицы, индейки и рыбы, но не красного мяса. Таким выводом поделился профессор экономики сельского хозяйства, окружающей среды и развития в Университете штата Огайо Вуянь Ху (Wuyang Hu).

Еще один участник исследования — доцент кафедры экономики сельского хозяйства Университета Кентукки Шуоли Чжао (Shuoli Zhao) сказал, что продукты, имитирующие вкус и другие органолептические ощущения от употребления в пищу натурального мяса, привлекают не только веганов, но и тех, кто интересуется разного рода инновациями, включая мясоедов. 

Имитации мяса и другие продукты на основе растительного сырья (например, тофу и темпе) выпускаются давно, но они разительно отличаются от предложений Impossible Foods и Beyond Meat по вкусу и текстуре. На два этих бренда приходится примерно 75% всех мировых продаж растительных заменителей мясных продуктов, которые в 2018 году составили $10 млрд, и, по текущим прогнозам, вырастут до $31 млрд к 2026 году.

В ходе исследования американские ученые еженедельно анализировали данные сканера Nielsen с первой недели января 2017 года по вторую неделю июля 2020 года о расходах в ритейле 40 штатов США на растительные альтернативы, говядину, свинину, баранину, курицу, индейку, утку и свежую рыбу.

Как выяснилось, заменители мяса на растительной основе составляли всего 0,1% от средних общих расходов на свежее мясо. При этом в течение рассмотренного периода их доля рынка увеличилась в четыре раза — до 0,4%. Лидером по продажам оказалась говядина (46%), за ней следует курица (23%). Свинина и рыба набрали примерно по 12% каждая, а на долю индейки и других видов свежего мяса приходится менее 5% продаж.

Сопоставив цены, ученые установили, что растительные альтернативы говядины — самая дорогая позиция (в среднем $5,44 за товарную единицу). Остальные заменители мяса стоили в среднем $4,84 за единицу. Прослеживалась тенденция к увеличению расходов на продукты этой категории по мере роста предложения. Снижение цен на натуральную говядину и куриное мясо привело к сокращению спроса на растительные альтернативы, но аналогичный ход их производителей не оказал влияния на уровень продаж источников животного белка.

Профессор Вуянь Ху уточнил, что спрос на растительные заменители мяса повышался в период проведения рекламных акций, следовательно, они относятся скорее к импульсивным, чем к запланированным покупкам. Здесь играет роль своего рода стадный инстинкт: если на полке появляется необычный продукт, то его непременно нужно попробовать.

Интерес к растительным аналогам мяса заметно повысился с резким подорожанием мяса из-за разрывов в цепочках поставок в разгар пандемии COVID-19, хотя причинно-следственную связь здесь трудно установить. Рост доли рынка альтернатив прослеживался и на исходе исследования — в июле 2020 года. В то же время на первой волне пандемии объем продаж натуральных продуктов животного происхождения резко вырос, спрос на мясо и рыбу оставался стабильным до снятия ограничений.

Быстрое увеличение доли растительных альтернатив превратило их в самую быстрорастущую категорию, однако этот рывок не привел к сокращению потребления натурального мяса в США, которое в 2018 году было одним из самых высоких в истории — 222 фунта (почти 100,7 килограмма) на душу населения. 

По словам Шуоли Чжао, исследователи пришли к заключениям, противоречащим заявлениям разработчиков растительных инноваций. Если они полагают, что люди заменяют аналогами говядину и свинину, то на самом деле потребители пробуют их товары как дополнение к запланированным покупкам. Следовательно, модные стартапы не могут составить конкуренцию традиционной мясной индустрии. Он отметил, что помимо маркетинга производителям растительных протеинов стоит сосредоточиться на изучении потребительских ожиданий и предпочтений. А люди сами решат, составят ли альтернативные продукты основу их рациона.

3027 Просмотров