Петербург: федеральные сети вытесняют с рынка местных ритейлеров

«Деловой Петербург» поднял тему неконкурентоспособности местных продовольственных сетей в условиях экспансии федеральных ритейлеров. Их натиска не выдерживают как старые, так и совсем молодые компании.

Недавно о закрытии заявила петербургская торговая сеть супермаркетов «РиоМаг» — один из первопроходцев рынка, который начинал свою деятельность в 2003 году. Осталось две из шести торговых точек. Руководитель отдела торговой недвижимости консалтинговой компании Knight Frank St Petersburg Анна Лапченко считает, что утрата конкурентоспособности связана с устаревшим форматом магазинов и допускает, что переформатирование было слишком затратным для владельцев ООО «ТС „РиоМаг”».

В этом году в Петербурге исчезли фирменные магазины «Лосево» и торговые точки таких небольших ритейлеров, как Like Market, Green и «Медведь», продержавшиеся на рынке меньше года. Заметно сократилось количество супермаркетов «Лэнд». Судя по картотеке арбитражных дел, кредиторы ООО «ТК „Лэнд”» все чаще напоминают о себе: зарегистрировано 59 судебных исков. 

Мелкие ритейлеры отступают перед федеральными сетями с 2019 года, и освободившиеся площади высоко востребованы. Например, в прошлом году «Магнит» одним пакетом арендовал 75 магазинов, которые раньше занимал торговый дом «Интерторг». Сейчас освободившиеся площадки, где раньше располагались торговые точки «Лэнд» активно занимает EUROSPAR: с прошлого года он открыл восемь торговых точек в Петербурге и одну в Сестрорецке. Like Market сменили «Мини Лента», «РеалЪ» и «Семишагофф». Кроме того, «Семишагофф» обосновался на площадке, ранее арендованной Green, а точки торговой сети «Медведь» перешли к «Пятёрочке».

Закрываются не только магазины местных торговых сетей. «Магнит» ликвидировал оптовый гипермаркет и «Магнит Сити» с кафе на Разъезжей, обосновав второй шаг падением трафика на фоне пандемии. Тем не менее восемь магазинов такого же формата в других районах продолжают работать, а с начала 2021 года «Магнит» открыл 59 магазинов у дома, один дискаунтер и 38 точек дрогери-ритейла.

На пространстве, освобожденной петербургским ритейлером Prisma в Кировском универмаге, появилась еще одна «Мини Лента». За полгода торговая сеть гипермаркетов запустила более 20 точек в малом формате. Помимо «Ленты» и «Магнита», которые развиваются и за счет сделок M&A, быстро расширяют торговые площади розничные компании X5 Group и «ВкусВилл».

По словам Анны Лапченко, вытеснение мелких ритейлеров крупными федеральными сетями — естественная ситуация для конкурентного рынка. За счет возможности заключить контракты с поставщиками на более выгодных условиях они предлагают широкий ассортимент продуктов по меньшим ценам. В свою очередь, арендодатели ориентируются на них в надежде на стабильность.

Управляющий партнер консалтинговой компании Retail4You Сергей Лищук отметил, что у мелких ритейлеров есть слабое место: несистемный подход к изучению потребителей. Отсюда отставание от спроса и падение трафика. Он прогнозирует, что локальные будут или уходить с рынка, или продавать бизнес федералам. В итоге в России останется порядка сотни сетей из нынешних 600.

Точку зрения Лищука оспорил «Магнит»: в ритейле одни игроки теряют позиции, а другие укрепляют статус, независимо от масштаба, ответила пресс-служба. В Южной России, Сибири и на Урале немало примеров успешной конкуренции локальной розницы с крупнейшими игроками. Продвигаются те, кто хорошо изучил своих поставщиков и своего покупателя. Они гибко адаптируются к внешним факторам, и бизнес остается эффективным.

Руководитель департамента продажи и аренды коммерческой недвижимости компании «Этажи» в Петербурге Сергей Каратаев считает, что региональный ритейл уступает федеральному в культуре логистики и тесно связанной с ней системе ценообразования. Крупные игроки экономят на транспортных расходах и оптовых закупках. Выживают те, кто трансформирует свой бизнес, создавая уникальные торговые предложения, резюмировал он.

3894 Просмотра