В петербургском ритейле и сегменте HoReCa наметился кадровый голод

«Деловой Петербург» пишет, что сегмент HoReCa и ритейл в северной столице России ощутили кадровый кризис, вызванный оттоком мигрантов и демографической ямой. Поиск персонала сопряжен с дополнительными затратами работодателей.

По данным федерального сервиса «Зарплата.ру», за восемь месяцев текущего года предложение от работодателей увеличилось на 73% в годовом исчислении и более чем в 2,5 раза в сравнении с аналогичным периодом 2019-го. Руководитель департамента аналитики Юрий Михеев отметил, что в ресторанном бизнесе более всего повысился спрос на поваров: количество вакансий, размещенных на сервисе в январе–августе, выросло втрое год к году. Спрос на пекарей увеличился вдвое. Среднее зарплатное предложение выросло на 23% в сравнении с тем же периодом прошлого года.

В ритейле количество резюме на одну вакансию сократилось с пяти до двух, уточнили в hh.ru Северо–Запад, хотя для розницы текучка кадров — явление привычное, как и сравнительно низкие зарплаты. 

Все чаще возникают перебои с доставкой товаров на пункты выдачи маркетплейсов. В частности, Wildberries разместила десятки новых вакансий по Петербургу. В период локдауна популярность сервисов экспресс-доставки сильно выросла, поэтому они получили поддержку от компаний с государственным капиталом и возможность работать по инвестиционной бизнес–модели. В отличие от частных компаний, они могут позволить себе зарплаты выше средних по рынку для сотрудников с низкой квалификацией. Вместе с тем с цифровизацией продаж резко подскочил спрос на IT–специалистов.

Кадровый голод объясняют не только оттоком трудовых мигрантов с началом пандемии COVID-19, но и демографической ямой. Руководитель пресс–службы hh.ru Северо–Запад Мария Бузунова подтвердила это данными Росстата: количество соискателей в возрасте 20–24 лет снизилось почти вдвое — с 12 млн до 7 миллионов. Спад наблюдается и в следующей возрастной категории — людей 25–29 лет с определенным опытом, которых работодатели активно нанимают. Сходные явления были отмечены в 2007–2008 годах.

Предприниматели рассказывают, что ищут сотрудников в сегментах, на которые раньше не обращали внимания: среди студентов, людей старшего возраста и женщин с детьми. Они практикуют новые формы трудоустройства — такие, как временная занятость и гибкий график. Привлечь персонал легче всего за счет повышения зарплат, увеличивающего ценность рабочего места в глазах претендента. Нередко оно сопровождается расширением функционала для сотрудника, которого задействуют сразу на нескольких участках. Профессор кафедры социальных технологий СЗИУ РАНХиГС Александр Прихач считает, что при соответствующей мотивации таким образом можно формировать некогда распространенные эффективные комплексные бригады. По его мнению, восстановление рынка труда займет не менее трех лет.

PR–директор сервиса YouDo Ольга Чернявская предполагает, что выходом из ситуации может стать развитие платформенной занятости, в частности и для мигрантов. В потребительском секторе внедряют практику нанимать специалиста на два-три часа, когда в нем есть возникает реальная потребность, а после спада нагрузки справляться с работой минимальными силами, добавил основатель сервиса GigAnt для подбора временных специалистов в ритейле Денис Решанов. Он подчеркнул, что занятость парт-тайм и почасовой аутсорсинг набирают обороты.

В сети ресторанов «Теремок» новым сотрудникам сразу предлагают аренду жилья. Директор по персоналу в Петербурге Юлия Абраменко рассказала, что первоначально этот инструмент использовался только при найме иногородних соискателей, но сейчас он привлекает и петербуржцев, не имеющих собственного жилья. 

Основатель и владелец The Buddy Cafe Андрей Александров отметил, что на мигрантов в ресторанных холдингах приходится до 60%, потому что такая работа требует выносливости. С началом пандемии часть сотрудников переметнулась в службы доставки и на стройки, где повысились зарплаты. Мигранты стали более осмотрительны и разборчивы при выборе работодателей: они осознали свою востребованность.

3293 Просмотра