Альбина Искакова

эксперт в маркетинге и продажах продуктов питания, коммерческий директор
Белая Долина, ГК
Условия работы для мясопереработчиков становятся все сложнее

Группа компаний «Белая Долина» – один из крупнейших холдингов в агропромышленном секторе Поволжья. Предприятие специализируется на производстве колбасной продукции и мясных деликатесов, а также молочных продуктов, мороженого.
Об особенностях местного рынка, тенденциях развития сегмента колбас и замороженных полуфабрикатов, а также продуктовых новинках компании мы поговорили с Альбиной Искаковой, экспертом в маркетинге и продажах продуктов питания, коммерческим директором ГК «Белая Долина».

Расскажите, каким образом изменилась ситуация на мясном рынке в прошлом году и в начале 2023-го? С какими проблемами пришлось столкнуться его участникам?

Для отечественной мясоперерабатывающей отрасли прошедший 2022-й год выдался достаточно непростым. Снижение покупательской способности населения, сокращение платежеспособного спроса и переток части потребителей в смежные товарные категории, усиливающаяся консолидация, рост цен на мясное сырье и нарушение многолетних цепочек поставки упаковки и дополнительных материалов – это лишь небольшой список того, с чем пришлось столкнуться мясоперерабатывающим предприятиям в прошедшем году.
В результате объем продаж колбасных изделий снизился на 1,9%, а если убрать фактор открытия новых торговых точек и проанализировать динамику продаж по сопоставимым магазинам (LFL), то падение продаж в 2022 году по отношению к 2021-му составило уже 5,5%.
Несмотря на критические факторы, отечественные мясоперерабатывающие предприятия достойно прошли все испытания прошлого года и не позволили продажам колбас рухнуть сильнее. В начале 2023-го мы видим все признаки стабилизации и начала восстановления отечественного рынка колбасных изделий, что позволяет нам прогнозировать прирост данного сегмента на 2,0-2,5% по итогам года.

 

Каковы основные тенденции развития рынка колбас и замороженных полуфабрикатов? Как изменился спрос и потребительские предпочтения?

Если мы говорим о потребительском поведении, то основная тенденция современного рынка – это превалирующая доля колбас регулярного потребления (т.е. продукты, которые покупают постоянно – сосиски, вареные колбасы), которые по итогам 2022 года растут и в объеме (на 0,3%), и в доле в структуре продаж (на 1,4 п.п.). Это во многом объясняется инертностью потребительского поведения – люди привыкли покупать сосиски / вареные колбасы и видят в них альтернативу более дорогому мясу. Продукты нерегулярного потребления (т.е. продукты, которые берут от случая к случаю – ветчины, сардельки, копченые и сырокопченые колбасы) по итогам 2022 года падают, и падают сильнее рынка (на 5,7%), что связано с сокращением располагаемых доходов населения – потребителям стало не до изысков, поэтому на данных продуктах экономят в первую очередь.

Каким образом это отражается на формировании ассортиментной линейки вашей компании? Расскажите о новинках продукции, которые появились в вашем ассортименте за последнее время.

В последнее время ГК «Белая Длина» запустила большое количество новинок – это и линейка «Баварская», как расширение вкусовых колбас в торговой марке Schneller, это и уникальные сырокопченые колбасы – «Салями с индейкой» и сервелат «Ореховый», а также новая торговая марка – «Славушка» с лучшим сочетанием цены и качества на рынке Поволжского региона. Все выпускаемые нами новинки проходят многоступенчатый процесс по отработке и тестированию, в результате которого мы выпускаем в реализацию только продукт, в котором уверены на 100%.

Что вы представляли на выставке «Продэкспо», и каковы ваши впечатления от мероприятия?

Весь ассортимент колбасных изделий, включая новинки, был презентован нами на выставке «Продэкспо-2023». Это ключевое событие для отечественного рынка FMCG, на котором мы можем непосредственно встретиться с нашими клиентами, обсудить условия сотрудничества и потребности друг друга. «Продэкспо» – это отличная возможность для того, чтобы познакомиться с опытом лучших производств, обменяться опытом и получить идеи для развития собственного производства.

Вы сами любите колбасу? Какую именно предпочитаете?

Я, как любой ребенок СССР, люблю докторскую колбасу, и раз в неделю не отказываю себе в бутерброде на завтрак. В выходные за компанию с семьей могу съесть краковской, но чаще все же я употребляю мясо в непереработанном, даже не термически необработанной виде (тар-тар).

 

В ресторане вы скорее выберете мясо или рыбу?

Мясо, и почти со 100% вероятностью карпаччо или тар-тар из говядины. Я и дома их готовлю и ем почти каждый день.

 

Многие технологи жалуются, что выбор специй и в целом вкусоароматики определяет высшее руководство предприятия, ориентируясь на собственный вкус. В результате вся продукция на производстве на один вкус и цвет (только то, что нравится директору). Каким образом создаются новинки в вашей компании? На что вы ориентируетесь, запуская продукт с тем или иным вкусом? Как на вашем предприятии подходят к разработке продукта – вкус определяет покупатель или профессионалы? Как можно создать по-настоящему оригинальную рецептуру?

Такая ситуация, действительно, имеет место. В нашей компании разработан и применяется многоступенчатый процесс создания новинки на основе Stage gate process. В рамках данного процесса при разработке новинки мы ориентируемся на потребительские предпочтения целевой группы покупателей. На первом этапе экспериментальные рецептуры, выработанные технологами, дегустируются профессиональными дегустаторами из числа наших сотрудников. Это позволяет точно определить соответствие продукта обозначенному техническому заданию и сформулировать направления его доработки. В дальнейшем уже первично согласованная рецептура выносится на расширенную дегустацию, по результатам которой рождается новинка, чьи основные показатели максимально соответствует потребностям целевой аудитории покупателей.

Опыт работы нашей компании показывает, что в условиях перенасыщенного рынка колбасных изделий разработать по-настоящему успешную новинку можно только на основе глубокого анализа рынка и профессиональной работы сотрудников на всех этапах создания нового продукта. В вопросе анализа рынка мы достаточно давно и успешно сотрудничаем с одним из крупнейших аналитических агентств России – компанией NTech, а профессионализма нашим сотрудникам не занимать.

 

Отличается ли мясной рынок Поволжья (Саратовской области) от общероссийского, чем именно? Каковы его особенности?

Рынок колбасных изделий Поволжья в целом похож на общероссийский рынок. Сильных отличий между ними, которые бы формировали иной подход к ведению бизнеса, нет, да и не может быть по определению – слишком консервативный рынок и слишком сильно наследие советского прошлого в формировании потребительского поведения россиян независимо от территории их проживания.

Особенности Саратовской области заключаются в аномальной концентрации крупных производителей колбасных изделий в очень локальной географии – помимо МК «Митэк» (ГК «Белая Долина»), здесь также функционируют МК «Дубки», ГАП «Ресурс» (МК «Агротэк», МК «Родина», МК «Фамильные колбасы»). Каждое из этих предприятий считает Саратовскую область своим родными регион, а первенство на данной территории – делом чести.
С большой уверенностью могу заявлять, что Саратовская область является самым сложным регионом по ведению бизнеса в мясоперерабатывающей отрасли, уступающим только Москве по уровню конкурентной борьбы.

 

По вашим прогнозам, как будет меняться рынок колбас и замороженных полуфабрикатов в ближайшее время? С какими вызовами столкнуться его участники?

Как я уже говорила, в 2023 году мы ожидаем умеренного роста рынка колбасных изделий: на 2,0-2,5% относительно 2022-го. Из основных трендов текущего года я могу выделить продолжающий рост консолидации рынка колбасных изделий, как в части производителей, так и в части ритейла; возрастающую долю и влияние хард-дискаунтеров и e-commerce; рост доли и глубины промо. Одним словом, условия работы для мясопереработчиков становятся все сложнее, выживут только те предприятия, которые успешно растят маркетинговую, коммерческую и производственную экспертизу. В противном случае – их место займут более умные и быстрые конкуренты.

Какие задачи стоят перед вами в 2023 году? Собираетесь ли вы увеличивать объемы производства, расширять географию продаж? Поделитесь планами.

Задачи, которые стоят перед нами на 2023 год, крайне амбициозные – по итогам данного периода мы планируем вырасти кратно лучше рынка и нарастить доходность нашего ассортиментного портфеля. Достигать поставленных целей мы планируем различными инструментами – это и расширение географии продаж, и ввод новинок, и начало сотрудничества с новыми контрагентами. Планов крайне много – 2023 год обещает быть крайне плодотворным и интересным в плане работы. У нас накоплена высокая экспертиза в части маркетинга и продаж, поэтому в конечном успехе намеченных мероприятий я не сомневаюсь.

8361 Просмотр