Независимый портал
для специалистов мясной индустрии
подписаться Вход / регистрация Войти
logo

Итоги развития категории «мясная продукция» от NTech

Итоги развития категории «мясная продукция» от NTech
Дмитрий Трифонов
Исследовательская компания NTech
сооснователь и коммерческий директор

Представляя краткие итоги развития категории «мясная продукция» в 2024 году, поясню, что в сегментации NTech «мясная продукция» – это охлажденные и замороженные продукты из мяса и птицы за исключением мясных консервов, холодцов, зельцев и студней, а также многокомпонентных готовых блюд, не требующих термообработки, кроме как разогрева в СВЧ-печи. Указанные исключения NTech относит к категориям «консервация» и «готовая еда».
По итогам 2024 года категория «мясная продукция» продолжает оставаться одной из наиболее значимых на продовольственном рынке, занимая в продуктовой корзине россиян 16,3% в денежном и 9,6% в физическом выражении.
Вместе с тем, динамику категории сложно охарактеризовать как удовлетворительную: на фоне общего роста рынка продуктов питания год к году (на 6,5% в физическом выражении), «мясная продукция» выросла на скромные 0,6%, что формально свидетельствует о стагнации.

Указана доля категорий за 2024 г. от суммарного объема рынка продуктов питания. Динамика: 2024-й к 2023 г. Красная линия – прирост всего рынка продуктов питания за указанный период. Все показатели даны в физическом выражении.

В денежном выражении за 2024 г. категория «мясная продукция» выросла на 16,3% против роста рынка продуктов питания на 18,7%. Таким образом, рассматриваемая категория по классификации NTech является «черной дырой» – категорией/группой, которая развивается медленнее рынка и в физическом, и в денежном выражении.

К слову, отмечу, что в классификации NTech есть также понятие «центр» – группы, имеющие и в физическом, и в денежном выражении примерно такую же динамику, как и рынок продуктов питания. И понятие «звезды» – группы, динамика которых выше рынка продуктов питания в целом.

Доля в руб. за 2024 г. от категории «мясная продукция».

Доля в кг за 2024 г. от категории «мясная продукция».

Динамика, руб. - продажи в денежном выражении в сопоставлении 2024-го и 2023 г.

Динамика, кг - продажи в физическом выражении в сопоставлении 2024-го и 2023 г.

Цена 1 кг - средневзвешенная цена за 2024 г.

Динамика цены - динамика средневзвешенной цены в сопоставлении 2024-го и 2023 г.

Забегая вперед, отмечу, что основной причиной столь невпечатляющей динамики стало снижение интереса потребителей к тушке птицы, филе птицы и многим видам натуральных п/ф из мяса. Вместе с тем, ни одна из значимых подкатегорий не продемонстрировала за прошлый год серьезной положительной динамики.

Указана доля подкатегорий за 2024 г. от суммарного объема категории «мясная продукция». Динамика: 2024-й к 2023 г. Красная линия – прирост всего рынка продуктов питания за указанный период. Все показатели даны в физическом выражении.

Из отдельных значимых групп категории всего лишь три – «маринады», «нарезка» и «стейки» – показали темпы роста, превосходящие общие темпы роста рынка продуктов питания. Темпы роста «фаршевой группы», группы «в/к-п/к колбасы» и «копчености» (две последние без учета нарезки) максимально близки к средней динамике рынка. Динамика остальных групп – ниже рынка.

Указана доля групп за 2024 г. от суммарного объема категории «мясная продукция». Динамика: 2024-й к 2023 г. Красная линия – прирост всего рынка продуктов питания за указанный период. Все показатели даны в физическом выражении.

В группе «маринады» (натуральные и рубленные п/ф из мяса и/или птицы в маринаде и/или панировке) лидирующие позиции сохраняют бренды «Мираторг» (примерно 18% от группы в денежном выражении) и «Индилайт» (около 4% в денежном выражении). Стабильно высокой остается доля СТМ и собственного производства сетей, хотя за год она несколько снизилась. А прорывом года следует признать бренд «Слово мясника», который увеличил свою долю в два раза и почти сравнялся с брендом «Индилайт».

В группе «стейки» (включающей, кроме стейков, натуральные шницели, медальоны, эскалопы и т.п.) бренды «Мираторг» и «Индилайт» занимают суммарно почти половину рынка (25% и 22% от группы в денежном выражении соответственно). Однако по доле рынка динамика у «Мираторга» отрицательная.

В группе «нарезка» (нарезка вареных, в/к, п/к, с/к и с/в колбас, а также копченостей и ветчин) лидирующими брендами являются: «Останкино», «Черкизово премиум» и «Егорьевская КГФ» (10%, 8% и 7% от группы в денежном выражении соответственно). Но их динамика не более, чем соответствует общей динамике группы, а существенно нарастить за год свою долю на рынке удалось брендам «Индилайт» и «Клинский».

В группе «в/к-п/к колбасы» (варено-копченые и полукопченые колбасы без учета нарезки таковых) 21% рынка в денежном выражении принадлежит бренду «Папа может». В тройку лидеров входят ТМ «Ближние горки» и «Мираторг» со скромными 5% и 4% рынка соответственно. У всех трех марок уверенная динамика роста год к году на уровне 16-20%, что существенно выше динамики группы в целом.

В группе «копчености» (все виды копченостей: варено-копченые, сырокопченые, запеченные, за исключением нарезки таковых, сала и шпика) СТМ и СП сетей за год ощутимо подвинули позиции брендов производителей, среди которых нет таких ярких лидеров, как в ранее описанных группах.

Наибольшая доля рынка (в денежном выражении) у ТМ «Великолукский» (5% с существенной отрицательной динамикой год к году) и ТМ «Черкизово» (4% с незначительной, но положительной динамикой).

Лидером «фаршевой группы» (фарши и котлеты из натурального мяса/птицы без оболочки) лидирующую позицию сохраняет бренд «Мираторг» (около 14% от группы в денежном выражении). Его ближайшие преследователи – бренды «Петелинка» и «Индилайт» – занимают 5% и 4% рынка соответственно. В группе традиционно сильны продукты собственного производства сетей и СТМ (особенно ТМ Restoria).

В целом, если рассматривать продажи в федеральных сетях, то за год доля СТМ не изменилась. В наибольшей степени она выросла в «фаршевой группе», а сильнее всего снизилась в группе «разделка мяса» (охлажденные и замороженные цельнокусковые продукты из мяса без каких-либо дополнительных ингредиентов, за исключением продуктов, отнесенных к группам «субпродукты» и «стейки»). Кроме того, следует отметить существенное сокращение тендерных закупок сетями продуктов из группы «разделка мяса» и куриного филе.

В 2024 году мясная продукция подорожала чуть сильнее, чем продукты питания в целом (12,7% против 11,5%), а СТМ – сильнее, чем бренды. Наиболее существенный вклад в общую инфляцию внесло опережающее подорожание основных тендерных закупок куриного филе и СТМ ветчин, вареных и копченых колбас.

Бренд – бренды производителей, СТМ – собственные торговые марки сетей, СП – продукты собственного производства сетей, NO-NAME – тендерные закупки и продукты, для которых проблематично точно определить бренд. Цена – средневзвешенная за указанный период.

Завершая ассортиментный обзор, необходимо упомянуть, что категория «мясная продукция» (как и большинство других) продолжает оставаться переконсолидированной: на долю всего лишь 1% наиболее популярных SKU приходится около 50% продаж в денежном выражении и около 55%  в физическом.

Доли продаж по подкатегориям, которые приходились в 2024 г. на 1% и 20% наиболее популярных (продаваемых) SKU.

Добавлю, что в подкатегории «мясо» структура сырья не претерпела каких-либо глобальных изменений: 78% в денежном выражении и 87% в физическом приходится на курицу и свинину.

Данные по всем группам, относящимся к подкатегории «мясо»

Динамика у основных типов сырья практически отсутствует; исключение составляет смешанное сырье (+13% год к году в физическом выражении) за счет опережающего роста фаршей. Интересный кульбит выполнила утка: девять месяцев 2024 года она демонстрировала отрицательную динамику (год к году), но резко выросла в IV квартале (также год к году) за счет активных продаж в сети «Светофор» (по относительно низким ценам), что формально сказалось на положительной динамике по итогам прошлого года.

Материал был представлен на конференции 2025 года «Пищевка 3D: Вмясо» в Сочи.

Дмитрий Трифонов
Дмитрий Трифонов
6624
Обзор новостей и событий мясопереработки и животноводства за 48-ю неделю (24–30 ноября 2025 г.)
Обзор новостей и событий мясопереработки и животноводства за 48-ю неделю (24–30 ноября 2025 г.)
01 декабря '25 263
Обзор новостей и событий мясопереработки и животноводства за 47-ю неделю (17–23 ноября 2025 г.)
Обзор новостей и событий мясопереработки и животноводства за 47-ю неделю (17–23 ноября 2025 г.)
24 ноября '25 623
Обзор новостей и событий мясопереработки и животноводства за 46-ю неделю (10–16 ноября 2025 г.)
Обзор новостей и событий мясопереработки и животноводства за 46-ю неделю (10–16 ноября 2025 г.)
17 ноября '25 755
Качество начинается с людей. Как «Мираторг» гарантирует высочайшие стандарты производства
Качество начинается с людей. Как «Мираторг» гарантирует высочайшие стандарты производства
13 ноября '25 1344 1
Анализ рынка замороженных готовых изделий в панировке: тренды, вызовы и технологические решения
Анализ рынка замороженных готовых изделий в панировке: тренды, вызовы и технологические решения
12 ноября '25 1464
Обзор новостей и событий мясопереработки и животноводства за 45-ю неделю (1–9 ноября 2025 г.)
Обзор новостей и событий мясопереработки и животноводства за 45-ю неделю (1–9 ноября 2025 г.)
11 ноября '25 949
«Агропродмаш – 2025»: итоги, мнения, инновации
«Агропродмаш – 2025»: итоги, мнения, инновации
10 ноября '25 1867
Рентген-контроль и культура безопасности: как технологии X-Ray меняют подход к качеству пищевой продукции
Рентген-контроль и культура безопасности: как технологии X-Ray меняют подход к качеству пищевой продукции
05 ноября '25 1980
Обзор новостей и событий мясопереработки и животноводства за 44-ю неделю (27 октября – 2 ноября 2025 г.)
Обзор новостей и событий мясопереработки и животноводства за 44-ю неделю (27 октября – 2 ноября 2025 г.)
03 ноября '25 1807
Блоги — Читаемое
все блоги

Теперь вы можете вставлять на форумы видео из ВК, дзен, и даже Яндекс.Музыку   Пробуем:   ВК:   Яндекс.Музыка:...

Admin
Admin 27 ноября '25
159 0

 

Киберпанк уже среди нас. Надо досмотреть этот сериал до конца, а то уже второй сезон появился....

Вот так едешь по Московской области, и вдруг Ленинградские куры. Сразу так кура гриль, шаверма, поребрик и булка хлеба пронеслись в сознании. Ну...

Копчение в стиле "Черный кабан"

ну или креазот и деготь вам на стол для вашей печени.   Фото снято в ноябре 2025...

2
Главный технолог
Главный технолог
Щетина остается на полутуши после обесволашивания

Здравствуйте. Остаётся щетина после обесволашивания. Пробовали увеличение циклов, замену бил,...

3
Павел пан
Павел пан
Термокамера КТД-500 черный металл, брать или нет?

Здравствуйте, уважаемые! Посоветуйте, пожалуйста. Предлагают по 80000 рублей две термокамеры...

2
Талалихум
Талалихум
Кульмбахская серия книг по убою и мясопереработке

Добрый вечер всем. Когда то писал письмо в ВНИИМП по данным книгам, которые они издавали, на...

1
Александр Невский
Александр Невский
Написание этикетки

Здравствуйте. Подскажите, могу ли я на этикетке написать в следующей формулировке: ...

1
Anastassiya
Anastassiya
Не ложится цвет при горячем копчении, как оказалось из-за низкой влажности

Всем доброго времени суток. Срочно нужна ваша помошь. Камера двухрамная немецкая переделанная....

16
Игорь181273
Игорь181273
Подписаться на новости
Спасибо за подписку!
Спасибо за подписку!
Вход в Личный Кабинет

Регистрация