Китайцы в России. Окно возможностей
В этом году участники выставки «Агропродмаш» обратили внимание на расширение присутствия китайских компаний, которые постепенно дорабатывают свои решения под требования российских клиентов и особенности местного рынка, и определенно имеют планы по его освоению.
Организаторы «Агропродмаш – 2023» подтверждают: китайские компании лидируют среди зарубежных участников. По данным пресс-службы «Экспоцентра», оборудование и ингредиенты для всех отраслей пищевой промышленности представили 115 предприятий КНР.
Ощущают ли российские экспоненты угрозу со стороны китайских компаний? И каковы их шансы занять нишу, которая освободилась с уходом европейских производителей? Давайте узнаем!
Как рассказал руководитель отдела маркетинга машиностроительного предприятия «КОМПО» Дмитрий Батуля, китайские компании на выставке «Агропродмаш – 2023» увеличили свое присутствие за счет более масштабных стендов, расширенного ассортимента и активной маркетинговой стратегии. Они делают упор на ценообразование, предлагая более доступные цены на свои продукты. «Это свидетельствует о стремлении китайских производителей увеличить свое влияние и занять более активную позицию на российском рынке», – уверен он.
При этом «КОМПО» не ощущает угрозы со стороны китайских компаний, и Дмитрий Батуля объяснил, почему.
«Ограничения в использовании китайских решений связаны с отсутствием понимания российскими клиентами технологии применения китайского оборудования для получения качественной продукции. Российские производители могут столкнуться с трудностями при освоении и адаптации китайской технологии к своим процессам производства», – считает он.
С точки зрения Дмитрия Батули, в случае если российские производства начнут испытывать трудности и посмотрят в сторону китайского оборудования, существует высокая вероятность, что они получат негативное впечатление из-за недостаточного уровня качества и сервиса. «В настоящее время крупные российские производители отдают предпочтение высококачественному оборудованию, которое не является китайским, по крайней мере, пока», – уточняет он.
При выборе китайского производителя Батуля советует учитывать риски, связанные с качеством сервиса и надежностью работы оборудования. Эти факторы могут привести к потере времени в производственном процессе и, следовательно, к финансовым потерям.
«Китайские компании делают акцент на низких ценах на свое оборудование. Однако необходимо понимать, что цена в брошюре и фактическая цена, основанная на требованиях клиента (ТЗ), может значительно отличаться», – предупреждает руководитель отдела маркетинга «КОМПО».
В итоге, заключает Дмитрий Батуля, хотя китайские компании увеличивают свое присутствие на рынке, существует ряд ограничений и рисков, которые не позволяют им полностью занять доминирующую позицию. Российские производители все еще предпочитают качественные решения с надежной поддержкой и сервисом.
Китайские компании могут составить конкуренцию многим отечественным производителям и поставщикам европейского оборудования по стоимости, но не всегда это соответствует ожиданиям конечного пользователя по качеству», – соглашается генеральный директор компании «СтилТэкс» Алексей Житков.
По словам генерального директора компании «Мясной Олимп» Ольги Красовской, китайские компании, несомненно, занимают определенную долю рынка в мировой торговле оборудованием для пищевой промышленности. Они предлагают широкий ассортимент продукции по достаточно конкурентоспособным ценам, что привлекает многих потребителей. Однако, как и в любой отрасли, существуют риски.
Один из основных рисков, на которые она указывает, это возможное нарушение интеллектуальной собственности. «Некоторые китайские компании могут использовать технологии или дизайны, которые являются объектом патентной защиты в других странах, без соответствующих лицензий или разрешений всеми необходимыми запасными частями», – отмечает Красовская.
Кроме того, продолжает она, качество и надежность китайского оборудования может вызывать сомнения. Некоторые компании могут предлагать относительно недорогое оборудование, но оно, конечно же, будет уступать в надежности или иметь более короткий срок службы по сравнению с машинами, выпускаемыми ведущими мировыми производителями.
«Также, говоря о китайском оборудовании, мы не можем не отметить достаточно низкий уровень сервисной поддержки заводов-производителей, долгий срок поставки запасных частей и сложности в коммуникации, вызванные разницей менталитетов и бизнес-подходов в наших странах. Именно поэтому мнимая экономия денежных средств при приобретении китайского оборудования неизбежно оборачивается существенными издержками и расходами, связанными с его дальнейшим ремонтом и эксплуатацией», – уверена Ольга Красовская.
В любом случае она советует всем производителям пищевой продукции перед приобретением оборудования для своего предприятия проводить тщательное исследование рынка, изучать перечень референциий, проводить тестирование машин перед покупкой и выбирать надежных поставщиков, независимо от их страны происхождения.
«Есть тенденция к появлению новых игроков из Китая, в некоторых случаях мы даже начинаем с ними сталкиваться», – признает Сергей Петрик, заместитель директора по продажам FELETI.
Однако, по его мнению, нельзя обобщать и говорить об угрозе со стороны всех китайских компаний: некоторые из них могут представлять потенциальные риски, но не все. «За счет узнаваемости бренда мы можем бороться с ними высоким качеством, гибкостью условий, опытом поставок и превосходными отзывами от клиентов», – говорит Сергей Петрик, добавляя, что на «Агропродмаш» было представлено больше отечественных конкурентов, и один крупный китайский производитель в направлении мясопереработки.
«Я большего ожидал от Hualan Machinery и других поставщиков оборудования из Китая. Видно, что сами по себе производители из Китая наш рынок не захватят, их будут продвигать другие российские компании, такие как “НХЛ”, “ОС-Технолоджи”, AIR BAKE, “МП Технологии”», – делится выводами, сделанными по итогам «Агропродмаш», руководитель отдела продаж решений для промышленности ООО «Бицерба Рус» Антон Алексеев.
«Для нас китайские компании, скорее, партнеры, чем конкуренты, – признается учредитель «Профи.Био» Микаэль Алиев. – Мы покупаем достаточно много сырьевых компонентов из Китая, но при этом для конкуренции в нашем сегменте у представителей этой страны нет достаточного понимания специфики отрасли, потребностей производителей и технологий производства продуктов в России».
В свою очередь, генеральный директор Очаковского комбината пищевых ингредиентов («ОКПИ») Александр Савков замечает, что китайские коллеги предлагают моноингредиенты, а комплексные пищевые добавки с их стороны не представлены, что исключает прямую угрозу бизнесу компании.
«В нашей отрасли моноингредиенты не способны заменить собой функциональную комплексную пищевую добавку, где требуются стабильные показатели качества в узком диапазоне и функциональная активность на ключевых стадиях производственного процесса и в процессе хранения», – объясняет Александр Савков.
Как полагает коммерческий директор BIA Technologies Александр Воловик, угрозу со стороны китайских компаний, в основном, испытывают европейские производители оборудования. По его словам, для BIA Technologies как для отечественного ИТ-интегратора, наоборот, опыт китайских производителей важен, так как они просчитывают все свои шаги наперед и встраивают в оборудование распространенные интеграционные протоколы, что упрощает его интеграцию с учетными системами.
В свою очередь, Антон Алексеев также не чувствует угрозы со стороны китайских производителей, поскольку у компании своя уникальная ниша. «В Китае нет решений для взвешивания и этикетировки на таких скоростях, на которых работаем мы. К тому же, мы сами смотрим на решения, которые хорошо будут сочетаться с тем, что предлагает Bizerba», – объясняет он.
Как рассказал Антон Алексеев, в этом году компания продемонстрировала на выставке «Агропродмаш» китайского коллаборативного робота, который сможет заменить операторов, обслуживающих линии Bizerba, впервые использовав его для манипуляций с лотками.
«Конечно, мы обеспокоены тем, что некоторые мясокомбинаты начинают экспериментировать, и покупают китайское оборудование. Основным фактором в данном случае становится привлекательная цена», – делится генеральный директор компании «Термо» Сергей Полетавкин.
Однако, по его словам, подавляющее большинство мясопереработчиков, все-таки, понимают и ценят высокотехнологичное и высококачественное оборудование из Европы, и не готовы приобретать, пусть и дешевые аналоги, но сомнительного качества.
Поэтому, как уверяет Сергей Полетавкин, в настоящий момент глобальной угрозы со стороны китайских компаний в «Термо» не чувствуют.
«Изучение китайских производителей показало, что на данный момент они не являются для нас прямыми конкурентами. Однако мы следим за их развитием и наблюдаем, как они пытаются укрепить свои позиции на рынке России», – сообщил руководитель отдела маркетинга «КОМПО» Дмитрий Батуля.
Начали работать над обновление программного обеспечения портала Мясной Эксперт. Обновим php и все движки до последних версий, отсечем...
Олег Шевченко из "Мясопортала" прислал мне сегодня фотографии с нашей колбасной ул. Пермской из Москвы. Сначала я хотел объяснить это тем, что...
Можно ли верить лжецу? Автор Семен Разумов, специализирующийся на политических статьях, вдруг переквалифицировался в биохимика и...
Сначала я хотел помыть глаза с мылом, но потом решил свериться с календарем – на секунду у меня было ощущение, что я путешественник во времени....
Увидеть новинку до ее презентации на Агропродмаш 2024, что еще может быть интересней для «Мясного Эксперта»? Мы приехали в Брест к КОМПО и...
Приветствую. Столкнулись с проблемами при разработке ТУ по документу ГОСТ р 51740-2016: ...
Управление по регулированию рынка Шанхая инициировало расследование в отношении владельцев 47...
Доброго времени суток коллеги. У меня вопрос по перосъемной машине. На заводе при...
В 2-3 миллиметрах от клипсы при нормальной набивке с верхней стороны образовываются маленькие...
Уважаемые коллеги,здравствуйте! Бегу сюда напролом,так как ситуация печальная. Паровая...
Добрый день, коллеги. Может ли кто-нибудь поделиться примером инструкции Санитарного дня на...
Понятно, что каждый защищает свой бизнес. Но что сейчас творится с европейским оборудованием? Срок производства - от 6 месяцев до года!!! Год производство, это что? Запчасти в цене взлетели в 3 раза, везут их по 4-6 месяцев. Деньги в Европу то доходят, то не доходят. Экспресс-почта не работает. Т.е. срочно ничего доставить нельзя ни за какие деньги.
Поэтому Китай, как это не прискорбно, это теперь наше всё.