Независимый портал
для специалистов мясной индустрии
подписаться Вход / регистрация Войти

Проблемные аспекты технического регулирования

Проблемные аспекты технического регулирования
Татьяна Ларина
Татьяна Ларина
НП «Национальный союз мясопереработчиков»
председатель, председатель экспертного совета по техрегулированию
Екатерина Кантор
Екатерина Кантор
НП «Национальный союз мясопереработчиков»
заместитель председателя экспертного совета по техрегулированию

В целом, техническое регулирование – это деятельность по установлению обязательных требований, добровольных правил, общих принципов, характеристик в отношении продукции, процессов производства, эксплуатации и утилизации, работ или услуг, оценки соответствия, а также по контролю за соблюдением обязательных требований.

Но это в целом, а мы будем рассматривать все основные нормативно-правовые акты и проекты таких документов, которые так или иначе являются регулирующими в части качества и безопасности продукции, выпускаемой мясоперерабатывающей отраслью. Правильное понимание этих нормативно-правовых актов дает возможность выпускать качественную и безопасную продукцию и нести при этом минимальные потери при проведении контрольно-надзорных мероприятий государственными органами исполнительной власти.

Задачами экспертного совета по техническому регулированию в рамках целей Национального союза мясопереработчиков (НСМ), являются:

  • улучшение имиджа мясной отрасли и производимой отраслью продукции;
  • отстаивание интересов мясоперерабатывающей промышленности в области государственного технического регулирования;
  • защита интересов производителей мяса и мясной продукции при взаимодействии с контролирующими органами.

 

Один из главных вопросов технического регулирования, который НСМ вместе с государственными органами пытается активно решать, – это отсутствие нормирования содержания случайных или технически неустранимых примесей и количественного метода их определения в мясной продукции. Другими словами, определения ДНК компонентов незаявленных в составе продукта на маркировке.

Думаем, все слышали о волне, которая накрыла мясопереработчиков по всей стране: отбор проб (хорошо, если он был обоснован законодательством и выполнен в соответствии с правилами) мясной продукции и определение в ней по качественному методу ПЦР свинины, говядины, баранины, конины, птицы (еще и отдельно курицы, индейки и других видов птиц), собак, кошек, мышей, крыс, людей, насекомых и уже не так шокирующих сои, кукурузы и яйца.

Сегодня государственный контроль, хотя и заявляется по принципу риск-ориентированного подхода, часто из-за отсутствия научных данных превращается в страшный сон переработчика.

Какой, по сути, риск от того, что в продукте обнаружены следы другого вида сырья, который не используется при производстве определенного вида продукции, при этом используется при производстве другой продукции, но не заявлен производителем на этикетке?

Всем известно, что нет ничего абсолютного, ни абсолютной точности, ни стерильности.

Контролирующие органы нам скажут, «мойте тщательнее оборудование, столы, инвентарь, щупы термометров при смене вида сырья». Чем помыть? Соляной кислотой? Только она смоет ДНК. Любая мойка, любой интенсивности с лучшими и самыми сильными моющими средствами не смоет на 100 % ДНК.

Поэтому логично, что от таких случайных или технически неустранимых примесей никто из нас не застрахован. Можно привести два ярких примера технически неустранимых примесей. Мы пропустили через волчок свинину, помыли волчок, пропустили говядину. На 99 % в говяжьем фарше определится ДНК свинины. Второй пример, это реальная ситуация, в которую попал один из членов НСМ, – ветчину из свинины, набитую в говяжьи круга, отбирают контролирующие органы и в пробах выявляют ДНК говядины.

Как обезопасить себя? Мы приходим к мнению, что до момента разработки количественного или уж на крайний случай полуколичественного метода на маркировку продукции нужно выносить, помимо того, что и так уже многие делают, – информацию по аллергенам, которые используются на производстве, еще и все виды мясного и вспомогательного сырья.

Есть большие опасения, что такими темпами и не до такого маразма все дойти может, если, кроме всего прочего, в мясной продукции активно начнут искать ДНК человека. А ведь оно может попасть на мясосырье просто от прикосновения к нему руки человека еще на этапе производства продуктов убоя на площадке вашего поставщика. Затем вы используете это сырье для производства мясной продукции, а при проверке контролирующие органы обнаруживают ДНК человека, которое вы забыли в составе указать.

Такой метод определения ДНК – приговор производителю, отмыться от клейма «фальсификат», непомерного штрафа, унизительной отметки в «Цербере», если вы экспортируете эту продукцию, практически невозможно.

Но выход есть – нормирование случайных или технически неустранимых примесей путем разработки количественных или полуколичественных методов определения ДНК, установление количественной нормы, которая разграничит случайные и технически неустранимые примеси и умышленное внесение в продукт какого-либо компонента. В РФ уже есть такая практика – определение ГМО, количественная норма которых определена и зафиксирована законодательством РФ. И мировой опыт тоже уже имеется. Этот путь будет долог и тернист, но в конечном итоге выведет ситуацию из глубокого тупика в наше светлое и понятное будущее.

 

Немало вопросов в части технического регулирования вызывают стратегия здорового образа жизни и стратегия повышения качества пищевой продукции в РФ. Этими документами запланировано внедрение новой системы маркировки продукции «Светофор». Такая система маркировки крайне негативно скажется на нас, мясопереработчиках, на объемах производства, потому что ее лозунг «Жир – плохо, животный жир – очень плохо». Парадокс заключается в том, что без животных жиров не работает гормональная система, еще Парацельс говорил, что «нет лекарств и нет ядов». Данный постулат привел нас к мысли, что наше общее будущее – это производство продукции с оптимальным соотношением белка и жира, которое, по мнению специалистов, составляет 1:1-1,5.

Есть еще проблема, даже более глобальная, чем соотношение белков и жиров, – почти вся выпускаемая мясная продукция в случае применения принципов «Светофора» будет отмаркирована красным цветом по показателю содержания поваренной соли (а именно натрия, который содержится в поваренной соли). Такая маркировка будет показывать потребителю, что это есть опасно, нельзя, не трогай, отойди. Какая отличная реклама, хоть заводы закрывай.

Но ведь все мы знаем, что без хлорида натрия не только не доберешься до функциональных свойств самого белка, но и не понятно, каким образом хранить продукт в пределах срока годности, не закладывая в него консерванты, антиокислители и регуляторы кислотности в огромных количествах. Да и их ко всему прочему нужно выбирать с минимумом натрия в составе, иначе к натрию, который содержится в соли, прибавится натрий из функциональных добавок. Вот такая задачка почти со всеми неизвестными.

Еще больше смущает то, что аккредитованных лабораторий, которые имеют право проводить испытания на определение массовой доли натрия, а главное – умеют это делать, почти нет, а тех, что есть, катастрофически мало для такого масштабного проекта.

Самое интересное, что на данный момент даже колбаса «Детская», произведенная в соответствии с межнациональным стандартом ГОСТ 31498-2012 «Изделия колбасные вареные для детского питания. Технические условия» и соответствующая всем физико-химическим требованиям стандарта, рискует окраситься, согласно «Светофору», в алый цвет, так как межнациональные стандарты, не говоря о национальных, даже по детскому питанию не рассчитаны на столь жесткие требования по массовой доле жира и поваренной соли (например: норма по соли в колбасных изделиях вареных для детского питания – не более 1,8 %, а по «Светофору» должна быть не более 1,75 %).

Не все так плохо, конечно. Для нового поколения, выросшего на продуктах с низким содержанием поваренной соли, это будет не такой уж катастрофой, а мы как-нибудь привыкнем, поскольку у нас есть такой опыт – в советское время закладка поваренной соли была гораздо выше, чем сейчас.

Но вернемся к проблеме сроков годности. Существует еще один путь, который, к сожалению, в нашей стране, в отличие от Европы и Америки, еще не протоптан. Это путь не химический, а физический – уже давно во всем цивилизованном мире для пролонгации сроков годности используют методы обработки продукции ускоренными электронами, доказана их безопасность и написаны все стандарты. Отсутствие знака о такой обработке в Европе и Америке скорее оттолкнет потребителя, нежели привлечет.

В России мы этот путь пока только начинаем торить. Пройдет еще много времени, прежде чем будут написаны стандарты, отработаны дозы, построены специальные предприятия, приняты законы, проведена огромная разъяснительная работа с потребителем. Хотя, конечно, последнее начинать нужно уже сейчас, поскольку наше общество, как и многие чиновники, инертно и имеет слишком узкое и однобокое представление о современных достижениях науки. Даже многим из нас, людям науки или близким к ней, необходимо время свыкнуться с новыми веяниями.

Минсельхоз России уже поддержал идею ввести обязательную маркировку продуктов, обработанных ионизирующим излучением, с помощью специального знака. Речь идет о знаке радура – зеленом цветке в окружности, символизирующем полезное излучение.

Сегодня в нашу страну попадают фрукты, мясо и другая продукция, обработанная ускоренными электронами с целью продлить срок хранения без использования консервантов. Такая обработка разрешена в 30 странах мира.

Всемирная организация здравоохранения отмечает, что облучение продукции безопасно, если полностью соблюдаются установленные требования.

В любом случае, предупрежден – значит, вооружен, обратного пути уже, похоже, нет, поэтому у технологов и служб контроля качества на всех производствах РФ есть творческое задание, за которое впоследствии оценка будет поставлена в виде объема проданной потребителю продукции.

Следующий вопрос: межгосударственные и российские стандарты на мясную продукцию в требованиях к содержанию белка, жира, углеводов имеют показатели с характеристиками – не более и не менее. В то же время в статье 4 ТР ТС 022/2011 «О маркировке пищевой продукции» говорится о том, что количество белка и жира нужно указать значением (можно средним), а количество углеводов вообще можно не указывать, если их содержание при употреблении определенного количества продукции будет менее 2 % от суточной нормы.

В результате возникает ситуация, когда продукт, который соответствует ГОСТ, в 90 % случаев не соответствует ТР ТС 022/2011 по показателям пищевой ценности, заявленным на маркировке.

Мы с этим жили долго, спрашивали друг друга, что делать, как считать средние значения, как потом доказать, что они средние, писали внутренние регламенты, но все равно многие получали штрафы от контролирующих органов за несоответствие продукта заявленной маркировке. Кто-то судился, кто-то нет, в основном все оплачивали штрафы и молились, что следующего раза не будет или, по крайней мере, он наступит не скоро.

С радостью сообщаю, что к ТР ТС 034/2013 уже готовится проект изменений, который установит для мясной продукции требование к указанию пищевой ценности в формате «не более – не менее».

На данный момент разрабатываются изменения в ФЗ «О качестве и безопасности пищевых продуктов».

На федеральном портале проектов нормативных правовых актов идет процесс независимой антикоррупционной экспертизы разработанного Роспотребнадзором проекта Федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «О качестве и безопасности пищевых продуктов».

Законопроектом предусмотрено внесение изменений в Федеральный закон от 02.01.2000 № 29-ФЗ «О качестве и безопасности пищевых продуктов» в части уточнения понятийного аппарата, включая определение качества пищевой продукции, в том числе его характеристик (безопасность, потребительские свойства, энергетическая и пищевая ценность, аутентичность и др.), и закрепления принципов здорового питания (пункт 1 плана мероприятий по реализации стратегии повышения качества пищевой продукции в РФ до 2030 года, утвержденной распоряжением Правительства РФ от 29.06.2016 № 1364-р).

Одной из целей разработки проекта указано пресечение производства, ввоза и реализации на территории РФ некачественной и опасной пищевой продукции, предупреждения заболеваний (отравлений), связанных с употреблением такой продукции.

Представляем вам термины, приведенные в проекте:

«Безопасность пищевой продукции – состояние пищевой продукции, свидетельствующее об отсутствии недопустимого риска, связанного с вредным воздействием на человека и будущие поколения»;

«Качество пищевой продукции – совокупность характеристик безопасной пищевой продукции, отвечающей заявленным требованиям (нормативным документам и (или) условиям договора, образцу и (или) описанию), включающим ее потребительские свойства (с учетом сортности или аналогичных характеристик для отдельных видов пищевой продукции), пищевую ценность, аутентичность, а также потребности человека в энергии, пищевых и биологически активных веществах, которые при обычных условиях использования обеспечивают сохранение здоровья человека».

НСМ активно участвовал в стремлении внести в законодательство РФ более корректное определение термина «качество», и в данном проекте это начало реализовываться. Как вы, наверное, замечаете, в последнее время слово «качество» просто эксплуатируют, оно стало характеризовать что-то очень дорогое и именно поэтому качественное. Потребитель, который не может позволить себе такой продукт – очень дорогой и как будто «очень качественный», – чувствует себя чужим на этом празднике жизни. Мы всеми силами хотим вернуть этому слову его первоначальный смысл, понимание, что оно неразрывно связано с безопасностью. Каждый продукт, выпускаемый в оборот на территории нашей страны, должен быть безопасным и качественным вне зависимости от того, стоит он 100 или 1 000 рублей за килограмм.

Вы, наверное, обратили внимание, что в последнее время Россельхознадзор как-то уж очень активно начал участвовать в контроле готовой переработанной продукции, особенно в контексте качества и безопасности. Правда, до сих пор не ясно, на каком основании и кто дал им на это право. Однако пока мы с этим пытаемся разобраться, информируем о том, что на федеральном портале проектов нормативных правовых актов в настоящее время размещен для обсуждения проект приказа Минсельхоза России «Об утверждении правил ветеринарно-санитарной экспертизы мяса, мясных и других продуктов убоя (промысла) животных».

Публичное обсуждение проекта закончилось 16 января 2019 г. В проекте предлагается регулирование ряда вопросов, в том числе касающихся готовой переработанной продукции. И это очередная попытка Россельхознадзора продублировать контроль за готовой продукцией.

НСМ ведет постоянную работу по недопущению нарушений основных принципов технического регулирования – неприемлемость одновременного возложения одних и тех же полномочий на два и более органа государственного контроля (надзора).

На самом деле в РФ есть более шести постановлений правительства о разграничении полномочий Россельхознадзора и Роспотребнадзора в части контроля за исполнением требований ТР ТС и в области обеспечения качества и безопасности пищевой продукции.

Например, в постановлении Правительства РФ от 3 июня 2013 г. № 468 «Об уполномоченном органе РФ по обеспечению государственного контроля (надзора) за соблюдением требований технического регламента Таможенного союза «Пищевая продукция в части ее маркировки» четко указывается, что Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека в рамках федерального государственного санитарно-эпидемиологического надзора и федерального государственного надзора в области защиты прав потребителей является уполномоченным органом РФ по обеспечению государственного контроля (надзора) за соблюдением требований технического регламента Таможенного союза «Пищевая продукция в части ее маркировки». Россельхознадзор вообще не поименован в данном постановлении, но при этом мы фиксируем информацию о его постоянных и иногда успешных попытках осуществления контроля требований ТР ТС 022/2011.

НСМ направил отзыв на данный проект, в котором указал, что наименование проекта вообще не предполагает распространения данных правил на готовую переработанную продукцию животного происхождения, текст правил абсолютно не гармонизирован с действующим законодательством РФ и ТС. Кроме того, НСМ  отметил необходимость исключить из всего текста правил упоминания о готовой переработанной продукции, которая не входит в сферу компетенций государственной ветеринарной службы.

Правительство РФ приняло постановление от 21 октября 2018 г. № 1398 «Об утверждении правил организации и проведения контрольной закупки при осуществлении отдельных видов государственного контроля (надзора)», регламентирующее осуществление контрольных закупок в ходе отдельных видов государственного контроля. Согласно документу, в процессе контрольных закупок проверяющие могут запрашивать только документы и информацию о товаре, предоставление которых потребителю является обязательным в соответствии с законодательством, а об ее проведении обязаны сообщить сразу по окончании. При проведении контрольной закупки в дистанционном формате проверяющий должен объявить об этом, направив соответствующие копии приказа и акта юрлицу или ИП не позднее чем на следующий рабочий день после дня ее осуществления. Документ вступил в силу 1 декабря 2018 г.

Данное постановление должно упорядочить доселе совершенно не регламентированный отбор контролирующими органами проб в магазинах и на рынках. После таких контрольных закупок, к тому же часто проводящихся с нарушениями действующего законодательства РФ и ТС, производителю приходило «письмо счастья», из которого он узнавал обо всех своих прегрешениях.

В настоящее время проходит независимая антикоррупционная экспертиза разработанного Роспотребнадзором проекта постановления Правительства РФ «Об утверждении положения о мониторинге качества, безопасности пищевых продуктов и здоровья населения».

Проект предполагает отмену действующего постановления Правительства РФ от 22.11.2000 № 883 «Об организации и проведении мониторинга качества, безопасности пищевых продуктов и здоровья населения». Предлагается определить Роспотребнадзор федеральным органом исполнительной власти, ответственным за организацию мониторинга качества, безопасности пищевых продуктов и здоровья населения, а также за ежегодное предоставление в Правительство РФ доклада об итогах указанного мониторинга, который также планируется размещать на сайте Роспотребнадзора.

Это просто отличная новость! Данный документ ограничит активность Россельхознадзора отбирать и исследовать продукцию по показателям качества и безопасности, которые не входят в сферу их компетенции.

 

Первого сентября 2019 года планируется введение в действие ГОСТ 34448-2018 «Мясо и мясные продукты. Методы определения L-(+)-глутаминовой кислоты». Суть метода заключается в определении в продукции нативной и привнесенной глутаминовой кислоты. В продукт она попадает путем внесения глутаматов. Соответственно, скорее всего, данный метод будут активно использовать контролирующие органы, в том числе в рамках охоты на фальсификат, если, конечно, глутаматы не указаны на маркировке.

Рекомендуем сделать выводы и перепроверить маркировку всей вашей продукции и составы всех добавок, которые используются на производстве.

 

Появилась информация о том, что российский производитель реагентов для научных исследований в различных областях ООО «Хема» разработала методику определения микробной трансглютаминазы (мТГ), или «мясного клея», в продуктах питания. 11 февраля 2019 года эта методика прошла аттестацию.

С ее помощью можно будет определять массовую долю трансглютаминазы, чтобы выяснить, безопасны ли пищевые продукты. Для измерения массовой доли микробной трансглютаминазы в пищевых продуктах используется метод иммуноферментного анализа (ИФА) с помощью набора реагентов «МТГИФА», которые выпускает «Хема». При этом диапазон содержания трансглютаминазы варьируется от 0,0001 % до 0,01 %.

В некоторых регионах России Россельхознадзор уже начал проводить с директорами по качеству «воспитательные» беседы о том, что в самое ближайшее время они будут располагать данной методикой и «будет всем счастье».

Однако, коллеги, НСМ напоминает: любая методика должна быть обязательно включена в перечень международных и региональных (межгосударственных) стандартов, а в случае их отсутствия – национальных (государственных) стандартов, содержащих правила и методы исследований (испытаний) и измерений, в том числе правила отбора образцов, необходимые для применения и исполнения требований технического регламента Таможенного союза «О безопасности мяса и мясной продукции» (ТР ТС 034/2013) и осуществления оценки соответствия объектов технического регулирования.

Кроме этого, оценка соответствия продукции требованиям технических регламентов проводится на основании результатов лабораторных исследований, выполненных только в тех лабораториях, которые аккредитованы в установленном порядке для использования такой методики.

Таким образом, чтобы иметь возможность привлечь производителя к ответственности, должны быть выполнены два условия:

  1. Методика должна входить в перечень международных и региональных (межгосударственных) стандартов, а в случае их отсутствия – национальных (государственных) стандартов, содержащих правила и методы исследований (испытаний) и измерений, в том числе правила отбора образцов, необходимые для применения и исполнения требований технического регламента Таможенного союза «О безопасности мяса и мясной продукции» (ТР ТС 034/2013) и осуществления оценки соответствия объектов технического регулирования.
  2. Показатели, проверяемые испытательными центрами (лабораториями) и выдаваемые ими по результатам испытаний документы о проведении оценки соответствия (протоколов), должны входить в область аккредитации этих испытательных центров (лабораторий).

В любом другом случае результаты таких исследований не имеют законной силы. Рекомендуем внимательно отнестись к данной информации.

 

С 14 августа 2018 года вступил в силу пункт 2 решения коллегии Евразийской экономической комиссии (ЕЭК) от 13 февраля 2018 года № 28. В нем содержится перечень ветеринарных лекарственных средств, максимально допустимые уровни остатков которых могут содержаться в непереработанной пищевой продукции животного происхождения, в том числе в сырье, а также методики их определения.

Обращаем внимание, перечень не обязывает проводить производственный контроль на наличие всех включенных в него ветеринарных лекарственных средств. При этом предпринимателям предоставляется возможность реализовывать подход, основанный на оценке рисков. Это значит, что при закупке сырья, например, мяса, получая информацию от поставщика о применявшихся антибиотиках, переработчик, если сочтет это необходимым, может проверить продукцию на наличие остатков именно этих антибиотиков. При этом документ дает право предпринимателям использовать любые методы исследований.

С 14 августа уполномоченные органы государств-членов Союза могут применять меры ограничительного характера в отношении непереработанной пищевой продукции животного происхождения только в том случае, если антибиотики выявлены в количествах, превышающих допустимые уровни, которые указаны в перечне, и только при использовании методов исследований, вошедших в перечень.

Пока разговор только о продуктах убоя!

 

С 28 апреля 2019 года в Евразийском экономическом союзе начнут действовать изменения, внесенные в технический регламент «Пищевая продукция в части ее маркировки».

Данные изменения были приняты 14 сентября 2018 года решением совета ЕЭК № 75. Официальное их опубликование состоялось 30 октября 2018 года.

Что предусматривают опубликованные правки технического регламента?

  1. Придуманное название пищевого продукта (если таковое имеется) включается в наименование продукта. Располагаться придуманное название должно вблизи от наименования.
  2. Легкочитаемость определяется такими критериями, как разборчивость, четкость шрифта, примененного на маркировке, и контраст между цветом информации и фона, на который она нанесена. При этом размер шрифта должен соответствовать требованиям регламента. К сожалению, ГОСТированых методик по измерению размеров шрифта нет, каким образом нам самим правильно его измерить и как это будут делать государственные органы, неизвестно.
  3. Понятность определяется таким критерием, как однозначность переданного смысла информации. Данная информация может быть изложена в форме текста или текста с изображением.
  4. Наименование пищевой продукции, количество, дата изготовления и срок годности указываются шрифтом не менее 2 мм (строчными буквами).
  5. Слова, используемые для указания даты изготовления, срока годности и (или) информации о месте нанесения даты изготовления, срока годности (при наличии такой информации), состав, условия хранения, наименование и место нахождения изготовителя, рекомендации и (или) ограничения по использованию, в том числе приготовлению пищевой продукции в случае, если ее использование без данных рекомендаций или ограничений затруднено, либо может причинить вред здоровью потребителей, их имуществу, привести к снижению или утрате вкусовых свойств пищевой продукции, и пищевая ценность (для специализированной пищевой продукции), указывается шрифтом не менее 0,8 мм (строчными буквами).
    В общем, все идет к тому что продукцию придется заворачивать в этикетки формата А4.
  6. Требования установлены не только к изображению на маркировке, но и к текстовому описанию (в частности маркировка не должна содержать изображение продукта и его текстовое описание, если он не использовался и не содержится на потребительской упаковке. Как известно, на текущий момент речь шла только об изображении).

Хорошая новость заключается в том, что переходный период объявлен, и составлять он будет 24 месяца.

 

В ЕАЭС актуализируют единую форму свидетельства о государственной регистрации.

В период с 1 ноября по 1 декабря 2018 года в нашей стране и других государствах ЕАЭС проходило публичное обсуждение проекта решения коллегии ЕЭК «О внесении изменений в решение коллегии Евразийской экономической комиссии от 30 июня 2017 г. № 80» в том числе об изменении формы свидетельства о государственной регистрации.

Поправки предусмотрены для решения № 80, принятого членами коллегии комиссии 30 июня 2017 года, которым были утверждены единая форма свидетельства о госрегистрации (СГР), форма приложения к СГР, а также правила оформления свидетельства.

Рассмотрим подробнее нововведения в форму свидетельства о госрегистрации и правила его оформления:

  1. В форму СГР добавлена новая строка – «срок действия до».
  2. Правила оформления СГР дополнены положением о том, что свидетельство о госрегистрации может быть оформлено в виде электронного документа.
  3. Уточнено, что испытания и измерения продукции проводят аккредитованные испытательные центры (лаборатории), внесенные в единый реестр органов по оценке соответствия Союза.
  4. В новой редакции изложены требования по отбору проб и проведению испытаний. Так, отбор образцов для подтверждения соответствия техрегламентам может проводиться изготовителем, или заявителем, или испытательным центром (по поручению заявителя и в его присутствии). Место проведения – склад изготовителя (если продукция произведена на территории ЕАЭС), склад изготовителя или заявителя (если продукт изготовлен за пределами Союза). Также допускается осуществление отбора образцов аккредитованным органом инспекций страны-участницы ЕАЭС.
  5. Срок действия свидетельства о госрегистрации, согласно правкам, составляет 5 лет. При этом действие СГР распространяется на продукцию, изготовленную с даты производства отобранных проб, прошедших испытания.

Роспотребнадзор пока не обозначил время начала переоформления государственных регистраций по новой форме.

При этом мы настоятельно рекомендуем держать, как говорится, руку на пульсе и следить за новостной лентой на сайтах региональных отделений Роспотребнадзора.

 

В начале 2019 года наверняка все посмотрели на сайте Генеральной прокуратуры план проведения проверок.

Мы хотели бы напомнить, что прокуратура назвала недопустимыми плановые проверки бизнеса (письмо Генеральной прокуратуры РФ от 9 февраля 2018 г. № 76/2-156-2018), если:

  • органом государственного контроля в установленном порядке не утверждены проверочные листы (списки контрольных вопросов), применяемые в ходе плановых проверок;
  • проверяемые лица или организации не отнесены к определенной категории риска (классу опасности), тогда как постановлением Правительства РФ уже введен риск-ориентированный подход (РОП) в соответствующем надзоре.

 

Федеральный закон от 13.07.2015 № 246-ФЗ с 01.01.2018 вводит риск-ориентированный подход при организации отдельных видов государственного контроля (надзора). Перечень видов контроля, при которых такой подход применяется, определен постановлением Правительства РФ от 17.08.2016 № 806. Проверки с использованием чек-листов являются разновидностью риск-ориентированного подхода.

Следовательно, если чек-листов еще нет (не утверждены), а обязанность их использования уже есть (предусмотрена положением о виде госконтроля/надзора), то в ходе осуществления такого надзора не допускается проведение плановых проверок.

Россельхознадзор, Росприроднадзор, Роструд, Ростехнадзор уже располагают чек-листами, утвержденными в установленном порядке, они доступны к ознакомлению, и проведение плановых проверок допустимо.

При этом в настоящее время чек-листы Роспотребнадзора для мясоперерабатывающей отрасли находятся еще в состоянии проекта. На данный момент только идет подготовка заключения об оценке регулирующего воздействия проекта приказа Роспотребнадзора «Об утверждении форм проверочных листов (списков контрольных вопросов), используемых должностными лицами территориальных органов Роспотребнадзора при проведении плановых проверок в рамках осуществления федерального государственного санитарно-эпидемиологического надзора». Проект предполагает утверждение проверочных листов для промышленных предприятий, общеобразовательных организаций и стационарных организаций отдыха и оздоровления детей.

Журнал «Мясной ряд» (Москва) № 1 (75) - 2019, Фотографии в статье: «Мясной Эксперт», Depositphoto

Татьяна Ларина
Татьяна Ларина
Екатерина Кантор
Екатерина Кантор
1739
Блоги — Читаемое
все блоги

Бабье лето и жара в Москве, а тут еще sex sell. Замечательный ролик о том, как можно заразиться колбасной болезнью, если дать свою колбаску на...

Сегодня расскажем о проекте по внедрению системы автоматизированного прогнозирования отгрузок и формирования заявок на производство на...

Зачастую, принимая решение об автоматизации интеграции с ГИС Меркурий и воплощая эту самую интеграцию в жизнь, задача рассматривается как...

1. Стоимость этикетировочной машины для весовой продукции сопоставима со стоимостью проекта внедрения MES-системы. Для простоты, пусть и то,...

Моя визитка в рубрике Бизнес-Линч у Артемия Лебедева.   Рецензировал сами знаете кто.  ...

Почему при проколе колбасы на стадии варки (и после варки) бульон вырывается струей?

Протыкаем батон во время варки - получаем фонтан из бульона.     Открываем...

11
Прачечная на мясокомбинате

Добрый день! Коллеги, поделитесь опытом по стирке санодежды и СИЗ. У кого есть прачечная на...

3
TatianaCh
TatianaCh
Учимся читать ветеринарные клейма на полутушах.

Как рождаются мифы о мясе из Росрезерва, что 20 лет лежало на складах спецрезерва и сейчас его...

5
Какой нужен шпик для сыровяленного фуэта по испанским традициям

Добрый день, коллеги! Какой шпик нужно класть в фуэт: хребтовой, боковой или грудинку?...

3
Ramzes
Ramzes
Ветчина для пиццы сворачивается в "чашечку". Как избежать?

Добрый день! Как сделать ветчину свиную для пиццы, чтобы не сворачивалась в чашечку при...

15
tatyana2129
tatyana2129
Клей для варочных шкафов

Добрый день ,подскажите пожалуйста какой порекомендуете клей для приклеивания в варочном шкафу...

2


Подписаться на новости
Спасибо за подписку!
Спасибо за подписку!
Вход в Личный Кабинет

Регистрация