Органика – работа идейных людей: участники панельной сессии АГРОС–2020 делятся наблюдениями - Мясной эксперт
Независимый портал
для специалистов мясной индустрии
подписаться Вход / регистрация Войти

Органика – работа идейных людей: участники панельной сессии АГРОС–2020 делятся наблюдениями

logo

На прошлой неделе, с 29 по 31 января, в московском выставочном центре «Крокус Экспо» при поддержке Минсельхоза РФ и отраслевых объединений состоялась Международная выставка технологий для животноводства и полевого кормопроизводства АГРОС. 

В этом году выставка АГРОС проходила под девизом «Прослеживаемость. Качество. Безопасность. Доверие». Она собрала более 300 компаний из 27 стран. В деловую программу вошло более 60 мероприятий, где при участии 200 российских и международных экспертов рассматривались современные подходы к животноводству и производству кормов.

В рамках АГРОС–2020 проведена панельная сессия «Обеспечение кормами и содержание животных в органическом животноводстве», организованная Национальным органическим союзом, Национальным союзом производителей говядины и «ДЛГ РУС». Производители и эксперты российского рынка органики обсуждали успешный опыт и перспективы развития органического животноводства в России. 

Где найти 100 млн га чистой земли?

Модератор сессии, исполнительный директор Национального органического союза Олег Мироненко рассказал аудитории о развитии органического сельского хозяйства, которое рассматривается как наиболее перспективный сектор агропромышленного производства. В частности, он выделил следующие тренды. Каждый миллион гектаров земли, введенной в органический оборот приносит в среднем €1,1 млрд в год за счет выпуска продукции. Эксперты прогнозируют, что рынок потребления органики будет прибавлять 10% в год. Если в ближайшее время миру дополнительно потребуется продукция на €110-130 млрд, то для этого нужно 100 млн гектаров чистой земли.

Большинство стран, на которые приходится максимум потребления органики, не могут себе позволить ее производство в необходимых количествах из-за ограниченности земельных ресурсов и задаются вопросом, где взять эти самые 100 млн гектаров чистой земли. Вероятно, они могут найтись в Африке и Латинской Америке, где используется не слишком много сельскохозяйственной химии, но нужны инновационные технологии, которых там нет. Именно поэтому мир присматривается к землям России и стран СНГ.

Во всем мире обрабатывают 70 млн гектаров земли. Россия располагает 34 млн гектаров, не введенных в сельхозоборот, и есть еще 12 млн гектаров, которые можно быстро задействовать под органику. За счет этого преимущества можно получить продукцию на сумму €15 млрд.

Европейцы хотят органики? Мы тоже

Где находятся рынки ее сбыта? На сегодняшний день производить органическое молоко и мясо и продавать их в России выгоднее, чем везти за рубеж. Если средняя цена органического молока в ЕС — €1,1 за литр, то в России литр такого молока стоит €2. Та же картина с мясом. Даже если цена снизится, то продавать органику в России выгодно с точки зрения логистики.

Вырос ли в России потребитель? Два-три года назад еще можно было поспорить на этот счет, но в конце 2019, перед вступлением в силу закона об органической продукции все ритейлеры беспокоились, не исчезнет ли с полок органическая продукция. На тот момент, например, в сети гипермаркетов «Глобус» насчитывалось более 750 таких товарных позиций, где 20% составляла продукция российских производителей. В основном — мясо, молоко и производные от них виды товаров. Ритейл все более активно интересуется органикой.

В Германии, где население меньше в 1,5 раза, чем в России, жители съедают органики на €10 млрд в год и хотят удвоить уровень потребления в ближайшее время. В России тоже есть средний класс, готовый покупать органические продукты, если поверит в ее качество.

Свободная ниша

Олег Мироненко оценивает потенциал органического рынка России в €5 млрд, в основном это молочная и мясная продукция. Сейчас производство находится на уровне €30-40 млн, в ближайшей перспективе — €2 млрд, и основной проблемой остаются пустующие земли, где нет производителя органики.

Если исходить из того, что в России всего 5% населения потребляют органику, то это уже 7,5 млн человек. Чтобы удовлетворить спрос, подсчитал Минздрав, необходимо 1,3 млн голов крупного рогатого скота, тогда как сегодня в органическом производстве содержится чуть более 10 тысяч голов.

Если мы не займем эту нишу сами, ее заполнят другие страны, предупредил Мироненко. Поставлять органическую продукцию в Россию готовы Бразилия и Финляндия. В нашей стране всего 92 производителя органической продукции, причем только 20 занимаются мясом и молоком. Для сравнения, в Литве уже 2400 производителей органики на 2,7 млн населения.

Достоинства закона об органике

Реклама
ПрофиБио

Закон об органике направлен не на ввоз чистой продукции, а на формирование внутреннего рынка. Это правила игры и стимул к его развитию.

Во-первых, легализовано само понятие «органическая продукция» на территории Российской Федерации. Во-вторых. Национальный органический стандарт введен как обязательный для специализированных хозяйств. Создана система контроля — сертификаты и алгоритмы действий государственных проверяющих.

В России действуют три национальных органических стандарта. Главный из них — №33980 — определяет правила работы в секторе. В конце года в него будут внесены некоторые изменения. Российские стандарты соответствуют международным нормам, и сейчас их дорабатывают, чтобы российская органическая продукция могла выходить на внешние рынки без пересертификации. 

Введены знак российской органической продукции, в скором времени появится QR-код, а на сайте Минсельхоза РФ уже опубликован реестр производителей органической продукции.

Переписать все заново

Генеральный директор Национального союза производителей говядины Роман Костюк рассказал о своем опыте перехода на органическое производство. Его компания выдержала три проверки швейцарских инспекторов, которые проверяли все, включая мусорные баки: не завалялись ли где-то химия и антибиотики? 

Компания приобрела новые технологии, заменяющие привычные операции в животноводстве, иной ветеринарный подход, переписала все чек-листы и технологические процессы, чтобы сертифицировать схемы, препараты и всю инструментальную часть.

Первые производители органики в России остановились на пяти породах скота с быстрым приростом массы на откорме в условиях органического поля. Серьезно проработали растениеводческую составляющую. И, наконец, обучили специалистов. Костюк предупредил начинающих коллег, что переход на органические технологии занимает год, а то и более.

Как получить сертификат?

На вопрос, обозначенный в подзаголовке, ответила генеральный директор компании «Органик эксперт» Волкова. Пока в России два три аккредитованных сертификатора: «Органик эксперт» и «Роскачество» выдают документы по полному циклу, а третий — сельхозцентр по Воронежской области — уполномочен сертифицировать только сферу растениеводства.

Татьяна Волкова напомнила, что вместе с законом вступили в силу и подзаконные акты-приказы: о порядке ведения реестра и использовании графического знака. Производитель имеет право использовать его только после включения в реестр. До этого ему нужно пройти весь процесс подтверждения продукции органическим требованиям, то есть получить сертификат.

QR-код присваивают в тот момент, когда компанию вносят в реестр Минсельхоза РФ. Раньше производитель не может даже сделать эскиз этикетки. 

Реестр Минсельхоза должен начать действовать с 1 февраля 2020 года. На конец января сертификаты 19 производителям, которых всех уже внесли в реестр. Процесс строится так: компания-сертификатор подает в Минсельхоз заявку, а ведомство проверяет информацию и одобряет или не одобряет её. После заявки формируют и оценивают объем работ сертификатора, заключают договор и начинают процедуру. 

Самый обширный раздел стандарта — животноводство, которое особенно скрупулезно проверяют на соответствие всем правилам. Самый важный этап — выездная проверка, хотя выездной инспектор решение не принимает. Оно формируется коллегиально, по итогам всех проверок. После завершения процедуры сертификатор сопровождает компанию-производителя.

В дискуссии участвовали практики: холдинг «АгриВолга», объединяющий 13 хозяйств, «М2 Шульгино» (Major Group), «ЭкоНива», и другие, кто уже проявил себя как производитель российской органики.

1127
Реклама
Крист
Реклама
Термо
Реклама
Крист
Реклама
Термо
Реклама
Аромадон
Реклама
Крист
Реклама
АтлантисПак
Инновационная автоматизация JO-BEX-MAN для формовки без проблем
Инновационная автоматизация JO-BEX-MAN для формовки без проблем
27 марта ‘24 538
Обзор новостей и событий мясопереработки и животноводства за 12-ю неделю (18–24 марта 2024 г.)
Обзор новостей и событий мясопереработки и животноводства за 12-ю неделю (18–24 марта 2024 г.)
25 марта ‘24 763
Итоги 2023 года: рост производства колбасных изделий восстанавливается
Итоги 2023 года: рост производства колбасных изделий восстанавливается
22 марта ‘24 1160 1
Самые заметные события 2023 года в мясной и смежных отраслях экономики. Часть 3
Самые заметные события 2023 года в мясной и смежных отраслях экономики. Часть 3
20 марта ‘24 1111
Обзор новостей и событий мясопереработки и животноводства за 11-ю неделю (11–17 марта 2024 г.)
Обзор новостей и событий мясопереработки и животноводства за 11-ю неделю (11–17 марта 2024 г.)
18 марта ‘24 1492
Самые заметные события 2023 года в мясной и смежных отраслях экономики. Часть 2
Самые заметные события 2023 года в мясной и смежных отраслях экономики. Часть 2
13 марта ‘24 1712
Обзор новостей и событий мясопереработки и животноводства за 10-ю неделю (4–10 марта 2024 г.)
Обзор новостей и событий мясопереработки и животноводства за 10-ю неделю (4–10 марта 2024 г.)
11 марта ‘24 1939
Самые заметные события 2023 года в мясной и смежных отраслях экономики. Часть 1
Самые заметные события 2023 года в мясной и смежных отраслях экономики. Часть 1
06 марта ‘24 2378
Обзор новостей и событий мясопереработки и животноводства за 9-ю неделю (26 февраля – 3 марта 2024 г.)
Обзор новостей и событий мясопереработки и животноводства за 9-ю неделю (26 февраля – 3 марта 2024 г.)
04 марта ‘24 2397
Реклама
Моневак
Реклама
Моневак
Реклама
Централ Фуд Трейд
Реклама
foodsafetymarket
Блоги — Читаемое
все блоги

  erid:2RanykqRCiC  Приезжайте на конференцию "ПИЩЕВКА 3D: ВМЯСО”  в Сочи, где «Мясной Эксперт» традиционно будет среди спикеров!  В...

Мир должен голодать? Секретные планы под эгидой ООН. Расследование от телеканала Звезда. Мясные продукты для избранных (богатых), а...

Журналисты при помощи экспертов отрасли разобрались, что такое микробиальная трангслютаминаза и с чем ее едят потребители. Получилось...

Очень интересный канал китайской девушки из одной деревни. Давно на нее подписан. Очень интересные видео. В этом она делает китайские...

Когда друг едет через всю Москву к тебе в деревню за сотню верст, чтобы лично подарить тебе микроскоп о котором ты мечтал. Надо встречать...

Реклама
СтилТэкс
Кровоподтеки в панированных крылышках

Приветствую всех. Возникла следующая неприятная ситуация на производстве. В готовом продукте...

15
Nonconformist
Nonconformist
Категории и сорта колбас, если помимо мяса есть мясо птицы.

Добрый день. Столкнулась с необходимостью рассчитать категорию рецептуры вареной колбасы....

6
Добавки в фарш ММО (разваливается на пару)

Ув.Форумчане, почему-то другие ветки закрыты для меня, нужна Ваша помощь в применении добавок к...

7
DiplomatTM
DiplomatTM
150 крыльев в минуту? Сегментаторы крыла. Что за оборудование?

Вопрос к @Andrew Sapozhnikoff Андрей, вот у нас на портале появилась новость про цех...

3
Главный технолог
Главный технолог
Переработка филе грудки кур с дефектом "подвар"

Привет, всем. Недавно, анализируя предоставленные видео с китайского птицеперерабатывающего...

4
Денис Дубовой
Денис Дубовой
Крупнокусковые полуфабрикаты из говядины: мясо бугаев

      Можно ли при производстве крупнокусковых полуфабрикатов из говядины использовать мясо...

1
Елена НИК
Елена НИК
Реклама
Митиндастри


Подписаться на новости
Спасибо за подписку!
Спасибо за подписку!
Вход в Личный Кабинет

Регистрация