«Сибагро» покажет кухню. Как холдинг развивает фирменную розницу
Второй по величине производитель свинины в России – холдинг «Сибагро» – готовится запустить в Томске свой первый фирменный фуд-корт. Собственную розницу компания хочет развивать, предлагая потребителям готовые продукты из мяса, которое производит на своих предприятиях в десяти регионах страны. Новый формат фирменной розничной торговли в компании рассматривают как возможность стать ближе к потребителям.
К концу 2024 года у «Сибагро» будет более 80-ти магазинов фирменной розничной торговли. В следующем году компания планирует открыть еще 40 точек по продаже своей продукции. При этом холдинг не собирается развивать розничный бизнес как полноценный продуктовый ритейл, и расти в этом направлении любой ценой.
Свои фирменные магазины у агрохолдинга существовали всегда. Но преимущественно все они находились на площадях производственных предприятий компании и несли больше социальную функцию. В них было представлено всегда свежее мясо, по цене от производителя и в максимальном ассортименте. Персонал предприятий раз в месяц имел право на так называемую «отоварку» в фирменном магазине на фиксированную сумму. Такая льгота для работников мясоперерабатывающих производств была придумана еще в советский период, но на всех предприятиях «Сибагро» действует до сих пор.
Впервые вынести свою собственную розницу за территорию предприятий и сделать торговлю фирменной продукцией общедоступной для городских покупателей холдинг предпринял больше 15 лет назад. Тогда в Томске компания сразу открыла больше 10-ти магазинов, которые назывались «Мясной ряд». Торговая сеть просуществовала несколько лет, но была закрыта. Один из нынешних топ-менеджеров «Сибагро» Петр Мизонов, возглавляющий в холдинге дивизион коммерческой деятельности, маркетинга и мясопереработки, говорит, что концепция «Мясного ряда» для того времени хоть и была актуальной, но рынок очень быстро менялся и формат традиционной розницы «исчезал на глазах».
Как объяснил Петр Мизонов, «Мясной ряд» в своей концепции не был мясным магазином. Это был магазин «у дома», формат, в котором тогда концентрировалась вся розница спальных городских районов. «Там была колбаса, немного мяса и всего остального. Этот формат торговли уже тогда быстро вытесняли с рынка торговые сети. Это очень хорошо видно на примере трансформации сбытовых каналов холдинга. Если раньше на долю мелкорозничной торговли и небольших магазинов у нас приходилось 80% продаж, то сегодня она не превышает 10%. Остальные 90% – это уже ритейл», – поделился Мизонов.
Но, вытеснив с рынка мелкую розничную торговлю, сети все равно не смогли забрать под себя весь ее ассортимент, отмечает топ-менеджер «Сибагро». По его словам, все, что торговая сеть не может обеспечить у себя в полноценном ассортименте, сегодня часто продается за ее пределами, но в тех потоковых местах, которые создает сама сеть. Эксперты выделяют несколько таких наиболее ярких сегментов на рынке. Это, в частности, торговля разливными слабоалкогольными напитками и плодоовощной продукцией.
При этом, как рассказал Петр Мизонов, рынок мяса продуктовый ритейл также не смог «переварить» целиком. Статистика продаж, на которую он ссылается, показывает, что через сети проходит только 35% розничного рынка мяса. Такая же доля у продовольственных рынков и их новых, но похожих форматов торговли. Оставшиеся 30% – это доля фирменных мясных магазинов. Исследования подтверждают, что отечественные потребители по-прежнему ходят в мясные магазины потому, что на полках там самая свежая продукция.
Поэтому новый формат фирменной розницы, которую холдинг начал развивать несколько лет назад под брендом «Сибагро-маркет», предусматривал, что из мини-супермаркетов магазины сети опять станут чисто мясными. Ассортимент новых фирменных магазинов «бьет» в три основные категории: мясо, колбаса и яйца. Все, что производит компания. И только 10% – это продукция других производителей, сопутствующая основному ассортименту. Например, масло, творог, сыр. Вся номенклатура магазина подобрана на основе анализа рынка и потребительских предпочтений.
Еще одно принципиальное решение в концепте фирменных магазинов холдинга – отсутствие прилавков с традиционными «развалами» мяса. В «Сибагро» смело добавили на прилавки весь свой ассортимент продукции исключительно в упаковке.
Свою упакованную продукцию холдинг продвигает на рынке давно. Для розничных сетей это не только плюс к гигиене в местах торговли мясом и курицей, но и вопрос безопасности упакованного продукта, гарантия его качества. Кроме того, нарезка мяса прямо на прилавках магазинов неизбежно ведет к дополнительным затратам продавцов, потому что нарезанное мясо сохнет и под торговлю нужны большие площади.
Новый формат фирменной розничной торговли, в котором компания должна быть сильнее, чем сети, «Сибагро» развивает как отдельный бизнес. Это значит, что его экономика должна быть понятной, а ценообразование – конкурентным для рынка. По словам Петра Мизонова, конкурентных преимуществ в виде льготных отпускных цен для фирменной розницы у «Сибагро-маркета» нет. В 2023 году, когда компании пришлось в своей рознице даже ограничивать цены, которые не должны быть ниже, чем у сетей, фирменная розница «Сибагро» выросла по прибыли на 30%.
«Если торгуешь по цене ниже, чем сети, ты создаешь конфликтную ситуацию, – объясняет Петр Мизонов. – Сегодня через фирменную розницу мы реализуем в среднем около 300 тонн мяса в месяц. Если магазин приносит убытки, мы его закрываем. Наша фирменная розница должна приносить деньги. Мы не говорим о какой-то сверхокупаемости, но каждый магазин должен быть прибыльным».
Рентабельность фирменных магазинов в компании считают одним из важных условий. Это при том, что затраты на их развитие и открытие новых магазинов может рассматриваться как расходы на маркетинговое продвижение. Объем продаж мяса через фирменную розницу на сегодняшний день соизмерим с продажами таких сетей как «Магнит» и «Пятерочка/X5», которые имеют более 3 000 точек на территории СФО и УФО. Поэтому понятно желание компании использовать собственные торговые точки как места, где с потребителем может быть выстроена прямая коммуникация без посредников в лице сетей. Петр Мизонов называет это маркетплейсом холдинга, через который компания может общаться с конечными потребителями.
На лояльность потребителей рассчитаны и планы «Сибагро» добавить в точки своей фирменной розницы стрит-фуд. Его основу составит продукция предприятий холдинга, которая будет готовиться прямо на месте. В сентябре компания открывает в Томске первый фирменный гастро-холл «Сибагро Гурмэ». Заведение расположено в одном из исторических зданий в центре студенческой столицы России, на реконструкцию которого компания потратила почти два года.
Для одного из крупнейших в стране производителей еды такие планы выглядят естественными, необходимыми и социально важными.
Начали работать над обновление программного обеспечения портала Мясной Эксперт. Обновим php и все движки до последних версий, отсечем...
Олег Шевченко из "Мясопортала" прислал мне сегодня фотографии с нашей колбасной ул. Пермской из Москвы. Сначала я хотел объяснить это тем, что...
Можно ли верить лжецу? Автор Семен Разумов, специализирующийся на политических статьях, вдруг переквалифицировался в биохимика и...
Сначала я хотел помыть глаза с мылом, но потом решил свериться с календарем – на секунду у меня было ощущение, что я путешественник во времени....
Увидеть новинку до ее презентации на Агропродмаш 2024, что еще может быть интересней для «Мясного Эксперта»? Мы приехали в Брест к КОМПО и...
Приветствую. Столкнулись с проблемами при разработке ТУ по документу ГОСТ р 51740-2016: ...
Управление по регулированию рынка Шанхая инициировало расследование в отношении владельцев 47...
Доброго времени суток коллеги. У меня вопрос по перосъемной машине. На заводе при...
В 2-3 миллиметрах от клипсы при нормальной набивке с верхней стороны образовываются маленькие...
Уважаемые коллеги,здравствуйте! Бегу сюда напролом,так как ситуация печальная. Паровая...
Добрый день, коллеги. Может ли кто-нибудь поделиться примером инструкции Санитарного дня на...