Растительное мясо: перспективы экспорта - Мясной эксперт
Независимый портал
для специалистов мясной индустрии
подписаться Вход / регистрация Войти
logo

Растительное мясо: перспективы экспорта

Растительное мясо: перспективы экспорта
Родина Валерия
Союз производителей продукции на растительной основе
исполнительный директор

Сегодня во всем мире популярность набирает тренд на растительное питание и частичный отказ от продуктов животного происхождения. Речь не только о приверженцах здорового образа жизни, вегетаринацах и веганах. Люди начинают сокращать потребление мяса в пользу растительных аналогов. Пока доля такого потребления крайне низкая, однако перспективы у этого направления большие!
Мировой рынок растительных продуктов питания растет прогрессивными темпами. По данным исследования Союза производителей продукции на растительной основе («Растительные продукты»), в 2018 году он составлял 14,3 млрд долларов, и к 2026-му может вырасти до 88,7 млрд долларов.
Здесь важно понимать, почему растет спрос, а, значит, давайте определим ключевую мотивацию потребителей.


Потребитель

Первая категория потребителей – те, кто не может потреблять пищу животного происхождения по состоянию здоровья. Например, диабет, астма, непереносимость лактозы, сердечно-сосудистые заболевания и др. Здесь врачи прописывают строгую диету и устанавливают ограничение на прием в пищу ряда продуктов. Не менее актуальным стимулом является ожирение. Например, в России, по данным Роспотребнадзора, избыточная масса тела выявлена у 18% обследованных школьников, ожирение – у 8%.
В других странах эта проблема острее. По данным Организации экономического сотрудничества и развития, в США к 2030 году доля населения, страдающего ожирением, составит 49%, в Мексике – 40%, в Англии – 35%.
Жесткая диета и отказ от определенных продуктов стали для таких людей необходимостью. Растительные продукты – возможность расширить свой рацион, сохранить пищевые привычки, а также питаться вкусно и полезно.
Вторая категория потребителя – осознанный отказ от пищи животного происхождения в силу этических убеждений (отказ от насилия животных), климатической повестки (забота об экологии и снижение парниковых газов от животноводческих ферм), персонализированного питания (тщательный подход к формированию продуктовой корзины).

Все популярней становится флекситарианство – частичный отказ от пищи животного происхождения. Приверженцы этого тренда, в первую очередь, заботятся о своем здоровье, снижают нагрузку на организм и расширяют рацион питания.

В России 30% потребителей продуктов на растительной основе – миллениалы, поколение Х. Это люди, родившиеся с 1981 по 1996 год. Эта категория потребителей заботится о своем здоровье и делает осознанный выбор в пользу растительного питания. Еще 32% – центениалы, поколение Z, родившееся после 1996 года. Для них на первом месте забота об экологии и животных. Это поколение в ближайшие 10 лет станет базовым. Доходы центениалов увеличатся, а пищевые привычки останутся, и тогда ожидается серьезный рост потребления растительных продуктов, в том числе аналогов мяса.

В зарубежных странах картина схожая. С ростом доходов и доступности информации (в силу развития интернет-технологий) увеличивается число тех, кто к выбору рациона питания относится более скрупулезно и начинает ограничивать или отказываться от пищи животного происхождения в пользу растительных альтернатив.

Подчеркну: российский потребитель понимает, что такое «растительное мясо» и «растительное молоко». Подобные формулировки не вводят его в заблуждение. Это подтверждают результаты проведенного ВЦИОМ исследования по заказу Союза производителей продукции на растительной основе. Так, по результатам опроса 58% респондентов считает, что растительное мясо изготавливают только из растительных компонентов без использования животного белка. И это с учетом того, что 79% из них никогда такой продукт не пробовали. 14% опрошенных ответили, что растительное мясо представляет собой мясо животного происхождения с добавлением или вкусом растительных компонентов.

 

Спрос рождает предложение

С увеличением интереса к продуктам на растительной основе со стороны потребителей растет и число производителей. Всего в России насчитывается более 40 производителей растительной продукции. По объемам производства наблюдается положительная динамика. Например, по нашим данным, производство растительного молока в России выросло с 8,5 тыс. литров в 2019 году до 24 тыс. литров в 2020-м. Динамика роста – почти 180%.

По растительному мясу также наблюдается рост: с 1,9 тыс. тонн в 2019 году до 2,7 тыс. тонн в 2020-м – почти в два раза, на 45%.

Можно выделить две основные категории производителей. Первые – это стартапы, небольшие предприятия, закрепившиеся на рынке и готовы к расширению производства. Например, компании Volko Molko и BioFoodLab. К 2019 году они заняли половину рынка молочной продукции на растительной основе.

Вторая категория – крупные предприятия, решившие диверсифицировать производство. Для этого они инвестируют в научные разработки, поиск инновационных решений и строительство новых производств. Например, растительное мясо, которое сегодня по своим вкусовым характеристикам и текстуре, а также полезным свойствам не отличается от животного продукта, но относится к здоровому питанию.

Настоящий фурор в этом направлении произвела ГК «Эфко», представив растительные котлеты для бургеров на выставке Anuga в Германии. Дегустаторы не могли отличить их от мясных продуктов животного происхождения. Со стороны европейских стран вырос интерес к российскому растительному мясу.

При производстве растительного мяса обычно используют горох, сою, чечевицу, рис и другие компоненты. Если раньше подобная продукция отличалась от традиционного мяса, то сегодня технологии шагнули далеко вперед. Ряд компаний проводили слепые дегустации, и большинство людей не смогли отличить мясную продукцию от растительного аналога. Сегодня конечный продукт по вкусу и текстуре не отличается от мяса животного происхождения, не содержит глютен, холестерин, антибиотики, является источником белка, железа, кальция, аминоксилот и других питательных микроэлементов и витаминов, более гармонизирован по составу. Энергетическая ценность на 100 гр.: растительное мясо – 215 ккал, говядина – 230 ккал.

К 2029 году мировой рынок растительного мяса достигнет 140 млрд долларов или 10%. В дальнейшем эта доля будет только расти. Российские производители могут занять до 15% мирового рынка в ближайшие 10 лет. Для этого у них есть необходимые земельные и водные ресурсы, не ГМО сырье, благоприятные агроклиматические условия, темпы развития высоких технологий в сфере FoodTech и растущий спрос на растительную продукцию.

Крупные промышленные компании уже готовы к экспорту, многие обладают необходимыми мощностями для создания нужного объема продукции. Такие компании готовы к рискам и нацелены занять свою нишу на мировом рынке. Они более защищены в экономическом плане, т.к. диверсификация бизнеса создает некую финансовую подушку безопасности. При этом они готовы не просто поставлять уже разработанную продукцию, но и переориентировать производство под конечного потребителя, под запросы конкретной страны – будь то вкусовые предпочтения или требования к упаковке товара.

При этом, небольшие компании также готовы экспортировать продукцию. Интерес с их стороны довольно большой. Здесь для компаний важно понимать эффективные схемы продвижения, меры поддержки государства, видеть гарантию выхода на рынки и рассчитывать риски.

 

Экспортные рынки

Экологическая политика ряда стран уже в ближайшей перспективе будет серьезным образом определять трансформацию экспортных потоков, которые складывались годами. Сегодня страны с весом в 70% мирового ВВП заявили о намерении сравнять выбросы углерода с возможностями его поглощения.

Тремя ведущими импортерами сельхозпродукции из РФ являются Китай, Евросоюз и Казахстан. Китай и Казахстан объявили об углеродной нейтральности к 2060 году, а Евросоюз – к 2050-му. Россия также планирует добиться углеродной нейтральности к 2060 году.

Экологическая повестка простимулировала появление и специальных условий кредитования предприятий с низким углеродным следом. Так, Сбербанк подготовил «зеленый» кредит – заимствования для компаний, заботящихся об экологичности производства и своих товаров. Производство растительной продукции практически не оставляет углеродного следа, а потому может рассчитывать на льготные финансовые инструменты банковских организаций.

Кроме этого, сегодня у финансовых институтов существует множество готовых решений, которые гарантированно обеспечат присутствие российских товаров на зарубежных рынках. Здесь важно грамотно оценивать свои производственные возможности.

Мы находимся в тесном контакте с бизнес-сообществом, производителями растительных продуктов и ингредиентов для их создания. Производители понимают, что у них есть возможность выйти на зарубежные рынки и занять свободные ниши, поэтому в предпринимательской среде возник запрос на аналитические данные с международных рынков растительных продуктов. Наша группа экспертов провела кропотливую работу и предложила членам Союза решение, которое поможет отечественным производителям построить эффективную стратегию выхода на экспорт.

По данным исследования Союза производителей продукции на растительной основе «Эксклюзивная аналитика», к 2026 году рынок растительных продуктов в мире составит 88,7 млрд долларов, из них 37,3 млрд – сегмент растительного мяса, хотя в 2018 году его объем составлял 8,6 млрд долл.

Если делить по макрорегионам, то к 2026 году рынок растительного мяса в Европе составит 12,2 млрд долл., в Северной Америке – 10,1 млрд, Азиатско-Тихоокеанском регионе – 8,7 млрд.

В Северной Америке очень высокая конкуренция и патерналистская политика относительно зарубежных поставщиков, поэтому там найти место на полке российским производителям будет сложно. Самый капиталоемкий рынок в Европе, но здесь есть действительно хорошие перспективы экспорта. С учетом введения Европейским союзом трансграничного карбонового налога в перспективе нескольких лет, экспорт растительной продукции в европейские страны станет достаточно выгодным. Ведь ее производство, как правило, обладает незначительным накопленным углеродным следом и, соответственно, производители будут уплачивать минимальный углеродный налог или не платить его вовсе за счет реализации климатических компенсирующих проектов, а также выпуска и продажи углеродных единиц на добровольном рынке.

Сегодня в Китае, Индии, Японии наблюдается высокий спрос на растительные альтернативы, однако производителей качественного и вкусного продукта, который может заменить традиционный, животного происхождения, не так много. В этой связи российская продукция может стать очень популярной в этих странах и занять перспективную нишу. Качество, вкус, а, самое главное, цена – станут нашими конкурентными преимуществами.

Если выделять непосредственно сегмент растительного мяса, то к 2026 году ожидается увеличение рынка в Китае до 3,1 млрд долл., в Индии – до 2,19 млрд, в Австралии – до 1,85 млрд.

С учетом того, что потенциал рынка за рубежом и темпы его роста достаточно большие, Россия может адекватно встроиться в международные производственные цепочки и занять там свое место. Потенциально мы оцениваем экспорт в 15 млрд долл. Здесь для нас потенциальными рынками могут являться страны Азиатско-Тихоокеанского региона – Индия, Китай, Япония, где существуют традиции потребления растительных продуктов. В перспективе компании могут удовлетворять и внутренний растущий спрос, и внешний.

Многие российские производители растительных продуктов нацелились штурмовать рынок Китая. Одной из самых перспективных площадок является онлайн-сегмент, наподобие российских маркет-плейсов. Здесь меньше издержек и больше контакта с потенциальной аудиторией. В случае успешного старта и роста популярности появится интерес со стороны сетевых ритейлеров. Важно пробовать закрепиться сейчас, иначе пока еще вакантное место займет поставщик из Европы или США.

 

Перспективы растительного мяса

К 2050 году количество жителей Земли увеличится до 9,7 млрд и потребность в продуктах питания вырастет на 50%. Чтобы ее удовлетворить и не истощить ресурсы планеты, важно найти другой источник белка. Проблему глобальной продовольственной безопасности помогут решить инновации и биотехнологии. Речь идет о новых продуктах, которые по своему составу будут полезными, безопасными, гармонизированными и, самое главное, экологичными в части их производства.

Производители продукции на растительной основе развивают производство в рамках целей устойчивого развития ООН – ESG/SDG, заботятся об экологии планеты, бережно относятся к ресурсам и стремятся к соответствию лучшим практикам корпоративного управления и взаимодействия с государством и обществом.

Производство растительных продуктов относится к рынку FoodNet и требует привлечения и разработки новых биотехнологий. Это направление не только позволяет развивать российский научно-технический потенциал, но и становится драйвером роста смежных отраслей – производства сырья и ингредиентов, машиностроения и т.д.

В перспективе растительные продукты станут неотъемлемым компонентом персонализированного питания и смогут удовлетворить потребности человека, как в питании, так и в необходимом количестве микроэлементов и витаминов.

Редакция «Мясного Эксперта» не разделяет оптимистичного прогноза роста рынка растительных продуктов, представленного автором статьи.

Родина Валерия
Родина Валерия
4704
Блоги — Читаемое
все блоги

Посоветовали Роману Калинину для первого выпуска в 2022  "Хлеборезки" идеальную колбасу для идеального бутерброда. Для нас один из главных...

Приятно видеть нашего производителя на выставке во Франкфурте. На объединенном стенде представлены PROFI.BIO, КРИСТ, WM и ROBIOS. Спасибо...

АПЕЛЛАСЬОН. Короткометражка.   Цитата: "Мы не должны допустить рост частных запасов еды, потому что коммерческое земледелие это ключ к...

На канале "Мясного Эксперта" вышло большое интервью с Андреем Куспицем , автором книги "Колбасология", идеологом мини-производства Гаргантюа на...

Мир сходит с ума. Только нам навязали, что коровы загазовали планету, надо кушать сою с горохом, чтобы не вырубали леса для пастбищ, а коровы не...

Универсальная термокамера Емколбаски для дома или мини-производства. Коптим и Варим!

Чем старше мужчина, тем дороже у него игрушки!   Я январе 2022 я стал счастливым...

1
Главный технолог
Главный технолог
Взрыв коптильно варочной термокамеры

Добрый день эксперты. Мой вопрос относится скорее к области безопасности и предотвращения...

10
Matveif
Matveif
Рисунок п/к колбасы халяль

Добрый день. Помогите разобраться в рисунке колбасы. Не можем определить что конкуренты...

11
Kolyasergeev1991
Kolyasergeev1991
Sсhaller KVF-80 (SCHROFNER KVF 80) Ищу документацию к шприцу

Здравствуйте. У нас в университете имеется шприц данной модели, однако нет никакой документации...

41
Александр Невский
Александр Невский
Ищу режимы термообработки и копчения для коптильни Ижица. (Обмен опытом)

Здравствуйте. Недавно приобрел термодымовую камеру Ижица Z-115. Честно сказать мало чего...

32
Alexey26
Alexey26
Жировые пятна под оболочкой. п/к колбаса

Всем добрый день! имеется колбаса п/к, в коллагеновой оболочке, 45 диаметр. после...

10
Филипп
Филипп


Подписаться на новости
Спасибо за подписку!
Спасибо за подписку!
Вход в Личный Кабинет

Регистрация