«Чистая» этикетка и профессиональная порядочность поставщика ингредиентов
Интерес к «чистым» этикеткам стал проявляться в пищевой индустрии достаточно давно, однако привычную и регулярную форму четких запросов на продукцию такого рода сформировали, на наш взгляд, не производители, а нишевые ретейлеры, специализирующиеся на продуктах категории здорового, полезного и модного питания.
В случае с этикетками без Е-индекса немаловажную роль играет именно элемент моды, культивируемый не производителями мясных изделий, а маркетологами сетевого ретейла.
Запросы на «чистые» ингредиенты поступают в подавляющем большинстве от производителей, работающих на СТМ или матрицу продуктовых сетей. Речь может идти как о вареной группе изделий (чаще всего сосиски, конечно) и специализированных продуктах с ориентацией на детскую аудиторию, так и о деликатесном сегменте. В любом случае, речь всегда идет о разработке не отдельного ингредиента, а цельной рецептуры для продукта, который может звучать слегка необычно в своем гастрономическом и визуальном проявлении, но должен быть привычным по форме и вкусным.
Производитель мясных изделий при этом получает ряд преимуществ в плане сбыта продукции, ибо работает под заказ или под запрос заранее изученного, а в подавляющем большинстве случаев – самостоятельно сформированного рынка сбыта, и менее скован основным на сегодняшний день фактором – ценовым. Ибо посетители «Вкус Вилл» и «Азбуки Вкуса» уже сформировали определенные ожидания в соотношении цена/качество.
Что касается тенденций и трендов в данном направлении, отметим два аспекта. С одной стороны, мы перестали воспринимать желание рынка иметь в ассортименте широкий спектр «чистых» продуктов скептически и настороженно: уже достаточно давно видно, что они вкусны, достойны, вызывают быстрое привыкание и эффект «насмотренности». Однако даже такая, казалось бы, благая идея повернулась к потребителю обратной стороной медали, а именно, стремлением некоторых производителей под маркой продукта без Е-индексов реализовать с дополнительными конкурентными нишевыми преимуществами продукт с завуалированным составом. Суть в том, что охота на ведьм никогда не носит объективный характер, поэтому и громкие гонения на Е-индексы, безотносительно их полезности или вредоносности, рождают лишь сумятицу в головах потребителей и мощный плацдарм для спекуляций.
Речь о том, что в любом вопросе важен баланс, профессиональная порядочность и открытость, как производителя пищевых ингредиентов, так и мясопереработчика, а далее и маркетолога, и тренд-сеттера, формирующего представление конечного потребителя о продукте. Существенная доля пищевых добавок, получаемых из натуральных компонентов, имеют статус Е-добавки. Например, гуаровая камедь, или каррагинан, или экстракт розмарина. Даже всем нам известная аскорбиновая кислота (витамин С), применяемая в ГОСТ, или лимонная кислота. Молекула лимонной кислоты, полученная из лимона, или лимонная кислота, полученная химическим путем, – одна и та же молекула, но конечные потребители в подавляющем большинстве такими вопросами не задаются.
Для обычного потребителя, скорее всего, нет различий по степени безопасности Е-добавок. Что, к слову, не отражено и в техническом регламенте ТС. Но для производителя пищевых ингредиентов все же различия очевидны. Вспоминается простой пример: экстракт паприки Е160С, получаемый из натуральной паприки, и краситель Е124 – обычный синтетический краситель.
Должны признать, что периодически мы наблюдаем у ряда производителей попытки выкрутиться и обмануть покупателя, играя словами и подменяя понятия. Так, сегодня тот же псиллиум (мука из отрубей подорожника), способный к хорошему набуханию, который может увеличить выход мясопродукта, некоторые производители называют «подорожник молотый» или «экстракт подорожника» и относят к пряностям. Некоторые ингредиенты вообще скрываются и не выносятся на этикетку. Так, в течение последних десяти лет нитрит не фигурировал на «очищенной» этикетке, так как не вносился в продукт в чистом виде, а присутствовал в виде овощных экстрактов (экстракт сельдерея, например).
В связи с этим хотим заметить, что, являясь производителем ингредиентов, компания «Аромадон» не имеет профессионального права жонглировать терминами и понятиями, поэтому абсолютно естественным и обязательным считает полное указание состава производимых смесей.
В частности, если в состав комплексных добавок входит гидролизат пшеничного белка (hydrolyzed wheat protein), мы указываем, что эта продукция может быть крайне опасна для некоторых людей, больных целиакией. И тот факт, что гидролизат белка – это молекула белка, «разорванная» на аминокислоты, в результате чего вместо цельной молекулы белка получается набор «мелких» аминокислот, которые легче усваиваются и не вредят организму (при аллергии на белок коровьего молока используются белковые гидролизаты), не является поводом для скрытия данного ингредиента и отсутствия информации о его возможной аллергенности на этикетке.
Кстати, в качестве красителей в составе комплексных смесей без Е-добавок компания «Аромадон» использует натуральные экстракты пряностей (паприки, куркумы), высушенный сок свеклы. Конечно, эти красители не дают очень яркого цвета, они приглушенные, но и потребитель понимает это, когда выбирает продукты с натуральными красителями, и формирует свои визуальные образы, отличающие «чистые» продукты от привычных нормированных изделий мясопереработки.
Отметим, что работа компании «Аромадон» над ингредиентами без Е-индексов началась с линейки маринадов – сначала специализированной, под запрос, а затем и унифицированной – порядка 40 наименований. В настоящее время мы производим две альтернативные линейки маринадов – в стандартном функциональном варианте и для «чистой» этикетки. То есть, любой из маринадов ассортимента «Аромадон» может быть изготовлен без Е-индексов по запросу клиента.
Однако современный рынок такого рода продуктов гораздо шире, поэтому в линейке ингредиентов без Е присутствуют и рассольные препараты, обеспечивающие сочность и нежный натуральный вкус конечного продукта, и вкусоароматические добавки, и смеси специй, и расширенный ассортимент гастрономических вкусов и приправ.
В любом случае мы не идем путем реализации отдельных добавок, а предоставляем готовые рецептурные и технологические решения для конечного продукта.
Раздумывая над тем, какой рынок окажется более емким для ингредиентов без Е – мясной или рынок альтернативных продуктов (растительные бургеры, веганские сосиски и т.д.), которые сегодня так популярны, должны признать, что наибольший интерес к «чистым» ингредиентам наблюдается именно у классических мясопереработчиков. Для них это – новая ниша, частично имиджевая и обязательная, так сказать must have уважающего себя предприятия. Кроме того, Россия хоть и принимает общемировые тренды и тенденции, остается страной мясоедов и сохранит эту традицию в обозримом будущем.
Перевести часть потребителей на зеленый путь не так легко, как убедить, что продукты мясопереработки могут быть не только вкусны, но и полезны.
Тем не менее, думаем, что стремление производителей к «чистым» этикеткам будет нарастать во всех направлениях пищевой промышленности, так что нам всегда есть, над чем работать!
Пятнадцатый выпуск "Продкаста" – совместного проекта Издательского дома "Новые отраслевые медиа" и исследовательской компании...
erid:2RanykqRCiC Приезжайте на конференцию "ПИЩЕВКА 3D: ВМЯСО” в Сочи, где «Мясной Эксперт» традиционно будет среди спикеров! В...
Мир должен голодать? Секретные планы под эгидой ООН. Расследование от телеканала Звезда. Мясные продукты для избранных (богатых), а...
Журналисты при помощи экспертов отрасли разобрались, что такое микробиальная трангслютаминаза и с чем ее едят потребители. Получилось...
Приветствую всех. Возникла следующая неприятная ситуация на производстве. В готовом продукте...
Добрый день. Столкнулась с необходимостью рассчитать категорию рецептуры вареной колбасы....
Ув.Форумчане, почему-то другие ветки закрыты для меня, нужна Ваша помощь в применении добавок к...
Вопрос к @Andrew Sapozhnikoff Андрей, вот у нас на портале появилась новость про цех...
Привет, всем. Недавно, анализируя предоставленные видео с китайского птицеперерабатывающего...
Можно ли при производстве крупнокусковых полуфабрикатов из говядины использовать мясо...