Маркировка органических продуктов: новые требования к обозначениям «эко», «био» и «зеленый»
Маркировка продукции – не только основа выбора потребителя, но и единственная гарантия наличия отличительных признаков. Продукция органического производства – один из самых сложных объектов технического регулирования, требования к которому установлены на законодательном уровне. Изменения этих требований в части маркировки направлено на развитие этого сегмента рынка и предотвращение случаев, когда производители пытаются необоснованно выделить свои товары на полке.
Маркировка, неразрывно связанная с упаковкой, является ключевым носителем информации о продукте, доступном как для потребителя, так и для других участников рыночной цепи. Основная цель маркировки – идентификация продукта, что позволяет потребителю сделать осознанный выбор. Кроме того, информация на этикетке служит средством коммуникации между производителем и конечным потребителем, предоставляя возможность для обратной связи и предъявления претензий. При формировании этикетки и маркировки продукции производители обязаны строго соблюдать установленные обязательные требования к содержанию и форме предоставляемой информации, направленные на защиту прав потребителей. Предоставление объективной, достоверной и понятной информации о продукте является фундаментальным требованием, закрепленным на законодательном уровне во всех промышленно развитых странах. В каждом из государств-членов Евразийского экономического союза (ЕАЭС) данное требование реализовано положениями законов о защите прав потребителей любой продукции, выпускаемой производителями на рынок.
Общие требования к маркировке пищевой продукции установлены в техническом регламенте Таможенного союза 022/2011 «Пищевая продукция в части ее маркировки» (ТР ТС 022/2011): она должна быть понятной, легко читаемой, достоверной и не должна вводить в заблуждение потребителей. Для однозначного понимания и реализации этих требований ТР ТС 022/2011 включает разъяснения по доведению до потребителя всей необходимой информации и элементов, как на потребительской, так и на транспортной упаковке:
- каждая единица потребительской упаковки должна содержать маркировочную информацию, нанесенную непосредственно на нее и/или на этикетку, а в некоторых случаях на лист-вкладыш;
- текстовая часть, надписи, знаки и символы должны быть контрастными по отношению к фону, на который нанесена маркировка;
- способ нанесения маркировки должен обеспечивать ее сохранность в течение всего срока годности пищевой продукции.
Обязательные для исполнения на территории ЕАЭС требования технических регламентов в отношении маркировки пищевой продукции также касаются предупреждения действий, вводящих в заблуждение приобретателей. Основным принципом реализации данного требования является предоставление потребителям продукции полной информации о ней. Несоблюдение основных требований к маркировочной информации служит причиной отсутствия необходимой степени достоверности и может привести к дезориентации потребителей, риску возникновения у них недоверия, а в результате – к снижению эффективности мероприятий по продвижению продуктов.
Помимо общих требований ТР ТС 022/2011 производители обязаны выполнять условия отраслевых регламентов: для продуктов убоя и мясной продукции – главы XI технического регламента Таможенного союза 034/2013 «О безопасности мяса и мясной продукции» (ТР ТС 034/2013), а для продукции из мяса птицы – главы XII технического регламента ЕАЭС «О безопасности мяса птицы и продукции его переработки» (ТР ЕАЭС 051/2021). Требования отраслевых регламентов дополняют и уточняют ТР ТС 022/2011, поэтому при разработке проекта маркировочной надписи производители должны применять комплексный подход и учитывать требования, и отраслевого, и общего регламентов.
Помимо минимально необходимой для идентификации продукта регламентированной информации маркировка зачастую включает информацию об отличительных особенностях продукции и иные дополнительные заявления, повышающие конкурентоспособность и выделяющие ее среди аналогов на торговой полке. В соответствии с ТР ТС 022/2011 (часть 4.10) каждое заявление должно быть подкреплено доказательственными материалами, собранными производителем лично или с привлечением третьих лиц, например, на основании проведения анализа состава (для витаминизированного или высокобелкового продуктов).
В случае продукции органического производства невозможно на основании результатов испытаний однозначно заявить, что продукт является или не является органическим. Главная ее особенность состоит в способе производства, требования к которому установлены федеральными законом от 03.08.2018 г. № 280-ФЗ «Об органической продукции и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее № 280-ФЗ), ГОСТ 33980-2016 «Продукция органического производства. Правила производства, переработки, маркировки и реализации», ГОСТ Р 59425-2021 «Продукция органическая из дикорастущего сырья. Правила сбора, заготовки, переработки, хранения, транспортирования и маркировки» и др.
Для подтверждения соответствия производства органической продукции установленным требованиям по № 280-ФЗ (статья 5) производитель должен пройти процедуру добровольной сертификации в аккредитованном в области производства органической продукции органе по сертификации. Процедура сертификации стандартизована в ГОСТ Р 57022-2016 «Продукция органического производства. Порядок проведения добровольной сертификации органического производства».
После успешного прохождения сертификации производитель получает сертификат об органическом происхождении продукции и имеет право разместить на упаковке потребительской и/или транспортной тары специальную маркировку (№ 280-ФЗ, статья 7).
Эта маркировка является отличительным признаком органической продукции и представляется в виде комбинации надписей и графического изображения (знака) единого образца. Форма графического изображения (знака) органической продукции единого образца и порядок его использования утверждены приказом Минсельхоза РФ от 19.11.2019 г. № 634.
Наличие такого знака на упаковке информирует потребителей о том, что продукт и весь его жизненный цикл соответствуют национальной правовой базе производства и оборота органической продукции.
Помимо знака обладатель сертификата имеет право использовать в маркировке надписи, содержащие слово «органический», а также его сокращения или производные слова отдельно или в сочетании с наименованием органической продукции (№ 280-ФЗ, статья 7). При этом применение слов «экологический» и «биологический» в России оставалось вне правового поля, то есть их использование в маркировке допускалось без ограничений (в то время как во всех странах ЕС и многих других эти слова законодательно закреплены как синонимы).
Обсуждение вопроса синонимизации в России понятий «органик», «эко» и «био» шло ни один год. И в 2023-м был принят федеральный закон от 24.07.2023 г. № 367-ФЗ «О внесении изменения в статью 7 федерального закона "Об органической продукции и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"», дополняющий № 280-ФЗ в части маркировки органической продукции словами «биодинамический», «биологический», «экологический», «экологически чистый», «зеленый». Или сходными по значению словами, либо их сокращениями, либо обозначениями «эко», «био», кроме случаев, когда:
1) техническими регламентами допускается использование обозначения «био» при формировании наименований отдельных видов продукции (биопродукты по ТР ТС 033/2013);
2) слово «зеленый» используется для обозначения цвета продукции или степени ее созревания;
3) словосочетания «зеленый эталон» применяется для маркировки сельскохозяйственных продукции, сырья и продовольствия с улучшенными характеристиками (см. № 159-ФЗ от 11.06.2021 г.).
Принятые требования должны были вступить в силу 1 сентября 2024 года, но в июле 2024-го этот срок был перенесен на 1 сентября 2025 г. (см. № 297-ФЗ от 08.08.2024 г.).
Необходимо отметить, что изменения маркировки с исключением слов «эко», «био» и «зеленый» должны были произвести производители, не выполняющие требования органического производства продукции, не только в части дополнительной информации, но и в части наименований, товарных знаков и фирменных наименований.
На помощь тем производителям, которые за год не успели пройти сертификацию или изменить маркировку продукции, пришли законодатели, принявшие летом 2025 года федеральный закон от 31.07.2025 г. № 349 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее № 349-ФЗ), в финальной редакции которого установлен пятилетний переходный период в течение которого допускается использование слов «биодинамический», «биологический», «экологический», «экологически чистый», «зеленый», а также сходных по значению слов, их сокращений или обозначений «эко», «био» при индивидуализации продукции и ее производителей без добровольной сертификации на требования № 280-ФЗ.
№ 349-ФЗ вступил в силу со дня официального опубликования – 31 июля 2025 года. Окончание переходного периода – 1 сентября 2030 года.
В целях обеспечения для потребителей возможности правильного выбора продуктов питания и развития сектора органической продукции в России на рассмотрении в Государственной Думе сегодня находится законопроект № 975305-8 о внесении изменения в закон РФ от 07.02.1992 г. № 2300-I «О защите прав потребителей» (статья 10) в части создания торговых полок для органических продуктов питания.
Первая редакция законопроекта включает возможность продавцу размещать сертифицированные органические продукты питания на специально выделенных для этого торговых местах (полках) с обязательным указанием, что на них находятся органические продукты питания, не содержащие ГМО, консервантов, красителей, ароматизаторов, химических консервантов. А при дистанционном способе продажи продуктов питания в интернете – посредством ее размещения в отдельном разделе на сайте. Предлагаемая дата вступления законопроекта в силу – 1 января 2026 года.
Подводя итог, напрашивается вывод, что маркировка органического продукта соответствующим знаком сегодня является единственной характеристикой правомерного отнесения его к рассматриваемой группе, обеспечивающей возможность потребителю сделать правильный выбор. Именно поэтому № 280-ФЗ устанавливает особые требования к маркировке органической продукции и предусматривает ответственность за ненадлежащее исполнение их для недобросовестных производителей.
Эксперты Научно-консультационного центра Регистра систем сертификации персонала (НКЦ РССП) рекомендуют всем участникам оборота продукции детально разобраться в законодательных требованиях и адекватно реагировать на предписания организаций в части внесения изменений в маркировку продукции на соответствие требованиям № 280-ФЗ. Это позволит свести к минимуму необоснованные претензии со стороны контролирующих организаций, таможни, крупных сетевых магазинов и т.п. Тем производителям и торговым организациям, которые решат проходить процедуру добровольной сертификации органического производства, рекомендуем внимательно выбирать орган сертификации: проверять действительность аккредитации и наличие органической продукции в области аккредитации на сайте Росаккредитации.
Контакты:
Научно-консультационный центр Регистра системы сертификации персонала (НКЦ РССП)
Тел.: +7 (926) 245-89-54, +7 (499) 678-20-12 доб. 107
Telegram-канал: https://t.me/Makeeva_RSSP
Сайт: https://rssp.online/
Список литературы:
- Макеева И.А., Стратонова Н.В. Маркировка молочной продукции в условиях Таможенного союза. Теория, анализ, практика: монография. Издание 3-е переработанное и дополненное – М.: ООО «Франтера», 2018. – 181 С.
- Белякова З.Ю., Макеева И.А. Органические продукты животного происхождения. Научные основы проектирования системы технического регулирования: монография – М.: ООО «Франтера», 2019. – 193 С.
- Belyakova Z. Yu., Makeeva I. A., Stratonova N. V. Interdisciplinary approach to the labelling of organic production food. Food systems. 2019; 2(2): 7–12. DOI: 10.21323/2618–9771–2019–2–2–7–12.
- Белякова З.Ю. Формирование органического сектора пищевой продукции в России. Часть 1. Перспективы развития // Молочная промышленность – № 10. – 2018. – с. 18-20.
Теперь вы можете вставлять на форумы видео из ВК, дзен, и даже Яндекс.Музыку Пробуем: ВК: Яндекс.Музыка:...
Киберпанк уже среди нас. Надо досмотреть этот сериал до конца, а то уже второй сезон появился....
Вот так едешь по Московской области, и вдруг Ленинградские куры. Сразу так кура гриль, шаверма, поребрик и булка хлеба пронеслись в сознании. Ну...
ну или креазот и деготь вам на стол для вашей печени. Фото снято в ноябре 2025...
Здравствуйте. Остаётся щетина после обесволашивания. Пробовали увеличение циклов, замену бил,...
Здравствуйте, уважаемые! Посоветуйте, пожалуйста. Предлагают по 80000 рублей две термокамеры...
Добрый вечер всем. Когда то писал письмо в ВНИИМП по данным книгам, которые они издавали, на...
Здравствуйте. Подскажите, могу ли я на этикетке написать в следующей формулировке: ...
Всем доброго времени суток. Срочно нужна ваша помошь. Камера двухрамная немецкая переделанная....


