Независимый портал
для специалистов мясной индустрии
подписаться Вход / регистрация Войти
logo

Потребитель готовой еды и его потребности. Взгляд «Магнита»

Потребитель готовой еды и его потребности. Взгляд «Магнита»
Эсмира Байрамова
Магнит, розничная сеть
руководитель по бренд-менеджменту СТМ

В последнее время рынку готовой еды уделяется особое внимание, как среди розничных сетей, так и среди производителей. Все потому, что готовая еда – это одна из самых быстрорастущих категорий среди продуктов питания.
В 2024 году «Магнит» совместно с РБК провел исследование рынка готовой еды, включая прогнозирование его изменений в горизонте 2030 года. По данным этого исследования, к 2030 году продажи готовой еды в России превысят 10 трлн рублей.

Развитие рынка будет обусловлено не только инфляцией, но также рядом других изменений:

  • положительная динамика в уровне доходов россиян, повышающая потребительскую активность;
  • рост ассортимента доступной готовой еды (во многом за счет расширения предложения ритейлеров);
  • социально-демографические процессы, создающие предпосылки для планомерного отказа россиян от готовки дома в пользу покупки или заказа готовой еды;
  • изменения в структуре трат российских домохозяйств на еду (готовая еда vs «сырые» ингредиенты).

 

Почему о рынке готовой еды говорит сетевой ритейл?

Динамичное развитие рынка готовой еды будет сопровождаться и структурными изменениями в каналах продаж. Розничные сети смогут существенно укрепить свои позиции на рынке за счет роста ассортимента готовой еды, улучшения ее качества и доступности. По итогам 2030 года FMCG-ритейлеры займут 40% рынка готовой еды и продемонстрируют опережающий рост по сравнению с динамикой рынка в целом.

Существенное влияние на изменения рынка оказывает и динамика пищевых привычек российского потребителя. Так, 46,5% всех покупателей готовой еды утверждают, что придерживаются каких-либо диет и ограничений.

Основным драйвером спроса в этом сегменте является нехватка времени: 55,9% потребителей готовой еды отмечают именно эту причину. Кроме этого, интересны причины, связанные со вкусом блюд и желанием попробовать что-то новое: 21,6% и 23,8% соответственно.

Потребители все чаще отказываются от готовки в пользу покупки готовой еды и питания вне дома и, согласно прогнозу, доля затрат домохозяйств на готовую еду к 2030 году вырастет до 21,4% с 14,7% по итогам 2023 года.

Динамичному росту рынка также будет способствовать расширение ассортимента готовой еды в ритейле. В результате розничные операторы смогут существенно укрепить свои позиции и по итогам 2030 года займут около 40% рынка против 25% в 2023 году, говорится в исследовании. При этом ритейл будет самым динамичным каналом продаж готовой еды. Продажи готовой кулинарии в розничных сетях вырастут в 4,3 раза и превысят 3,4 трлн рублей (без учета доставки).

 

Как меняется портрет потребителя – соцдем и соцэкономика

На развитие рынка готовой еды влияет и изменение портрета потребителя. На отраслевых мероприятиях часто звучит термин «одиночные домохозяйства» или «solo-домохозяйства», но важен не факт их существования, а количественная и долевая динамика. Еще в 2021 году доля домохозяйств из трех и более человек составила 33,2%, а доля одиноко проживающих россиян – 41,8%. В абсолютных значениях это 21,2 млн vs 27,6 млн домохозяйств (разница более чем в 1,3 раза).  Это, в том числе, объясняет популярность такой причины потребления готовой еды, как «легко купить порцию на одного».

Также прогнозируется рост занятости женщин к 2030 году, в том числе женщин с детьми до 6 лет (с 68% в 2023 году до 72% к 2030-му).

 

Что происходит с пищевыми привычками россиян?

«Магнит» совместно с РБК при опросе потребителей готовой еды, в том числе, зафиксировал пищевые привычки россиян. Так, в 2024 году 46,5% придерживались тех или иных ограничений в еде или диет. Среди самых популярных продуктов для «отказа» оказались сахар, фастфуд, соль и полуфабрикаты. При этом планируют отказаться от этих продуктов в будущем значимо больше потребителей готовой еды (в 2-3 раза больше).

Среди основных причин диет и ограничений названы забота о здоровье (43%), желание похудеть (37,1%), стремление сохранить свой вес (28,7%), медицинские ограничения (19%) и желание набрать мышечную массу (11,9%). Отказ от мяса в качестве действующих пищевых ограничений отметили лишь 2,5% опрошенных, при этом в будущем планируют отказаться от мяса 9,1%. Примечательно то, что отказ от мяса свойственен в большей степени молодым потребителям: 4,1% отказавшихся в возрастной группе 18-24 и 3,3% - в группе 25-34 года.

 

Драйверы выбора блюд с мясом

«Магнит» в 2024 году провел также собственное исследование потребителей готовой еды, опросив 3410 респондентов по всей России. Данные исследования показали, какие критерии побуждают потребителей к выбору готовых блюд (топ-5 в целом для категории):

  1. Нравится вкус данного блюда – 30%.
  2. Сытный продукт – 27%.
  3. Аппетитный внешний вид блюда – 24%.
  4. Побаловать себя – 19%.
  5. Легко купить порцию на одного – 17%.

 

При этом, когда речь идет о блюдах с мясом, значимость драйверов меняется. Например, в случае выбора вторых блюд со свининой или говядиной в топ-5 драйверов попадает «сэкономить силы на приготовлении еды», а в случае со вторыми блюдами из птицы – «натуральный продукт».

 

Точки роста категории «готовая еда»

В исследовании потребителей готовой еды приняли участие и те, кто покупает готовую еду редко. В качестве ключевых барьеров (топ-5) для частого потребления готовой еды были выявлены:

  1. Цена на готовую еду слишком высокая – 39%.
  2. Я не уверен в качестве продуктов, из которых делают готовую еду – 21%.
  3. В ассортименте магазина, в который я хожу, нет блюд, которые мне нужны – 20%.
  4. Вкус готовой кулинарии значительно хуже домашней еды – 19%.
  5. Готовая еда была заветренная / выглядела несвежей – 18%.

Почему готовую еду не потребляют

Таким образом, можно сказать, что для привлечения редких потребителей участникам рынка предстоит:

  1. Поддержание оптимального ассортимента, основанного на ситуациях покупки и драйверах выбора.
  2. Доработка рецептур и вкуса готовой еды, близкого к домашнему.
  3. Работа с ценовой политикой / скидочными предложениями.
Эсмира Байрамова
Эсмира Байрамова
7492
Комментарии

Упаковывать - чтобы не заветривалась.

Обзор новостей и событий мясопереработки и животноводства за 48-ю неделю (24–30 ноября 2025 г.)
Обзор новостей и событий мясопереработки и животноводства за 48-ю неделю (24–30 ноября 2025 г.)
01 декабря '25 257
Обзор новостей и событий мясопереработки и животноводства за 47-ю неделю (17–23 ноября 2025 г.)
Обзор новостей и событий мясопереработки и животноводства за 47-ю неделю (17–23 ноября 2025 г.)
24 ноября '25 616
Обзор новостей и событий мясопереработки и животноводства за 46-ю неделю (10–16 ноября 2025 г.)
Обзор новостей и событий мясопереработки и животноводства за 46-ю неделю (10–16 ноября 2025 г.)
17 ноября '25 752
Качество начинается с людей. Как «Мираторг» гарантирует высочайшие стандарты производства
Качество начинается с людей. Как «Мираторг» гарантирует высочайшие стандарты производства
13 ноября '25 1340 1
Анализ рынка замороженных готовых изделий в панировке: тренды, вызовы и технологические решения
Анализ рынка замороженных готовых изделий в панировке: тренды, вызовы и технологические решения
12 ноября '25 1459
Обзор новостей и событий мясопереработки и животноводства за 45-ю неделю (1–9 ноября 2025 г.)
Обзор новостей и событий мясопереработки и животноводства за 45-ю неделю (1–9 ноября 2025 г.)
11 ноября '25 946
«Агропродмаш – 2025»: итоги, мнения, инновации
«Агропродмаш – 2025»: итоги, мнения, инновации
10 ноября '25 1860
Рентген-контроль и культура безопасности: как технологии X-Ray меняют подход к качеству пищевой продукции
Рентген-контроль и культура безопасности: как технологии X-Ray меняют подход к качеству пищевой продукции
05 ноября '25 1975
Обзор новостей и событий мясопереработки и животноводства за 44-ю неделю (27 октября – 2 ноября 2025 г.)
Обзор новостей и событий мясопереработки и животноводства за 44-ю неделю (27 октября – 2 ноября 2025 г.)
03 ноября '25 1804
Блоги — Читаемое
все блоги

Теперь вы можете вставлять на форумы видео из ВК, дзен, и даже Яндекс.Музыку   Пробуем:   ВК:   Яндекс.Музыка:...

Admin
Admin 27 ноября '25
158 0

 

Киберпанк уже среди нас. Надо досмотреть этот сериал до конца, а то уже второй сезон появился....

Вот так едешь по Московской области, и вдруг Ленинградские куры. Сразу так кура гриль, шаверма, поребрик и булка хлеба пронеслись в сознании. Ну...

Копчение в стиле "Черный кабан"

ну или креазот и деготь вам на стол для вашей печени.   Фото снято в ноябре 2025...

2
Главный технолог
Главный технолог
Щетина остается на полутуши после обесволашивания

Здравствуйте. Остаётся щетина после обесволашивания. Пробовали увеличение циклов, замену бил,...

3
Павел пан
Павел пан
Термокамера КТД-500 черный металл, брать или нет?

Здравствуйте, уважаемые! Посоветуйте, пожалуйста. Предлагают по 80000 рублей две термокамеры...

2
Талалихум
Талалихум
Кульмбахская серия книг по убою и мясопереработке

Добрый вечер всем. Когда то писал письмо в ВНИИМП по данным книгам, которые они издавали, на...

1
Александр Невский
Александр Невский
Написание этикетки

Здравствуйте. Подскажите, могу ли я на этикетке написать в следующей формулировке: ...

1
Anastassiya
Anastassiya
Не ложится цвет при горячем копчении, как оказалось из-за низкой влажности

Всем доброго времени суток. Срочно нужна ваша помошь. Камера двухрамная немецкая переделанная....

16
Игорь181273
Игорь181273
Подписаться на новости
Спасибо за подписку!
Спасибо за подписку!
Вход в Личный Кабинет

Регистрация