Новые правила работы с ФГИС «Меркурий» – приказ Минсельхоза в кратком изложении и комментарии эксперта
Минсельхоз России выпустил приказ № 862 от 13 декабря 2022 года, в котором прописаны новые правила организации работы с ФГИС «Меркурий», в том числе порядок оформления ветеринарных сопроводительных документов (ВСД) в электронной форме и на бумажных носителях.
Сам приказ доступен в электронном фонде правовых и нормативно-технических документов. Он вступит в силу 1 сентября 2023 года и будет действовать до 1 сентября 2029-го.
Документ отменит действие приказа № 589 от 27 декабря 2016 года и № 177 от 2 апреля 2020 года.
Приказ № 862 нацелен на разъяснение правил, которые ранее могли трактоваться некорректно из-за размытых формулировок или их отсутствия. Надеемся, что он вызовет меньше разнотолков.
Документ обширный – текста много. Мы подготовили для вас тезисное изложение ключевых моментов приказа с пояснениями предпосылок и целей внесения данных изменений.
1. Сроки оформления производственных и транспортных ВСД расширили и постарались обосновать с учетом текущий реалий. Если в ранее действующих приказах были размытые формулировки по срокам, когда оформлять ВСД при обычном или аварийном режиме, то в новом можно найти следующее:
- Разрешенный период в 48 часов на оформление производственных и транспортных ВСД после окончания аварийного режима.
- Разъяснения порядка оформления ВСД на бумажных носителях при аварийном режиме: куда нужно сообщить письмом о таком сценарии.
- Учет ВСД, оформленных на бумажных носителях во время аварийного режима, осуществляется лицом, оформившим его, в течение пяти рабочих дней со дня восстановления возможности эксплуатации ФГИС «ВетИС» (ранее было семь дней).
- На гашение ВСД после окончания аварийного режима отводится 24 часа.
Раньше подконтрольную продукцию надо было учесть в течение суток. Такой короткий срок был выбран для того, чтобы лишить производителей возможности «сегодня» выпускать продукцию с датой изготовления, например, «поза-позавчера» (т.е. постфактум). Но бывает продукция, у которой технологический процесс производства немного дольше. Также есть нюанс с аварийными режимами и с графиками работы сотрудников, которые оформляют ВСД. Плюс организационно-методический момент: когда продукция выпускалась прошлой датой, а сырья этой даты не было, на позавчерашнюю продукцию списывали вчерашнее сырье. Возможностью позже отражать в системе «Меркурий» списания и транспортные ВСД, Минсельхоз упростил производителям задачу соответствия правилам.
2. В приказе прописан порядок оформления транспортных ВСД. Есть четкая формулировка, в отличие от предыдущих приказов: «Оформление ВСД при перемещении подконтрольных товаров, сопровождающимся или не сопровождающимся передачей прав собственности на перемещаемый подконтрольный товар (далее - транспортный ВСД), должно быть осуществлено до начала перемещения, за исключением оформления транспортного ВСД взамен ранее оформленного и аннулированного транспортного ВСД».
Бывает, что некоторые предприятия оформляли ВСД чуть ли не в момент, когда машина уже стояла у ворот клиента. Теперь оформлять ВСД нужно до того, как машина выезжает за ворота отправителя, (это четко прописано в приказе). То же самое касается и передачи прав собственности на подконтрольный товар без его перемещения.
3. К перечню ситуаций, когда не нужно оформлять ВСД, добавлены пункты, связанные с операциями, где отправителями и получателями являются органы исполнительной власти. В частности, во избежание разглашения секретной информации.
Также раньше у производителей возникало много сомнений относительно необходимости оформления ВСД частными пекарнями, столовыми, производствами внутри супермаркетов, производствами кормов для собственного стада, а конкретики не хватало. Здесь она есть – оформлять не нужно.
4. В приказе нормированы сроки реакции должностного лица на обращения владельца подконтрольной продукции с заявкой на оформление ВСД в случаях, когда требуются лабораторные исследования или не требуются.
У должностного лица есть 24 часа на оформление или выдачу ВСД, начиная с момента получения данных об исследованиях или с момента получения заявки (если лабораторные исследования не нужны).
5. Если подконтрольный товар хранится и перемещается в рассоле, маринаде и (или) упаковывается в потребительскую тару с рассолом, маринадом, то в производственном ВСД указывается объем подконтрольного товара с учетом рассола, маринада и без их учета.
Ранее, на первых порах внедрения ИИ «Кустос», от некоторых наших клиентов поступали запросы на реализацию списания в производственные ВСД неподконтрольной продукции, чтобы избежать объемных отклонений сырья и продукции, на которые «обращал внимание робот». В формулировке выше данная потребность снимается.
6. Пункт работы над ошибками. В новом приказе более четко прописан сценарии реакции операторов ФГИС на ошибки пользователей и есть некоторые разъяснения по определению «критическая ошибка», как быстро ее нужно исправить и что за это будет.
Вероятно, какие-то пункты мы могли и пропустить:
букв много – нужно вчитываться и не один раз, примерять на свой учет и действительность. От себя добавлю, что прочтение и понимание приказов все же может отличаться от региона к региону (речь идет о должностных лицах контролирующих органов). Но если руководствоваться здравой логикой, задавать вопросы и не пытаться обманывать систему, а аргументировано отстаивать свою взвешенную и осмысленную позицию – проблем с ГИС «Меркурий» будет значительно меньше.
Если после прочтения статьи у вас появились вопросы относительно тех или иных правил, обращайтесь. Поможем разобраться в изменениях и проконсультируем, как реализовать старые новые требования в ИТ-системе. Свои вопросы вы также можете писать в группу Telegram, где коллеги по цеху и эксперты со стороны интеграторов поделятся собственным опытом решения ваших задач.
А как снизить ошибки при оформлении ВСД, сократить время на выписку документов и снизить зависимость от операторов, читайте на сайте, посвященном ERP для пищевых предприятий на 1С.
Пятнадцатый выпуск "Продкаста" – совместного проекта Издательского дома "Новые отраслевые медиа" и исследовательской компании...
erid:2RanykqRCiC Приезжайте на конференцию "ПИЩЕВКА 3D: ВМЯСО” в Сочи, где «Мясной Эксперт» традиционно будет среди спикеров! В...
Мир должен голодать? Секретные планы под эгидой ООН. Расследование от телеканала Звезда. Мясные продукты для избранных (богатых), а...
Журналисты при помощи экспертов отрасли разобрались, что такое микробиальная трангслютаминаза и с чем ее едят потребители. Получилось...
Добрый день. Подскажите пожалуйста как минимизировать травматизм тушки при отлове и убое....
Здравствуйте, что лучше сделать на Мясо механической обвалки: декларацию соответствия или...
После нашей статьи «Промка» и «крестьянка»: мифы про свинину я получил много комментариев и...
Если упадут продажи шашлыка в пакетах в 2024 - знайте виновника новых пищевых фобий: хирург...
Приветствую всех. Возникла следующая неприятная ситуация на производстве. В готовом продукте...
Добрый день. Столкнулась с необходимостью рассчитать категорию рецептуры вареной колбасы....
Добрый день.
ООО открывает маленький ресторан. Документы на открытие еще в стадии подготовки. Заказали для проработки блюд продукты , которые отслеживаются с системе Меркурий. Поставщик оформил все документы правильно. Как грамотно оформить гашение в системе рестораторам. И какие штрафные санкции могут наложить на данное предприятие , если прошло более 48 часов , после получения сырья.
Заранее спасибо за ответ.