Что принес мясному рынку 2020-й год? Подводим итоги

Прошедший 2020 год оказался сложным практически для всех отраслей, в том числе для мясопереработки. Игроки рынка были вынуждены приспосабливаться к новым условиям работы, корректировать планы и стратегию развития.
Что изменилось для отрасли и ее участников, рассказали наши эксперты:
Сергей Мамонтов, генеральный директор агрохолдинга «Юбилейный»,
Кирилл Абламейко, первый заместитель председателя правления по мясопереработке АО «Сибагро»,
Рустам Хафизов, руководитель инновационного аналитического центра Группы «Черкизово»,
Александр Ремета, директор ГК «ТАВР».
Каким был для мясной отрасли 2020 год? Какие изменения произошли на рынке, и с какими вызовами пришлось столкнуться мясопереработчикам?
Сергей Мамонтов:
Год был противоречивым и неоднозначным. В качестве примера могу привести ситуацию с АЧС. Казалось бы, негативное явление. Но это влечет дефицит мясного сырья и повышает его рыночную стоимость. Ограничение по выезду за границу сыграло роль в увеличении потребления внутри страны, в том числе продуктов питания. Это положительно сказалось на балансе спроса и предложения, как следствие, повышенная доходность у производителей мясных изделий. Совокупность этих факторов привела к тому, что по итогам года мы зафиксировали у себя рост производства и реализации продукции на 10% по отношению к 2019 году.
Кирилл Абламейко:
Для «Сибагро» год был успешным – рост по всем показателям составил порядка 30%. Так, третий квартал 2020 года по сравнению с аналогичным периодом 2019-го показал рост 25% по продукции глубокой переработки, порядка 30% по мясной и куриной продукции.
Почему это произошло? Во-первых, из-за самоизоляции: люди остались дома, и у них не было возможности сходить в обеденный перерыв в кафе, ресторан. Они начали больше потреблять продукции мясопереработки: колбасы, сосиски, пельмени и т.д. Во-вторых, мы начали поставлять продукцию в новые регионы – такие, как Иркутск, Чита. В-третьих, пересмотрели ассортимент, оставили в нем наиболее популярные позиции.
Александр Ремета:
В 2020 году усилились тренды последних лет: значительное сокращение рынка продуктов мясопереработки, рост в сегменте охлажденных, замороженных и высокой степени готовности полуфабрикатов, а также усиление конкуренции со стороны крупных федеральных производителей.
Ужесточилась ценовая конкуренция. На долю промо-акций в России приходится почти две трети всех продаж, рынок приходит к ситуации, когда ритейлеры считают скидки на товары повседневного спроса базовой составляющей ценовой политики. Промо-акции остаются одним из самых эффективных маркетинговых инструментов в гонке за покупателем, а цены на товары остаются одним из основных критериев осуществления покупки.
Как ситуация, связанная с распространением Covid-19, повлияла на работу компании? Какие решения пришлось принимать? В частности, подверглись ли корректировке планы по реализации проектов, ассортиментная и закупочная политика, производственные вопросы?
Сергей Мамонтов:
Мы столкнулись с таким фактором, как невозможность приобретения оборудования и запасных частей к нему. В 2020 году остро встал вопрос о поставках комплектующих на оборудование для мясной переработки, которое производится, главным образом, в Германии. В России оборудование тоже производят, но запасные части к нему импортные. Мы, по-прежнему, очень зависимы от иностранных поставщиков, в результате сроки поставки увеличились до 120 дней из-за того, что работа предприятий Европы была парализована. Приходилось изыскивать временные решения в этом направлении.
Рост затрат на сырье и импортные комплектующие для оборудования начался еще в 2020 году из-за ослабления курса рубля. Рост издержек, связанных с повышением курса валют на начало и на конец года, достиг 60 миллионов рублей. Эти затраты легли в себестоимость продукции, но нами были найдены инструменты, позволившие ее снизить. В итоге мы сумели остаться конкурентоспособными.
Безусловно, нам пришлось внести корректировки в планы работы. Развитие отдаленных территорий замедлилось, т.к. дистанционно сложно вести переговоры, нужны визиты и мониторинги. Много командировок пришлось перенести или отложить на неопределенный срок, так как в начале пандемии ряд региональных торговых сетей приостановили сотрудничество с нашим регионом и всеми соседними. Поставки возобновились в сентябре, до этого их не было, начиная с марта.
Кирилл Абламейко:
Пандемия повлияла на структуру продаж в разрезе каналов сбыта продукции. Из-за режима самоизоляции, покупатели были ограничены в передвижениях, были закрыты оптовые рынки. Ограничения также негативно отразились на «стихийной рознице» - из-за перебоев с поставками и санитарных ограничений закрылось очень много мелких торговых точек на рынках, в сельской местности и «магазинчиков у дома». Но это компенсировалось другими каналами сбыта: выросли продажи колбасы, деликатесов и мяса в потребительской упаковке в сетях.
27 марта в Сочи на конференции Пищёвка 3D ВМЯСО я рассказал про историю фальсификации мясопродуктов от древних времен до...
Обратил внимание, что последние пару недель повысился интерес отрасли к данным по динамике продаж готовой мясной продукции в ритейле за...
Была на выставке Продэкспо 2025. В этом году была очень интересная выставка - очень яркая. На все деньги Столько колбасы в одном месте...
Начали работать над обновление программного обеспечения портала Мясной Эксперт. Обновим php и все движки до последних версий, отсечем...
Олег Шевченко из "Мясопортала" прислал мне сегодня фотографии с нашей колбасной ул. Пермской из Москвы. Сначала я хотел объяснить это тем, что...
Коллеги, поделитесь опытом. Может кто знает в чем причина образования данных черных точек. ...
Как я уже писал в статье про эксплуатацию и обслуживание оборудования в разрезе волчков:...
Теперь я видел все. Фото утянул из тг-канала Околоритейл, где пишут, что фото сделано в...
„Иногда для того, чтобы хорошо видеть, необходимо именно отойти, а не приблизиться.“ — Максим...
Обращаюсь за помощью с таким вопросом. Можно разъяснить требования к отнесению говядины от...
Итак, ко мне поступает информация, что рынок кишечной оболочки России очень сильно упал, а это...