Интервью Сергей Цуненко
Череповецкий мясокомбинат, АО
Руководитель производства Череповецкого мясокомбината Сергей Цуненко поделился личным опытом и рассказал, каким путем предприятие идет к возможности управления себестоимостью продукции.
Не так давно на мясокомбинате была внедрена система ERP4FOOD для оперативного учета на складе сырья. Этот шаг стал частью масштабного бизнес-проекта по автоматизации оперативного производственного учета на всем предприятии. Мы решили узнать, что уже сделано, как сегодня выстроен учет, и какие изменения еще предстоят.
Расскажите, пожалуйста, как себестоимость считалась раньше, и почему решили что-то менять?
Раньше мы узнавали себестоимость, когда заканчивался календарный период, как правило, в середине следующего месяца. Узнавали среднюю себестоимость по выпускаемым продуктам. Оперативной себестоимости у нас не было.
В определенный момент несколько лет назад у нас поменялась организационная структура. У нового руководства появился запрос на полноту данных для принятия управленческих решений.
Сначала попытались собственными силами организовать сбор информации. Большая нагрузка легла на работников на местах. Информация собиралась в Excel, сильно зависела от человеческого фактора и была сомнительного качества. Естественно, на ее основе никакие решения мы не принимали, работников загружали, но эффект был незначительный. Тогда и появилось осознание, что нам нужно внедрить продукт, который позволит собирать корректно информацию на местах и снизит зависимость от человеческого фактора.
Мы искали продукт, который будет и вести учет партий, и считать себестоимость, потому что одно без другого невозможно.
А какая именно информация вам была необходима?
Нужны были данные о расходе сырья и материалов на производство продукции. Если посмотреть на общую структуру себестоимости, более 83% затрат в ней занимают сырье и материалы. Если ты владеешь этой информацией, то уже на 80% можешь сказать, какая будет итоговая цифра.
Какие цели перед собой ставили, начиная проект по автоматизации расчета себестоимости?
Лично для меня важно иметь инструмент оценки рентабельности продукции, чтобы устанавливать на нее корректные цены. И уже как следствие – контролировать эффективность своей службы производства.
Сырьевой рынок в пищевой промышленности очень волатилен. Цены меняются, если не ежедневно, то еженедельно. Тем более, если предприятие охватывает весь цикл переработки, нужно иметь возможность вовремя понять, что сейчас выгоднее: покупать свиней и усиливать свой убой или сокращать убой и закупать продукцию у внешних поставщиков.
То есть, правильно ли я понимаю, что один из ключевых факторов – это управление ценообразованием? Если мы через месяц узнаем, сколько нам стоило произвести продукт, решения уже будет поздно принимать.
Да. Ты видишь, как отработал, но никаких управленческих решений принять уже не можешь.
Один из важных аспектов расчета себестоимости – определить, при каком объеме ты выйдешь в точку безубыточности. Когда у тебя есть оперативная себестоимость, она сложилась, ты ее видишь, ты примерно предполагаешь, какую можешь назначить цену и какой объем той или иной продукции продать. Это уже затрагивает вопрос управления ассортиментом. Основа всего АВСD-анализа по контрагентам или по номенклатуре – это, прежде всего, сырьевая себестоимость.
К какому уровню оперативности и детальности учета хотелось прийти?
Мы идем к тому, чтобы видеть себестоимость каждой партии продукта. Цена будет формироваться, как я представляю, на каждом этапе. Если приходит сырье из цеха первичной переработки скота, значит, уже там будет сформирована цена. Когда сырье пройдет процесс обвалки, жиловки, сформируется следующая цена.
Вначале нам необходимо сформировать количественный учет, чтобы видеть, что из определенного количества сырья получилась определенная номенклатура продукции. Затем мы накладываем цену и видим реальную себестоимость на каждом этапе каждого полуфабриката и готового продукта.
Расскажите, а что уже успели сделать? Каких результатов вы достигли в плане автоматизации оперативного учета?
Мы не стали охватывать все производство сразу. Начали автоматизацию с сырьевого склада. Внедрили отраслевой программный продукт ERP4FOOD.
Рассмотрю одну из основных сырьевых групп. Продукция к нам поступает от внешних поставщиков, как правило. Как мы работали раньше: мы видели по выбранной позиции только начальный остаток, приход, расход и конечный остаток. Если расшифровать графу «приход», мы видели, что за этот период у нас поступило, например, пять партий, количество по каждой и общую сумму. Если расшифровать «расход», мы видели просто расход за каждый день, не привязанный ни к одной партии.
Как мы начинаем работать сейчас, то видим по партиям, как поступало сырье, от какого оно числа, и как эти партии расходовались (то есть, движение по партиям). Если расшифровать конкретную партию от конкретного числа, видим дату ее поступления, дату выработки и расход по дням – в какие цеха и на производство какой продукции она пошла. Если в предыдущем отчете мы это видели общей цифрой, то здесь мы видим расшифровку. Ну, и текущий остаток видим, конечно.
Откуда вы берете эти данные? Кто их заносит в систему?
В рамках сырьевого склада мы организовали семь учетных точек. Это точки, на которых работают пользователи – операторы. Они собирают всю первичную информацию, вносят ее онлайн в программу. То есть, мы всегда можем проследить движение сырья вплоть до минут, всегда можем видеть актуальные остатки. Данные заносятся корректно – других вариантов нет.
Кроме семи учетных точек есть еще три рабочих места: мастера цеха, мастера холодильника и начальника цеха. Это управленческие места, откуда поступают заявки на производство, на переработку, на перемещение и прочая управленческая информация.
На рынке бытует стереотип, что себестоимость – это удел финансистов и бухгалтеров. Управленцы предприятий за этими цифрами идут именно к ним. А вы, когда рассказывали про себестоимость, не назвали ни одного представителя финансовой службы. Как вы без них справляетесь?
Существует четыре вида себестоимости: прямая (оперативная/ технологическая), цеховая, производственная и полная. Бухгалтерия – это про полную себестоимость. Мы сейчас говорим про первый этап – про оперативную себестоимость. Я уже отмечал, что в общей структуре себестоимости по отдельным видам продуктов она достигает 84%. А среднем по предприятию составляет 71-72%. Именно для нас, производственников, она гораздо важнее.
Основа всей себестоимости – это оперативная себестоимость. А основа оперативной себестоимости – это правильно выстроенный оперативный учет.
Расскажите, как у вас выстроен процесс сбора данных?
Первая учетная точка – это приемка сырья. На киоске (промышленном компьютере) мастер выбирает номенклатуру, которую принимает, в зависимости от видовой принадлежности скота (мясо/полутуши/субпродукты). Ко всем учетным точкам у нас привязаны весы. Информация всегда снимается с весов. Это первое, что исключает ошибки, связанные с человеческим фактором. Затем из предложенного списка подбирается тара. После подтверждения приемки формируется QR-код, по которому и будет дальше продукция отслеживаться.
Следующая учетная точка – упаковка. Оператор выбирает из предложенного списка способ упаковки (формат используемой тары). Проводит практически те же операции, как на предыдущем этапе: фиксирует вес с весов, выбирает из калькулятора тару, которая необходима. Потом оператор сканирует сформированный ранее QR-код и формирует новый, с которым товар уходит в зону отгрузки.
Следующая операция – комплектация и перемещение продукции в зону отгрузки. Еще одна точка – приемка и перемещение блоков. Это поступление от внешних поставщиков. Операции те же.
В качестве итога резюмируйте, в чем именно вы убедились на собственной практике?
Нет оперативного учета на производстве – нет управления себестоимостью.
Когда мы говорим про оперативную материально сырьевую себестоимость и про принятие решений, всегда должна быть за основу взята реальная картинка движения продукции.
Ключевая ошибка большинства – делать проекты по себестоимости с финансистами и бухгалтерами. Финансисты запрашивают у производства большой объем информации, в результате чего производство обрастает тоннами журналов и Excel, данные из которых практически невозможно подвергнуть аудиту, да и вера в них со временем теряется. Вместо этого можно встроить учет в жизнь производства.
Реклама. Рекламодатель ООО "КОНСТАНТА ИТ". ИНН:5260435669
Теперь вы можете вставлять на форумы видео из ВК, дзен, и даже Яндекс.Музыку Пробуем: ВК: Яндекс.Музыка:...
Киберпанк уже среди нас. Надо досмотреть этот сериал до конца, а то уже второй сезон появился....
Вот так едешь по Московской области, и вдруг Ленинградские куры. Сразу так кура гриль, шаверма, поребрик и булка хлеба пронеслись в сознании. Ну...
ну или креазот и деготь вам на стол для вашей печени. Фото снято в ноябре 2025...
Здравствуйте. Остаётся щетина после обесволашивания. Пробовали увеличение циклов, замену бил,...
Здравствуйте, уважаемые! Посоветуйте, пожалуйста. Предлагают по 80000 рублей две термокамеры...
Добрый вечер всем. Когда то писал письмо в ВНИИМП по данным книгам, которые они издавали, на...
Здравствуйте. Подскажите, могу ли я на этикетке написать в следующей формулировке: ...
Всем доброго времени суток. Срочно нужна ваша помошь. Камера двухрамная немецкая переделанная....

