Убой и первичная переработка птицы. Рынок на этапе перестройки
Не секрет, что современное оборудование для убоя, а также мясо- и птицепереработки, большая часть которого – импортная, требует своевременного обслуживания и обновления, что в нынешних условиях создает дополнительные вызовы для производителей технологичных линий и машин.
Мы решили узнать у наших экспертов, какова сейчас ситуация с поставками запчастей и оборудования для убоя и первичной переработки птицы, какие решения на рынке отсутствуют и что можно сделать в этой ситуации. К сожалению, часть респондентов решила воздержаться от комментариев. Тем ценнее мнение наших сегодняшних спикеров.
Спикеры:
- Андрей Сапожников, главный сервисный инженер Foodmate B.V (Нидерланды);
- Кшиштоф Смык, генеральный директор ООО «Интермик-Рустех»;
- Представитель Группы агропредприятий «Ресурс».
С какими проблемами сегодня сталкивается отрасль птицеводства в связи с уходом из России европейских производителей оборудования для убоя и первичной переработки птицы?
Андрей Сапожников, главный сервисный инженер Foodmate B.V.:
Прежде всего, надо отметить, что ушли не все. Причина ухода компаний с рынка одна – огромные трудности банковских операций. В этой ситуации кто-то решил уйти, а кто-то предпочел остаться, например, Foodmate B.V. Мы, кстати, такие не одни, но называть другие имена не считаю приемлимым.
То, что происходит сейчас в России в отрасли птицепереработки, я бы назвал одним очень емким и давно забытым словом «перестройка». Сейчас все участники должны понять, что так, как раньше, уже не будет, и нужно учиться работать по-новому!
Для того, чтобы обозначить проблему для отрасли, надо четко понимать, что входит в понятие «убой и первичная переработка». В него входит собственно участок убоя, участок потрошения, линия охлаждения, линия калибровки и сортировки, линии разделки и обвалки. И вот тут мы можем уже четко сказать, где проблема есть, а где ее нет. К большому сожалению, с поставками решений конкретно для убоя и конкретно для потрошения в настоящий момент, действительно, есть большие сложности. Дело в том, что это достаточно обьемные, строго индивидуальные (не бывает двух одинаковых) и весьма ресурсоемкие проекты, которые в сегодняшних условиях поставлять в РФ очень рискованно. Сама по себе поставка и продажа оборудования не попадает под санкции, однако под них попадает 90% запасных частей (которые, в частности, на убое и потрошении, необходимы строго от производителя) и сервисные работы (включая ПНР). В подобных условиях решение о поставке такого проекта сродни самоубийству. Здесь нашим клиентам (в особенности крупным фабрикам) можно посочувствовать. Пока решения по этому вопросу нет. В ходе сегодняшней перестройки основная задача (в частности, наша, но и клиентов также) – сохранить то, что есть. А развиваться будем потом.
Что же касается линий ВКО, сортировки, разделки, обвалки, то здесь проблем почти не наблюдается – как раз за счет большого процента унификации. Так, клиентам в РФ, по-прежнему, доступны наши предложения по этим линиям – можно как строить новое, так и обновлять старое. В 2024 году мы успешно поставили несколько больших обвалочных машин, есть задачи и на 2025-й год. При этом нельзя не упомянуть, что все стало для клиента ощутимо дороже и дольше из-за огромного количества юридических, банковских и других проволочек, но, тем не менее, при желании – доступно.
В целом процесс перестройки очень сложен как для нас, так и для клиентов. Но мы рады получать обратную связь, откуда видно, что клиенты тоже понимают сложности. Неизвестно, чем все закончится, но уходить мы пока не планируем.
Кшиштоф Смык, генеральный директор ООО «Интермик-Рустех»:
За последнее время птицеводы столкнулись с отсутствием высокоавтоматизированных систем, которые раньше поставляли на российский рынок крупные европейские производители.
Представитель Группы агропредприятий «Ресурс»:
В связи с уходом из России ряда иностранных производителей возникли сложности с поставкой запасных частей, сервисным обслуживанием, а также отсутствием с их стороны поддержки в вопросах технического и технологического совершенствования производства.
Кто пришел на их место? И по каким видам оборудования нет достойной альтернативы?
Андрей Сапожников:
Как ни странно, огромного наплыва на российский рынок оборудования птицепереработки от компаний из Китая и Турции не случилось. Причина мне видится в том, что спрос крайне мал, ведь качество находится на уровне «кустарного народного творчества» и высокотехнологичных решений эти компании пока предоставить не могут. Однако вакуум не может остаться незаполненным и нашему присутствию на рынке РФ, конечно, есть альтернатива. Это небольшая доля Китая. Постепенно появляются и турецкие поставщики. Есть производитель из Бразилии. Но особое внимание я хотел бы обратить на компании из Беларуси. Их несколько и у них есть огромный потенциал в развитии. Я знаю точно, что в самом скором времени белорусы преподнесут большие сюрпризы.
Кшиштоф Смык:
На смену европейским поставщикам пришли турецкие и китайские производители, продолжают усиливать свое присутствие и российские компании.
Представитель ГАП «Ресурс»:
Получили развитие компании, поставляющие технологическое оборудование и запасные части как собственного производства методом обратного инжиниринга, так и через импорт.
В настоящее время мы не видим достойной альтернативы по упаковочному и маркировочному оборудованию.
В чем состоит слабое место отечественных предложений?
Андрей Сапожников:
Начнем с того, что таких предложений почти нет. В России на сегодняшний день существует лишь один производитель, заслуживающий внимания, и, к сожалению, он предлагает очень ограниченный спектр оборудования, который может подойти далеко не всем. Кроме того, качество пока не на высоте. Слабое место лично мне видится в так называемой «экономии на спичках». Невозможно выпустить хороший продукт без вложений в разработки, научный потенциал, привлечение новых решений. А качества невозможно достичь без вложений в условия труда.
Кшиштоф Смык:
Слабое место отечественных компаний заключается в неготовности инвестировать в разработку и/или приобретение высококачественного автоматизированного оборудования для переработки птицы.
Представитель ГАП «Ресурс»:
В настоящее время в нашей стране нет готовых решений по оснащению птицефабрик линиями отечественного производства для убоя и переработки полного цикла мощностью свыше 5000 голов в час.
Как вы оцениваете китайское и турецкое оборудование? Какие компании присутствуют в России?
Андрей Сапожников:
Как я уже говорил, называть имена в рамках статьи считаю не совсем правильным. Скажу лишь, что сейчас присутствуют 3-4 китайские компании и столько же турецких, которые предлагают примерно одно и то же. Это реплики на европейское оборудование конца 2000-х – начала 2010-х годов (а иногда и более древние), причем реплики крайне низкого качества. По моему прогнозу, в ближайшие пять лет эти компании точно не найдут в России своих покупателей, если срочно не предложат что-то новое. Некоторые это понимают, некоторые – нет. Время покажет.
И снова не могу не упомянуть производителей из Беларуси. По сравнению с нашими восточными товарищами у белорусов все намного интереснее, хотя пока еще и они не достигли того, чтобы занять прочную нишу на рынке.
Кшиштоф Смык:
У турецких компаний редко встречаются предложения на линии производительностью выше 6000 бройлеров в час.
Что касается КНР, здесь существует полное непонимание возможностей конкретной китайской компании. Необходимо проверять у самого производителя производственные мощности и возможности.
Представитель ГАП «Ресурс»:
В связи с отсутствием широкого распространения на территории нашей страны китайского и турецкого оборудования в полной мере оценить, насколько достойной альтернативой оно является, пока сложно. На производственных объектах ГАП «Ресурс» уже применяются некоторые решения от китайских поставщиков, в частности, конусные машины обвалки голени, грейдеры, металлодетекторы, формовочные котлетные автоматы. Опыт эксплуатации специалисты Группы оценивают положительно, однако есть вопросы по официальным представительствам в РФ и сервису.
Есть ли предложения для средних и небольших птицефабрик? Что им можно посоветовать?
Андрей Сапожников:
Как раз средние и небольшие фабрики сегодня в самом выгодном положении. Именно этот сегмент рынка менее всего пострадал, и для них есть множество решений, как по новому оборудованию, так и по запасным частям и ремонтам – реконструкциям.
Среднему и малому бизнесу сейчас можно посоветовать, как бы смешно это ни звучало, пока не вырастать.
Кшиштоф Смык:
Предложения, ориентированные на средние и небольшие птицефабрики, на российском рынке есть. Нужно под каждый проект выбирать поставщика.
Существуют ли проблемы с устройствами управления и ПО? В чем они заключаются, и какие вы видите пути решения?
Андрей Сапожников:
Определенные проблемы с поставками электроники имеются, однако есть и решения. Не могу говорить за всех, но компания Foodmate B.V специально для России разрабатывает новые системы автоматики на несанкционных компонентах. В настоящее время решение находится в стадии тестирования и, наверное, в будущем году начнет предлагаться к продаже.
Что касается ПО, то проблем вообще нет, поскольку прикладные программы, использующиеся на оборудовании, имеют авторство и являются интеллектуальной собственностью производителя оборудования. И если производитель с рынка не ушел, то и лицензии на ПО он не отбирает. Новое ПО также доступно. На сегодняшний день все клиенты Foodmate B.V, которые ранее приобретали оборудование с опцией удаленной поддержки, получают ее в полном объеме, софт регулярно и автоматически обновляется, а заказчикам нового оборудования доступны самые последние версии.
Кшиштоф Смык:
У «Интермик-Рустех» пока нет наработок в этом направлении, так как переработка птицы это не наш основной профиль.
Представитель ГАП «Ресурс»:
Сложности с устройствами управления и ПО существуют, но экспертиза инженеров ГАП «Ресурс» позволяет их устранять. Основная проблема связана со снижением уровня доступности компонентов (контроллеров, датчиков, приводной техники и т.п.), на которых построена архитектура управления зарубежным оборудованием. Как правило, данные комплектующие по-прежнему поставляются, но по весьма высокой стоимости. Решением является переход на более доступные компоненты и разработка собственного ПО.
Как решается вопрос с сервисным обслуживанием и запасными частями к европейскому оборудованию? Каковы риски переработчиков в данных условиях, в частности, цена простоя оборудования, например, из-за отсутствия нужной детали?
Андрей Сапожников:
Честно говоря, это самый больной вопрос, но решение есть и здесь. Повторюсь – для всех без исключения участников рынка действует правило «как раньше больше не будет». Это, прежде всего, касается официальных дилеров, через которых работали многие компании. Например, в сфере колбас или полуфабрикатов почти каждый производитель работал (или работает) в РФ с помощью дилера, а зачастую – сразу нескольких. В птицепереработке немного не так, и в настоящих условиях роль дилера очень изменилась, она стала более важной, но более ответственной и затратной. Количество дилеров также сильно сократилось. Ушли в прошлое тендеры и бесконечные запросы множеству адресатов сразу. Сейчас дилеру приходится брать на себя вопрос с поставкой запчастей, так как 90% из них запрещены к ввозу. Дилер должен пойти на большие вложения и заполнить склад, иначе невозможно будет не только обслуживать старое оборудование, но и делать что-то новое. Не могу раскрыть все подробности такой работы, но схема уже налажена и действует. По сервису и ПНР решения также есть. Своих не бросаем!
Кшиштоф Смык:
На основе реализованных поставок из Турции и Китая можно сказать, что вопросы, в общем, решаемые. Обычно при монтаже китайского или турецкого оборудования присутствуют технические специалисты производителя и первичные технические вопросы решаются, а вот относительно долгосрочного сервисного обслуживания пока наработок нет.
Представитель ГАП «Ресурс»:
Компании налаживают сотрудничество с альтернативными поставщиками на рынок РФ запчастей и сервисных услуг, а минимизировать риски простоя позволяет грамотное планирование для своевременного обеспечения наличия всего необходимого перечня запасных частей, а также развитие собственной экспертизы и технологий.
По вашим прогнозам, каким образом ситуация с оборудованием, сервисом и запчастями отразится на рынке мяса птицы и его участниках?
Андрей Сапожников:
В целом хочется верить, что все не так страшно. Да, сложный период смогут выдержать не все, но в конечном итоге это даже к лучшему – на рынке останутся лишь самые достойные.
Представитель ГАП «Ресурс»:
Как уже упоминалось, на место ушедших поставщиков оборудования приходят новые. При этом очевидно, что для дальнейшего развития российского промышленного птицеводства очень важно, чтобы доля отечественных решений в техническом оснащении преобладала. Для этого необходима активная государственная поддержка, а также продолжение комплексного взаимодействия между непосредственными потребителями и производителями оборудования в сфере импортозамещения, чтобы процесс совершенствования был непрерывным.
Начали работать над обновление программного обеспечения портала Мясной Эксперт. Обновим php и все движки до последних версий, отсечем...
Олег Шевченко из "Мясопортала" прислал мне сегодня фотографии с нашей колбасной ул. Пермской из Москвы. Сначала я хотел объяснить это тем, что...
Можно ли верить лжецу? Автор Семен Разумов, специализирующийся на политических статьях, вдруг переквалифицировался в биохимика и...
Сначала я хотел помыть глаза с мылом, но потом решил свериться с календарем – на секунду у меня было ощущение, что я путешественник во времени....
Увидеть новинку до ее презентации на Агропродмаш 2024, что еще может быть интересней для «Мясного Эксперта»? Мы приехали в Брест к КОМПО и...
Приветствую. Столкнулись с проблемами при разработке ТУ по документу ГОСТ р 51740-2016: ...
Управление по регулированию рынка Шанхая инициировало расследование в отношении владельцев 47...
Доброго времени суток коллеги. У меня вопрос по перосъемной машине. На заводе при...
В 2-3 миллиметрах от клипсы при нормальной набивке с верхней стороны образовываются маленькие...
Уважаемые коллеги,здравствуйте! Бегу сюда напролом,так как ситуация печальная. Паровая...
Добрый день, коллеги. Может ли кто-нибудь поделиться примером инструкции Санитарного дня на...