Независимый портал
для специалистов мясной индустрии
подписаться Вход / регистрация Войти

Фуд-трак на свой страх и риск

Фуд-трак на свой страх и риск
Юрий Смирнов
Юрий Смирнов
«Клен»
бизнес-консультант HoReCa

Фуд-трак – слово для многих новое, и требует пояснения. Впрочем, как и сам формат, зародившийся и набравший популярность в США.
Итак, фуд-трак (англ. food truck) – это мобильная система организации питания, представляющая собой специализированный автобус (грузовик), который предназначен для автономного предоставления услуг питания.

Модный фуд-трак
Обращаясь к истории, надо сказать, что уже с 1890 года ночные вагоны питания рабочих стали обычным делом для крупных городов США. Лидирующим брендом на рынке мобильных закусочных, столовых и ресторанов быстрого питания стал бренд «The Owl». Созданные в конце 50-х годов ХХ века, мобильные столовые активно использовались в организации питания американских военнослужащих. С 60-х годов фуд-траки стали настолько очевидным выбором при устойчивой модели питания вне дома в крупных городах США, что некоторые лоббисты, защищающие интересы крупных ресторанных сетей, издавали указы, ограничивающие их работу.

Согласно указам, которые появились в ряде городов, такого рода мобильные системы питания не имели права торговать на расстоянии ближе 200 метров от стационарного ресторана и оставаться на этом месте более двух часов. Но рациональная Америка сделала свой выбор. Так, например, в Лос-Анджелесе насчитывается уже более 6 тысяч фуд-траков, предоставляющих услуги питания в очень разных форматах: от мороженного и кофеен до продукции, сравнимой по качеству со стационарными ресторанами высокой кухни. В крупных городах Америки счет мобильным торговым точкам также идет на тысячи. Предоставление услуг общественного питания методом организации торговли через фуд-траки составило в стране 37 % от общего объема реализованной продукции в общественном питании.

 

Фуд-траки в России – движение единичных энтузиастов

В России энтузиасты занимаются этим бизнесом с 1994 года. Ранее уже существовал формат уличных автолавок. В основном это были магазины на колесах фирменной торговли продуктами питания производителей. Также это направление развивали две сети общественного питания, которые имели мобильные подразделения торговли в прицепах, и предлагали простой ассортимент (хот-доги, блины с начинками). Но с определенного этапа новых веяний в размещении нестационарных торговых объектов, автолавки и прицепы уличного быстрого питания начали вытесняться с улиц. Также как ларьки, киоски, павильоны, и другие малые формы торговли.

Однако в 2015 году новая стратегия общепита начала разрабатываться Министерством промышленности и торговли. В России интерес к теме со стороны предпринимателей возобновился примерно три года назад. Одновременно надо признать, что в настоящее время эта затея привлекает все меньше инвесторов из-за неупорядоченности вопроса размещения нестационарных торговых объектов данного типа.

Санитарные нормы и правила написаны еще в 1979 году в СССР, когда не было понятия коммерческая недвижимость, не говоря уже о мобильном бизнесе.

Впервые Минпромторг РФ сказал о важности развития данного направления в 2015 году. Сейчас 2019 год, а воз и ныне там. Прозрачных условий использования и эксплуатации – нет. На прошедшей недавно «Неделе российского ритейла» даже была специализированная сессии на тему «Мобильность как формат развития малого и среднего предпринимательства». В ее рамках энтузиасты и производители специализированной автомобильной техники делились своим опытом и наработками. Главный вопрос повестки дня, адресованный представителям власти, – когда появится закон о мобильной торговле – остался без ответа.

Добавлю, что Приложение 1 к постановлению Правительства Москвы от 3 февраля 2011 г. N 26-ПП (Порядок разработки и утверждения схемы размещения нестационарных торговых объектов, расположенных в городе Москва на земельных участках, в зданиях, строениях и сооружениях, находящихся в государственной собственности) не очень способствует развитию мобильных форм торговли.

В результате низовая инициатива предпринимателей ушла как вода в песок. У ряда компаний есть в распоряжении более 20-ти фуд-траков, в которые они вложили деньги, но не могут эксплуатировать. Увы! Предлагаемое фестивальное движение мобильных средств – это, скорее, перформанс по интересам, чем устойчивая форма бизнеса.

Для сравнения: в США более 200 компаний обладают солидным парком фуд-траков и предоставляют услуги питания по всей стране. Это одна из самых распространенных и понятных простым американцам форма малого предпринимательства (на уровне владения 1-2 транспортными единицами). Даже «Армия Спасения» США имеет несколько единиц такой техники на вооружении для организации питания в экстренных ситуациях.

Кстати, популярность фуд-траков велика не только в Америке и Канаде. Начиная с 2012 года мобильные рестораны, предлагающие такос и гамбургеры, стали также активно появляться на улицах Парижа.

 

Мобильно, выгодно, современно

Фуд-трак является мобильной декоративной кухней с реализацией готовой продукции непосредственно с борта транспортного средства. Современные образцы фуд-траков – это в высшей степени цивилизованная форма приготовления и реализации готовой продукции общественного питания для уличной торговли. При относительно низких затратах фуд-траки в состоянии предлагать потребителю недорогие, но творческие и качественные блюда. Что очень важно – приготовленные непосредственно при их заказе. Таким образом, не возникает проблем хранения готовой продукции, минимален риск пищевых отравлений из-за несоблюдения условий и сроков хранения.

Чаще всего фуд-траки являются способом выхода на рынок общепита новичков, местом введения новых наименований в меню и отличным мобильным средством для предоставления услуг питания в любом месте, удобным потребителю!

К слову, в Северной Америке информация о нахождении фуд-трака часто доносится до пользователей через социальные медиа, такие как Facebook и Twitter. Можно сказать, что мобильные системы общественного питания стали во многом новаторскими, с множеством высококлассных опций.

 

В интересах бизнеса

Несмотря на то, что в России пока рано говорить про фуд-траки как отдельное направление бизнеса, мы все чаще видим на улицах яркие автофургоны, предлагающие перекусить. Пускай даже в качестве движения единичных энтузиастов.

В основном российские предприниматели ориентируются на наработки мировых лидеров, то есть США. И формируют креативные формы такого бизнеса, как минимум, с точки зрения визуальной привлекательности и брендинга.

В настоящее время многие автопроизводители предлагают свой транспорт для открытия точки мобильной торговли. Но, по моему мнению, он не имеет значения без модератора – специалиста, который знает, как применить транспортное средство в интересах бизнеса. Тем более, что у каждого бизнеса своя задача.

Желающие сэкономить, как правило, покупают автомобиль, бывший в употреблении. Отмечу, что дизайн и оформление фуд-трака будут стоить значительно меньше, чем открытие классического ресторана или кафе. А ассортимент полностью соответствует образу современной жизни; он востребован и спрос на него стабильно высокий.

Говоря о принципах формирования меню фуд-трака, можно дать несколько практических советов начинающим рестораторам.

Еще на этапе разработки следует учесть ряд факторов. Во-первых, определить актуальность меню для места предоставления услуг. Во-вторых, реально оценить возможности габаритов автотранспорта (нельзя готовить очень обширный ассортимент, как в ресторане). В-третьих, необходимо найти надежного поставщика полуфабрикатов для обеспечения фуд-трака продуктами.

И, конечно, для успеха проекта нужно понимать запросы потенциальных клиентов и формировать лаконичное предложение.

Хочу обратить внимание новых участников рынка, что в России проводятся конкурсы субъектов федерации по размещению нестационарных торговых объектов, утверждаются карты их размещения.

Отбор хозяйствующих субъектов осуществляется путем проведения открытого аукциона, предметом которого является право заключить договор на размещение нестационарного торгового объекта в строго определенных местах. Кто и как выигрывает аукционы – сложно сказать.

Серьезный ресторанный бизнес чаще всего предпочитает не играть с государством в азартные игры. На частной земле фуд-траки ставят на свой страх и риск. Но установка на частной земле автомобильного транспорта теряет смысл. Зачем покупать машину, которая не едет? Дешевле поставить киоск. Фуд-бокс на базе морских контейнеров – отличное решение. Ведь оборудование ресторанной надстройки – это примерно 20 % от стоимости автомобиля.

 

Бизнесу нужны внятные решения государства

Как видим, в России сложилась крайне двусмысленная ситуация. Что же делать?..

Потенциальным участникам рынка я рекомендую ждать разрешений и прозрачных законов. Пока их нет.

На региональном уровне немного продвинулся в вопросе Нижний Новгород, где администрация способствует продвижению мобильного бизнеса. А также – Республика Башкортостан, где есть острая необходимость развивать мобильный бизнес для обеспечения питанием удаленных деревень и малых населенных пунктов.

Перечислю законы, регулирующие на сегодняшний день работу нестационарного торгового объекта:

 

*Федеральный закон от 28.12.2009 N 381-ФЗ (ред. от 31.12.2014) «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации» (с изм. и доп., вступ. в силу с 09.01.2015).

Статья 10. Особенности размещения нестационарных торговых объектов.

 

*Постановление Правительства Российской Федерации от 29 сентября 2010 г. N 772 г. Москва «Об утверждении Правил включения нестационарных торговых объектов, расположенных на земельных участках, в зданиях, строениях и сооружениях, находящихся в государственной собственности, в схему размещения нестационарных торговых объектов».

 

*Приказ Минпромторга России от 25.12.2014 N 2733 «Об утверждении Стратегии развития торговли в Российской Федерации на 2015 - 2016 годы и период до 2020 года».

Пункт 3.2.1. Развитие мобильной торговли.

Пункт 3.2.2. Обеспечение возможности стабильного функционирования и развития нестационарной торговли.

 

Еще раз хочу отметить, что все законопроекты находятся пока в подвешенном состоянии. Тем временем, рынку нужны внятные решения государства, которые будут мотивировать малый бизнес. И санитарные регламенты XXI века. Разговоров за четыре года было много. Финальных решений – так и нет.

Текущий статус прохождения документов можно отслеживать на Федеральном портале проектов нормативных правовых актов. По состоянию на 12 июня 2019 года определен Паспорт закона «Об утверждении Правил организации развозной торговли», где официально опубликованный акт определяется как «завершение разработки проекта нормативного правового акта. Формирование окончательного варианта текста проекта нормативного правового акта».

Если посмотреть на Паспорт Закона «О внесении изменений в Федеральный закон «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации» (в части совершенствования правового регулирования организации нестационарной торговли)», в официально опубликованном акте числится статус «завершение разработки проекта нормативного правового акта. Формирование окончательного варианта текста проекта нормативного правового акта».

Конечно, если законодательные акты, все-таки, появятся, то бизнес-модели внедрения единиц мобильного бизнеса и его использования дадут множество перспектив и точек роста для предпринимателей, а также массу удобств для конечных потребителей.

Прежде всего, нужно говорить о таких целесообразных формах его внедрения и использования, как: парки, зоны отдыха и особо охраняемые природные территории; пляжи; стадионы; крупные районы новостроек; кластеры около вузов и массового скопления студентов; территории бизнес-парков и офисных центров; закрытые зоны промышленных предприятий; прилегающая территория пансионатов, санаториев, больниц; улицы и площади с устойчивыми потоками клиентов, где недостаточно предприятий общественного питания и торговли.

Для малых производителей – это форма выстраивания мобильной реализации собственной продукции, минуя торговые сети. Собственный мобильный канал распространения продукции. От поля до стола – без потерь.

Огромное количество людей не имеет доступа к цивилизованному питанию в обеденное время, даже в крупных мегаполисах. А иметь приятные модели отдыха и развлечений с питанием в поселках – сегодня в стране практически невозможно.

Для малого бизнеса – это, прежде всего, небольшие инвестиции и быстрый старт, минуя арендные нагрузки и капитальные строительства с грандиозными ремонтами, что значительно снижает бюджет вхождения в свой бизнес. Конечно, производители автотранспортных средств также заинтересованы в новых каналах сбыта и использования своей продукции. Таким образом, фактически в любом месте, где необходимо быстро организовать питание потенциальных потребителей, – отлично справляются разные модели мобильной торговли.

Для понимания синергии мобильного бизнеса, мы должны говорить о возможных альянсах поставщиков и производителей, а также о современных формах инвестиций, рычагах кредитования и лизинга, инновациях, развитии конкуренции и частно-государственного партнерства.

Исходя из нашего опыта в сегменте мобильной торговли, мы можем говорить о том, что его поступательное развитие дает множество дополнительных преимуществ. Из-за категорического изменения курса рубля к мировым валютам в 2014 году мобильные формы торговли под маркой «сделано в России» могут заинтересовать и покупателей в странах дальнего зарубежья. Во всяком случае, мы фиксировали такие запросы из Швеции, Франции и даже из Южной Кореи.

Фуд-трак это, прежде всего, свобода выбора. Мобильный бизнес предполагает движение от задач к оптимальным формам решений. Универсальной единицы транспортного средства практически не существует. Каждый раз это индивидуальное решение, точеный инжиниринг, выверенное технологическое проектирование, дизайн, подбор оптимального оборудования для конкретных задач.

Многочисленные советы, федерации и ассоциации по поддержке малого предпринимательства уже сломали все копья на бесконечных круглых столах, форумах, собраниях рабочих групп и экспертных комиссий. Для перелома ситуации с мобильной торговлей нужны окончательные решения государства и стратегическое мышление идеологов, которое позволит открыть голубой океан внедренческих идей для данного сегмента.

Юрий Смирнов
Юрий Смирнов
1207
Блоги — Читаемое
все блоги

Для русских туристов и эмигрантов прямо из Баварии! Ретро! Эксплуатация образа "Волги" ГАЗ-21 для привлечения аудитории 30+. Продается в русских...

Эй, малышка, пошли со мной!!! "Докторская Малышка" от немецкой фирмы "Три поросенка". Что ещё может привлечь меня в русских магазинах Германии?...

Чтобы приготовить вкусную колбасу – нужно подготовить мясное сырье, смешать его в правильных рецептурных пропорциях, измельчить,...

Я бы на месте ВНИИМП уже сейчас бы задумался бы о разработке этического законодательства, чтобы этот пакет не стал пакетом для запекания....

Сегодня поговорим о выборе информационной системы. Тема порой пугающая. Но для любого предприятия рано или поздно она становится актуальной. Как...

Лоток ПП/ПЭ МАР. Можно ли повторно запаивать?

Добрый день. Напишу сюда так как не знаю в какую из тем писать. Скажите можно повторно...

4
Xoxol
Xoxol
Акции (акционка) в "Мираторге" и в "Перекрестке" (Июнь-Июль 2019)

Сравним один и тот же продукт в двух сетях: Мираторг и Перекресток.   Сосиски...

0
Борис Рябинкин - эксперт в мясопераработке. Кто он?

Итак, в очередной раз всех взволновали заголовки СМИ и на многих сайтах и соцтетях специалисты...

0
Бульон в тетрапаках

Здравствуйте, все! Расскажите, пожалуйста, кто в теме, почему у нас не прижился бульон в...

2
Формирование комочка в пельменях

Здравствуйте, коллеги! Несмотря на мясную специализацию форума, хочу задать вопрос по поводу...

5
Термокамера Niveco Nimatic 4K1R

Здравствуйте, требуется помощь, предлагают термокамеру Niveco Nimatic 4K1R производитель...

2
Arst_vil
Arst_vil


Подписаться на новости
Спасибо за подписку!
Спасибо за подписку!
Вход в Личный Кабинет

Регистрация