Интервью Валентин Пикуль
МП КОМПО, ООО
Генеральный директор машиностроительного предприятия «КОМПО» Валентин Пикуль сменил на этом посту Эллу Джангозову 2,5 года назад. За это время многое изменилось. В «КОМПО» провели масштабный ребрендинг, в результате которого появился новый слоган «Эксперт в наполнении и клипсовании», отражающий процессы, на которых фокусируется компания.
В отношении линейки оборудования «КОМПО» концентрирует усилия на разработке новых продуктов, в частности линейке шприцев и клипсаторов нового поколения.
Другим приоритетом является наращивание производственных мощностей и строительство еще одного машиностроительного цеха.
О ключевых изменениях в компании, подходах к управлению и дальнейшему развитию мы поговорили с генеральным директором «КОМПО» Валентином Пикулем.
Расскажите, когда вы заняли пост генерального директора «КОМПО» и как складывался ваш профессиональный путь до этого?
В «КОМПО» я пришел в апреле 2022 года, хотя до этого у меня не было опыта в пищевой индустрии. У меня два высших образования: по первому я экономист, по второму инженер-металлург. Как руководитель я состоялся именно на металлургическом заводе, где проработал 13 лет, начиная с позиции подручного сталевара и заканчивая заместителем генерального директора холдинга по экономике и финансам.
Затем я несколько лет работал в машиностроительной сфере и автомобильном бизнесе, в двух крупных частных компаниях. В частности, запускал в Беларуси проект крупноузловой сборки автомобилей совместно с концерном PSA Peugeot Citroën, вводил в портфель марок автомобильного холдинга китайские авто и развивал их продажи. Еще был интересный опыт работы в стартап-проекте по разработке и производству коллаборативных роботов, где впервые пришлось столкнуться и погрузиться в процессы разработки высокотехнологичного оборудования.
И уже после этого началась моя работа в компании «КОМПО», которая, напомню, является семейным бизнесом и существует 33 года. Она создавалась и развивалась двумя поколениями талантливых и трудолюбивых людей: Михаила Белоусова и его дочери Эллы Джангозовой. Элла Михайловна, занимающая должность генерального директора, в какой-то момент поняла, что для дальнейшего роста компании необходимо привлекать на руководящие должности специалистов со стороны, а самой сосредоточиться на стратегических вопросах. Так я стал первым за треть века наемным директором в «КОМПО». А управление на высшем уровне осуществляет Совет независимых директоров под председательством Эллы Джангозовой, куда входят эксперты, достигшие высоких результатов в разных сферах. Добавлю, что костяк коллектива «КОМПО» составляют люди, проработавшие здесь не один десяток лет, преданные и лояльные к компании, что само по себе о многом говорит и является фактором стабильности.
На чем строится ваш подход к управлению?
Я уверен, что в современном мире неверное решение лучше, чем непринятое. Хотя сотрудники иногда критикуют меня за быстрые неожиданные решения.
Что изменилось в компании за время вашего руководства?
Работать за станком намного проще, чем управленцем, поскольку ты сразу видишь конкретный результат своего труда. Любой менеджер – это баланс вреда и пользы, которую он одновременно приносит компании. Если польза преобладает, значит, менеджер эффективен. При этом неправильно и нечестно считать результаты, достигнутые предприятием, своими собственными – это заслуга всего коллектива.
Если обратиться к цифрам, за последние два года «КОМПО» демонстрирует почти двукратный рост выручки и кратное увеличение прибыли. Кроме того, мы практически в два раза нарастили физические объемы производства, не расширяя при этом площади и штат сотрудников. А производственные цеха начали работать в режиме 24\7, чему, конечно, способствовала и внешняя конъюнктура рынка, сформировавшая потребность в продукции.
Какие направления являются приоритетными для бизнеса?
На сегодняшний день основной объем инвестиций направлен на R&D – на реализацию нескольких крупных проектов разработки и расширение команды конструкторов, технологов и других специалистов, к уровню квалификации которых предъявляются крайне высокие требования. Другим приоритетом является освоение новых для «КОМПО» технологий машиностроения, наращивание производственных мощностей и приобретение оборудования, а также строительство еще одного машиностроительного цеха.
Столкнулось ли ваше производство с дефицитом деталей и компонентов после введения санкций? Как происходил процесс импортозамещения?
Задача по замещению европейских комплектующих решалась системно. Мы выделили позиции, которые находились в зоне риска. Прежде всего, это касалось электроники: датчики, контроллеры и прочие компоненты. Начали рассматривать и тестировать аналоги от разных поставщиков, преимущественно китайских.
В результате импортозамещения мы ни разу не остановили производство из-за отсутствия того или иного компонента, и сегодня у нас есть план Б практически для любой ситуации.
Каково ваше мнение о китайских производителях?
Не стоит ровнять всех под одну гребенку. Правильный подход к взаимодействию с китайскими производителями, тщательный выбор компании и проведение аудита в конечном итоге приводят к формированию нового пула поставщиков, который обеспечит вас достойными комплектующими. А они в Китае есть практически по всем направлениям, задача состоит только в том, чтобы найти правильных партнеров.
На какое оборудование вы делаете ставку?
Недавно мы выпустили на рынок линкерную сосисочную линию, которая изначально шла в нашей классификации товарных направлений в составе «прочего оборудования». Но уже после первых продаж мы оценили их потенциал и выделили в отдельное направление. Таковых у нас теперь четыре, если говорить про оборудование: шприцы, клипсаторы, сосисочные линии и прочее.
Не стоит забывать, что «КОМПО» также является производителем расходных материалов (клипсы, скрепки и т.д.). И я могу с уверенностью сказать, что качество «расходников», которые мы предлагаем – лучшее на российском рынке.
Занимать лидирующие позиции нам позволяет комплексный подход к производству.
Когда мы говорим про технологию наполнения и клипсования – надо понимать, что это комплексный процесс, где необходимо разбираться во всем, начиная с фаршесоставления и заканчивая тем, как продукт попадает в термокамеру и что с ним дальше происходит. Чем шире у тебя компетенции внутри компании, тем ты эффективнее.
Соответственно, когда мы производим как оборудование, обеспечивающее наполнение и клипсование, так и расходные материалы, знаем их свойства и нюансы совместимости, в совокупности это позволяет нам быть экспертами в своей области. И с точки зрения экспертности «КОМПО» является сильнейшим игроком на постсоветском пространстве.
Компетенции, как в сфере машиностроения, так и в сфере мясопереработки позволяют «КОМПО» успешно конкурировать с другими игроками рынка. К слову, все самые важные открытия и успешные решения в мире созданы людьми и командами, которые работают на стыке нескольких компетенций.
Кейсы, которые мы реализовали, говорят сами за себя: хотите шоколадную колбасу с кусочками печенья – запросто, сосиски с кусочками сыра определенного размера – легко. Обладая необходимыми компетенциями, мы можем решить любую задачу под продукт клиента.
Другой вопрос, захотим ли мы это делать, поскольку есть возможности, а есть соблазны. Иногда мы понимаем, что для воплощения желаний клиента придется открывать еще один отдел R&D, чтобы он разрабатывал новые узлы или оборудование, которое не является для нас профильным, а потребность на рынке – единична.
Поэтому фокусировка – это одна из основ нашей стратегии. И важно находить баланс между ней и пожеланиями клиентов. Сегодня в фокусе «КОМПО» – новая линейка шприцев и клипсаторов, развитие направления сосисочных линий. В этой связи нам предстоит большой объем работы: инженерной, технической, управленческой, организационной.
Кто – ваши главные конкуренты? Копируете ли вы их решения?
Нашими основными конкурентами остаются мировые лидеры: Vemag, Handtmann, Alpina, Poly-clip. Чувствуется давление со стороны Frey, Rexo, Risco.
Появляются на горизонте китайские компании, такие как Hualian, которые также находятся в поле нашего зрения при оценке конкурентной среды.
Естественно, мы следим за конкурентами, смотрим на их новые инженерные решения, но не копируем, поскольку уверены, что во многих случаях сформировавшаяся в «КОМПО» конструкторская школа может предложить решения не хуже, чем у мировых лидеров. Тем более, замечу, что можно скопировать геометрию, но нельзя скопировать технологию изготовления.
Недавно мы провели ребрендинг компании, это была долгая и вдумчивая работа, в ходе которой мы формулировали нашу новую идентичность. В результате было принято решение отказаться от слогана «Лучшие среди равных», с которым компания росла и развивалась несколько десятилетий. Потому что мы поняли – нам не нужно себя с кем-то сравнивать. За 33 года работы на рынке у «КОМПО» накоплен собственный впечатляющий опыт. У нас свой собственный путь и свое видение будущего, в соответствии с которым мы выстраиваем стратегию дальнейшего развития. При этом мы глубоко уважаем наших конкурентов и благодарны каждому из них за профессионализм, ставший для нас стимулом движения вперед.
В какие регионы вы поставляете оборудование?
На сегодняшний день мы экспортируем оборудование в Северную и Южную Америку, на север Африки, Ближний Восток, практически во все страны СНГ. Сохранились поставки, хоть и ограниченные, в Европу. А вот экспорт в Австралию пришлось прекратить по санкционным причинам.
При этом мы пристально смотрим на рынок Юго-восточной Азии и активно осваиваем Среднюю Азию. В качестве перспективного направления также рассматриваем Ближний Восток.
Интересен ли вам экспорт в Китай?
Китайский рынок достаточно специфичный в плане ассортимента и потребительских предпочтений. И сейчас не в нашем фокусе.
А вот Россия, занимающая второе место в топ-5 стран по производству сосисок, представляет для нас особый интерес, несмотря на высокий уровень конкуренции, обусловленный значительным потенциалом внутреннего рынка.
К слову, производство колбасных изделий в России по итогам 2023 года составило 2517,7 тыс. тонн, увеличившись на 2,3%.
Вы продолжаете обслуживать старые машины, производство которых прекращено с появлением новой линейки?
Мы поддерживаем старые модели. Небольшой ограничительный список существует, но в него включены самые старые модели, к которым мы не всегда готовы предоставить оригинальные запасные части – не потому, что мы таким образом стимулируем клиентов переходить на что-то новое, а потому, что поддерживать настолько широкую номенклатуру в рамках внутреннего производства крайне сложно.
На что вы делаете ставку при ведении переговоров с клиентами: доступность сервиса, качество оборудования, выгодную цену по сравнению с европейскими аналогами?
Мы подчеркиваем несколько преимуществ. Во-первых, у нас достойное оборудование, которое решает свои задачи. Мы предоставляем клиенту решения, которые работают. Во-вторых, мы являемся экспертами не только в машиностроении, но и в пищевой промышленности. На клиентских конференциях я говорю: «если вы думаете, что это вы производите колбасу, то ошибаетесь. Это мы производим колбасу». Вся продукция, которая выходит из клипсатора – это наша зона ответственности и компетенций.
Поэтому на переговорах мы обращаем внимание на экспертность, близость к клиенту и готовность решить конкретную задачу, с которой обращаются в «КОМПО».
Еще одним конкурентным преимуществом компании является высокий уровень сервиса – доступного и мобильного. На любой запрос клиента мы откликаемся максимально оперативно. При этом оборудование «КОМПО» понятное в эксплуатации и простое в обслуживании, что признают все участники отрасли.
Также надо отметить доступность запчастей, которые мы производим сами, за исключением электронных комплектующих, таких как электродвигатели. Это позволяет нам не зависеть от внешней конъюнктуры и гарантирует стабильность и своевременность поставок клиентам.
Понимая, что продажи оборудования растут, мы увеличили склад запчастей более чем в два раза за последний год.
В целом прошедший год стал для нас знаковым периодом. Как я уже отмечал, мы провели масштабный ребрендинг, и наш новый слоган «Эксперт в наполнении и клипсовании» отражает процессы, на которых фокусируется компания.
Поделитесь ближайшими планами и задачами.
Мы концентрируем усилия на разработке новых продуктов, в частности линейке шприцев. В ближайшее время стартует разработка нового поколения клипсаторов. Причем мы не просто осуществляем модернизацию оборудования. Это большой шаг вперед с точки зрения возможностей оборудования, широты линейки.
Мы планируем разрабатывать сразу несколько платформ, на базе которых появятся несколько моделей шприцев и клипсаторов.
Более того, когда мы говорим про разработку новой линейки, имеется ввиду не только продукт, но и технологии металлообработки и машиностроения, которые осваивает «КОМПО». Одновременно с развитием продуктов компания развивает и собственное производство, переводя его на новые технологические рельсы. В частности, как я уже говорил, начинаем проектирование нового машиностроительного цеха, который будет построен здесь, в Бресте.
В нашей стратегии развития, сформулированной собственником, расположение производственной площадки «КОМПО» в Бресте является одним из основополагающих пунктов, так что несмотря на какие-либо внешние обстоятельства мы были и продолжаем оставаться белорусским производителем.
Начали работать над обновление программного обеспечения портала Мясной Эксперт. Обновим php и все движки до последних версий, отсечем...
Олег Шевченко из "Мясопортала" прислал мне сегодня фотографии с нашей колбасной ул. Пермской из Москвы. Сначала я хотел объяснить это тем, что...
Можно ли верить лжецу? Автор Семен Разумов, специализирующийся на политических статьях, вдруг переквалифицировался в биохимика и...
Сначала я хотел помыть глаза с мылом, но потом решил свериться с календарем – на секунду у меня было ощущение, что я путешественник во времени....
Увидеть новинку до ее презентации на Агропродмаш 2024, что еще может быть интересней для «Мясного Эксперта»? Мы приехали в Брест к КОМПО и...
Доброго времени суток коллеги. У меня вопрос по перосъемной машине. На заводе при...
В 2-3 миллиметрах от клипсы при нормальной набивке с верхней стороны образовываются маленькие...
Уважаемые коллеги,здравствуйте! Бегу сюда напролом,так как ситуация печальная. Паровая...
Добрый день, коллеги. Может ли кто-нибудь поделиться примером инструкции Санитарного дня на...
Добрый вечер. Интересует крайне специфическая тема - убой баранов/овец. Может кто-нибудь даст...
Добрый день! Знает кто-нибудь характеристики индукционного датчика положения вакуумной...