Интервью Романов Владимир
Владимир Романов поделился опытом в сфере отраслевого PR и рассказал о специфике интернет-маркетинга на примере собственного проекта – портала «Мясной Эксперт».
Как сегодня можно оценить состояние рынка отраслевых СМИ? С какими проблемами сталкиваются издания?
Рынок отраслевых СМИ, посвященных пищевой промышленности, в частности, мясопереработке, представлен достаточно широко, начиная с узкоспециализированных научно-технических изданий и заканчивая рекламными. Кто-то ведет исключительно издательскую деятельность и не выходит за рамки бумаги. Кто-то параллельно развивает другие направления, например, занимается проведением семинаров и конференций по профильной теме, обеспечивая таким образом продвижение своего издания. Кто-то заручается поддержкой научных организаций или коммерческих компаний.
На рынке преобладает журнальный формат. Отмечу, что все журналы заняли свою нишу. Одни интересны руководству и топ-менеджерам, вторые – маркетологам и PR-службам, третьи – технологам или IT-специалистам.
При этом, последние годы были особенно сложными для отраслевой прессы. Кризис 2008 и 2014 гг., а также ухудшение отношений России с рядом стран, вызванное введением санкций и ответными мерами российского правительства, привели, в конечном счете, к сокращению бюджетов рекламодателей. Одновременно уменьшилось их количество – многие крупные иностранные игроки, заинтересованные ранее в продвижении на российском рынке, вынуждены были его покинуть.
В результате у журналов фактически не стало источников финансирования, появилась необходимость вести политику строжайшей экономии: сокращать объем и периодичность, штат сотрудников, менять формат, уменьшая затраты на печать и распространение.
Приоритет сместился на коммерческую составляющую, что не могло не сказаться на содержании. В отраслевых СМИ сегодня редко поднимаются горячие темы, вызывающие неоднозначную реакцию, а если и поднимаются, то очень аккуратно, чтобы «по шапке не прилетело». Если разобраться, все они стараются угодить «власть имущим», крупному бизнесу, и активно публикуют заказные статьи.
Реальными изменениями, происходящем на заводе, работой обычных производств никто не интересуется. Например, тему мигрантов на предприятиях вообще никто не поднимал и, я уверен, не поднимет.
Ситуация осложняется тем, что аудитория печатных СМИ, и не только отраслевых, год от года сокращается, отдавая предпочтение сетевым изданиям. Этому способствует ускоряющийся темп жизни, а также развитие интернет-технологий, позволяющих заходить на сайты с мобильных устройств и использовать ряд мобильных сервисов.
По вашему мнению, чем закончится противостояние печатных и сетевых изданий? За кем будущее? Изживет ли себя бумага?
Несмотря на то, что в современном мире роль интернета быстро растет, традиционные СМИ сохраняют свою жизнеспособность, дополняя печатный формат онлайновыми продуктами. Практически у каждого издания есть свой сайт, где размещаются новости и выпущенные статьи, а также электронные версии номеров – в свободном доступе или по подписке.
Уверен, что бумага не изживет себя. Как любит говорить мой друг, директор музея архитектуры им. Щусева Елизавета Лихачева, в ведении которой находятся большие фотоархивы рисунков, чертежей и фото: «Чтобы прочитать текст на бумаге, нужен дневной свет и глаза. Это доступно каждому, надежно и не требует сложных технологий». Действительно, хранить данные на бумаге это дешево и надежно. Ведь бумажные носители более надежны с точки зрения архивирования информации, как срез времени.
Думаю, что бумажные и сетевые издания будут соседствовать, существуя параллельно, дополняя и подстёгивая друг друга.
Я предполагаю, что у отраслевых журналов еще есть шанс развития и выхода на новый уровень, но тиражи в 3-5 тысяч экземпляров при нынешней редакционной политике им не перепрыгнуть. Будущее за теми журналами, которые будут не только печатать рекламу, которую с особым интересом, искренне, читают только конкуренты рекламодателей, но обратят внимание на реальные потребности целевой аудитории и займутся формированием качественного, актуального контента.
Специфика же интернет-ресурса, прежде всего, техническая сторона. Это работа с SEO и SMM, постоянная загрузка администраторов, программистов и дизайнеров с редакторами. Формат 24/7 ко многому обязывает. Работа – круглосуточная. Во всяком случае, у меня. В свободное от работы время, я обычно работаю!
Насколько я знаю, вы были одним из первых, кто оценил возможности интернет-маркетинга и решил развивать собственный проект – отраслевой форум «Мясной Эксперт», делая ставку исключительно на интернет. Расскажите, как все начиналось?
Предыстория портала началась с идеи Елизаветы Лихачевой: на базе компании, занимающейся интернет-технологиями, создать проект, который должен был осуществлять профессиональные рекламные рассылки по e-mail для разных отраслей промышленности. Лихачева обратилась ко мне, как молодому специалисту, работающему в сфере мясопереработки, и в 2003 году под ее руководством была создана первая демо-версия рекламной рассылки для мясной промышленности. Название – «Мясной экспресс» – навеяли “колбасные электрички” из дефицитных времен перестройки, что даже было отражено в логотипе.
Рассылка была представлена экспонентам на ежегодной международной выставке оборудования, технологий, сырья и ингредиентов для пищевой и перерабатывающей промышленности «Агропродмаш-2003», где не нашла отклика у консервативных представителей отрасли, которые предпочитали размещать рекламу через немногочисленные классические бумажные издания и не понимали значимости интернет-маркетинга.
В начале 2004 года было решено создать специальный сайт для «Мясного экспресса» и сделать его отдельным проектом Лихачевой и Романова. Неудачный опыт с программистами, которые должны были разработать современный сайт для «Мясного экспресса», закончился тем, что он не был доделан, а арендованный домен meat-express.ru был потерян за неуплату. Создатели утратили интерес к проекту, и каждый занялся своей профессиональной деятельностью.
Порталом я занимался в свободное от работы время, но однажды работа стала мешать моему увлечению. Поэтому в 2012 году я уволился и полностью погрузился в собственный проект
В те годы, а именно 12 лет назад, у меня уходило по несколько часов на то, чтобы выловить на городском телефоне в кабинете технолога или заведующего производством. Тогда ещё было дорого разговаривать по мобильному телефону больше одной минуты. Электронная почта только входила в моду. Многие еще по dial-up к интернету подключились на заводах для проверки почты. У 80% заводов не было официальных сайтов и доменов.
Ещё до запуска всех известных соцсетей у меня возникло желание общаться с коллегами. И я задумался о создании не просто рекламной площадки, а места для общения специалистов отрасли, о комьюнити!
Идея пришла как проекция моего опыта по созданию форумов для игровых сообществ. Тогда еще я - молодой специалист, имеющий массу свободного времени, и был увлечен командным киберспортом по классу 3D-шутер. У нас было небольшое игровое сообщество, которое я организовал и поддерживал. Опыт организации интернет-сообщества мне очень пригодился!
Изначально «Мясной Эксперт» позиционировал себя в качестве социальной сети для специалистов и выпускников профильных ВУЗов, но старт портала в 2006 году совпал по времени с запуском соцсети «Одноклассники», которая предопределила развитие портала исключительно как профессионального сообщества.
Каким образом удалось привлечь целевую аудиторию?
Когда я начинал развивать свой проект, самое сложное было - привлечь первых пользователей. Ими стали мои хорошие знакомые. Кстати, стоит отметить, что ребята, которые первыми пришли на портал, сейчас уже звезды мясопереработки. У некоторых свои собственные компании. Тогда все, кто приходил на пустой форум, не хотели общаться, и мне приходилось вместе с соратниками круглосуточно сидеть в интернете и поднимать «горячие» темы – обсуждать производственные проблемы, искать решения, спрашивать совета у коллег. Дальше сработало «сарафанное радио», а также продвижение через поисковые системы, где по ключевым профильным словам запроса ссылка на сайт появлялась в первых строках. В результате проделанной работы на сайт удалось привлечь более 6 тысяч специалистов мясопереработки за 12 лет.
Главным ядром сообщества сегодня являются тематические форумы, где кипит основное общение специалистов мясной индустрии. Ну а пиарить портал мы начали только три года назад. В последнее время сами активно выступаем информационными партнерами выставок, конференции, семинаров и вебинаров. Три года подряд мы выставлялись на самой крупной отраслевой выставке «Агропродмаш» в Москве.
Скажу удивительную вещь, от которой любой PR-специалист вздрогнет, – мы не вложили ни копейки в SEO или в поисковики. Все первые строчки поисковиков по ключевым словам – заслуга нашего сообщества, его уникальности и, разумеется, команды технических специалистов. Нас интересует исключительно профессиональная аудитория. Да, ее сложно привлечь. Некоторых приходится заинтересовывать индивидуально.
Портал постоянно развивается, прирастает единомышленниками. С их появлением разрабатываются новые разделы, создаются новые сервисы и предлагаются новые услуги. К примеру, изначально я задумывал портал в формате форума. Но рано или поздно мы должны были посягнуть на сферу профессиональной журналистики и стратегических коммуникаций, что и произошло в начале 2018 года, хотя готовиться к перезапуску мы начали за полгода. Как говорится, готовь сани летом!
По роду деятельности, когда я работал на компании, я объехал все страны ближнего зарубежья и познакомился с сотнями специалистов, которых приглашал общаться на портале, и которые, в свою очередь, приводили коллег. Таким образом, портал можно назвать международным.
В соцсетях, кстати, мы представлены не сильно. Согласитесь, в Facebook людям навряд ли будет интересно читать про проблемы бульонно-жировых отеков под оболочкой. Аккаунты существуют, но они направлены, скорее, на общение с друзьями и коллегами, а не на привлечение новых пользователей. Но все же новых посетителей они привлекают.
Мы до сих пор сталкиваемся с такой проблемой, как непонимание некоторых рекламодателей, сотрудничавших ранее с бумажными отраслевыми СМИ того, какие безграничные возможности стоят перед ними при работе с интернетом. Но сравните, выпуск печатной версии журнала выходит тиражом 5-6 тыс. экземпляров или 12 тысяч просмотров научно-популярной рекламной статьи на странице сайта. Нашел ли читатель вашу статью на бумаге? Сколько раз прочитал? Кто прочитал? Оказалась ли она полезной? Никакой обратной связи. В отличие от интернет-ресурса, функционирующего в режиме реального времени со статистикой просмотров и поведения пользователя.
К чему вы пришли сегодня?
В 2018 году мы запустили новую версию сайта и начали работу в качестве сетевого информационно-аналитического издания для специалистов мясной отрасли. Перед нами стоит глобальная задача – усилить позиции сообщества профессионалов мясной индустрии. Это то, чего никогда не сможет сделать ни одно бумажное издание.
Досье:
Владимир Романов, создатель и владелец независимого отраслевого портала «Мясной Эксперт».
Окончил МГУПБ в 2002 году по специальности «инженер-технолог мяса и мясопродуктов». После окончания ВУЗа пробовал себя в науке, но работать по профессии в те годы было выгоднее финансово. «Наука – рискованный бизнес!», как говорил его научный руководитель профессор Жаринов Александр Иванович.
В течении 10 лет работал в различных коммерческих компаниях, занимался внедрением современных технологий, ингредиентов и упаковочных решений на мясоперерабатывающие предприятиях РФ, ближнего и дальнего зарубежья. В 2005 году создал сайт, который сегодня хорошо известен среди русскоговорящих профессионалов мясоперерабатывающей отрасли всего мира.
В 2012 году, когда основная работа стала мешать профессионально заниматься порталом, ушел с должности главного технолога и посвятил все свое время сайту, в частности, стал развивать спектр коммерческих услуг – подбор кадров, технологический консалтинг, проектирование и развитие стратегических коммуникаций для брендов для эффективной работы с потребительским племенем. В 2016 году основал вместе с партнерами одноименную компанию «Мясной Эксперт», которая занимается коммерческими сервисами портала. В настоящий момент компания работает над развитием сервисного обслуживания и новых для рынка услуг, таких как юридическая поддержка участников отрасли: сопровождение сделок, защита производителей от черного пиара, а также экспертная оценка оборудования и сервисное обслуживание.
Сокращенная версия статьи опубликована в журнале «Служба PR» № 6/2017.
Начали работать над обновление программного обеспечения портала Мясной Эксперт. Обновим php и все движки до последних версий, отсечем...
Олег Шевченко из "Мясопортала" прислал мне сегодня фотографии с нашей колбасной ул. Пермской из Москвы. Сначала я хотел объяснить это тем, что...
Можно ли верить лжецу? Автор Семен Разумов, специализирующийся на политических статьях, вдруг переквалифицировался в биохимика и...
Сначала я хотел помыть глаза с мылом, но потом решил свериться с календарем – на секунду у меня было ощущение, что я путешественник во времени....
Увидеть новинку до ее презентации на Агропродмаш 2024, что еще может быть интересней для «Мясного Эксперта»? Мы приехали в Брест к КОМПО и...
Приветствую. Столкнулись с проблемами при разработке ТУ по документу ГОСТ р 51740-2016: ...
Управление по регулированию рынка Шанхая инициировало расследование в отношении владельцев 47...
Доброго времени суток коллеги. У меня вопрос по перосъемной машине. На заводе при...
В 2-3 миллиметрах от клипсы при нормальной набивке с верхней стороны образовываются маленькие...
Уважаемые коллеги,здравствуйте! Бегу сюда напролом,так как ситуация печальная. Паровая...
Добрый день, коллеги. Может ли кто-нибудь поделиться примером инструкции Санитарного дня на...