Закон о побочных продуктах животноводства. Разбираемся в нюансах
С 1 марта 2023 года вступил в силу федеральный закон от 14.07.2022 № 248-ФЗ «О побочных продуктах животноводства и о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ».
Главная «миссия» нового закона – разрешить вывести помет и навоз из-под действия федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ «Об отходах производства и потребления». То есть, фактически признать, что побочные продукты животноводства (ППЖ) не являются отходами.
Несмотря на то, что новый закон №248-ФЗ признает, что побочные продукты животноводства не являются отходами, тем не менее, они все же могут быть отнесены к отходам в случае нарушения требований к обращению ППЖ.
Поэтому, с одной стороны, закон №248-ФЗ действительно призван помочь в отношении правового регулирования отходов животноводства. Он позволит сельхозпроизводителям самостоятельно осуществить отнесение навоза и помета к побочным продуктам, а не к отходам.
Но, с другой стороны, при малейшем нарушении требований к обработке, переработке, хранению, транспортировке, а также использованию побочных продуктов и их реализации, которые могут быть выявлены при проверке, ППЖ вновь будут признаны отходами и предприятию придется заплатить огромные деньги за негативное воздействие на окружающую среду. Как этого избежать? Давайте разбираться.
Отходы или ППЖ?
В случаях, установленных правительством РФ, нарушение требований при обращении ППЖ, выявленных Россельхознадзором, будет означать, что побочный̆ продукт животноводства является отходом.
Перечень таких нарушений утвержден распоряжением правительства РФ от 31 октября 2022 г. № 3256-р.
В первую очередь речь идет о нарушениях обращения (хранение, обработка, переработка) побочных продуктов животноводства вне специально оборудованных сооружений.
Не допускается наличие в обработанных и переработанных ППЖ патогенных и болезнетворных микроорганизмов и паразитов. Содержание токсичных элементов, пестицидов в обработанных и переработанных побочных отходах животноводства не должно превышать нормативы, указанные в приложении к требованиям к обращению ППЖ, утвержденных правительства РФ (постановление от 31 октября 2022 г. N 1940 «Об утверждении требований к обращению побочных продуктов животноводства»).
Нарушением является хранение, обработка, переработка побочных продуктов животноводства вместе с хозяйственно-бытовыми, производственными и смешанными сточными водами, в том числе сточными водами от населенных пунктов (в случае их поступления на объект содержания сельскохозяйственных животных), и (или) необеспечение предотвращения попадания загрязняющих веществ в водоносный горизонт.
Также нельзя осуществлять транспортировку ППЖ с применением гидромеханического оборудования (шланговых, оросительных систем), не обеспечивающего предотвращения загрязнения среды обитания человека, окружающей среды и компонентов природной среды, в том числе почв, водных объектов, лесов.
Новый закон позволяет разделить понятия «отходы» и «побочные продукты животноводства». Теперь навоз и помет могут быть как отходами, так и продуктами
При выявлении в рамках государственного контроля хотя бы одного из перечисленных нарушений побочные продукты животноводства признаются отходами.
Функции по надзору за обращением ППЖ, определенных в соответствии с законом N 248-ФЗ, возложены на Россельхознадзор.
В случае, если побочные продукты животноводства были признаны отходами, компания должна будет исчислить и внести плату за негативное воздействие на окружающую среду.
Сделать это нужно будет с учетом следующих особенностей:
- плата за негативное воздействие на окружающую среду вносится по месту выявления нарушений;
- платежной базой для исчисления платы за негативное воздействие на окружающую среду является объем или масса побочных продуктов животноводства, признанных отходами;
- размер платы за негативное воздействие на окружающую среду исчисляется в порядке, установленном п.1 ст.16.3 федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», с применением к ставкам платы за негативное воздействие на окружающую среду коэффициента 1.
Есть вопросы
Новым законом и подзаконными актами к нему установлены требования к обращению побочных продуктов животноводства, которые являются основными документами для контролирующих органов и агропредприятий, и в соответствии с которыми будет организована работа с ППЖ.
К сожалению, требования предусматривают относительно небольшой перечень, в результате некоторые важные вопросы, с которыми в своей работе сталкиваются агропредприятия, остались нерешенными.
Ранее основными документами, регулирующими накопление, переработку и использование навоза и помета, являлись ГОСТы, санитарные правила и методические рекомендации.
С вводом в действие закона №248-ФЗ и требований, утвержденных правительством России, не устранится проблема, связанная с тем фактом, что обработанный, переработанный побочный продукт относится к агрохимикатам. Это значит, что его использование для удобрения полей возможно только после регистрации в реестре агрохимикатов. Даже самое небольшое предприятие будет обязано оформить необходимые документы, провести исследования своих ППЖ, пройти проверку на соответствие показателям, предусмотренным в требованиях.
Подтвердить использование навоза/помета в качестве органического удобрения сельхозпредприятие сможет только при наличии у него документов, отвечающих требованиям законодательства РФ:
- технологического регламента (ТР) обработки и переработки навоза/помета;
- технических условий (ТУ) на свежий навоз/помет;
- технических условий (ТУ) на органическое удобрение на основе свежего навоза/помета;
- разрешением на ввод навозохранилища в эксплуатацию (в случае, если оно является отдельным объектом капитального строительства или построено в составе животноводческого объекта).
Отсутствие перечисленных документов, а также нарушения принятых технологических процессов приведут к тому, что предприятие будет обязано внести плату за негативное воздействие на окружающую среду.
Справка
Примерный расчет годовой платы за НВОС средней птицефабрики в России: 300 000 (количество кур-несушек) × 0,000175 × 365 × 1579,13 (ставка платы за НВОС за размещение отхода III класса опасности) = 30 260 079 руб.
Также я согласна с мнением разных экспертов, что термины «обработанные» и «переработанные» ППЖ раскрываются в законе как единое понятие, т. е. не разделяются сами процессы.
В итоге ППЖ остается побочным продуктом (не органическим удобрением), но получает определение «обработанный, переработанный». По смыслу понятия «переработка» подразумевается получение новой продукции из побочных продуктов, каковой является, например, органическое удобрение. А понятие «обработка» подразумевает выполнение отдельных операций, влияющих на отдельные качественные показатели, не изменяя категорию «побочный продукт».
При объединении таких понятий у агрокомплексов может пропасть заинтересованность в переработке побочных продуктов в органические удобрения, что может негативно отразиться на плодородии почвы и урожайности сельскохозяйственных культур.
Также хочу обратить особое внимание на невероятно высокий размер платы за негативное воздействие на окружающую среду в случае нарушения требований нового закона и подзаконных актов к нему.
На благо экологии?
Остальные требования к предприятиям в сфере охраны окружающей среды должны выполняться, как и прежде, в строгом соответствии с действующим законодательством.
Напомню, что законодательство регулирует три основных источника воздействия на окружающую среду: сбросы в водные объекты, выбросы в атмосферу и образование отходов.
Некоторые эксперты считают, что принятие закона №248-ФЗ призвано предотвратить нанесение вреда от отходов окружающей среде, в том числе за счет исключения необходимости в организации полигонов для захоронения ППЖ, но я не могу согласиться с этой точкой зрения.
На мой взгляд, федеральный закон о ППЖ не сильно влияет на сокращение вреда окружающей среде. Во-первых, законом и подзаконными актами четко предусмотрены требования к ППЖ, в том числе не допускается наличие в ППЖ патогенных микроорганизмов и паразитов. Для того, чтобы их не было, ППЖ необходимо перерабатывать одним из известных методов компостирования, начиная от классического и заканчивая использованием специального оборудования по переработке помета и навоза. То есть, по-прежнему, образующийся помет и навоз не допускаются сразу к внесению в почву. ППЖ нужно сначала переработать, чтобы они соответствовали требованиям закона, и только после этого вносить в почву.
Получается, не важно, как именно будет называться навоз/помет, ППЖ или отходом. Он как оказывал негативное воздействие на окружающую среду, так и продолжит. Исключение, на мой взгляд, составляют так называемые способы компостирования закрытого типа, когда помет и/или навоз помещается в специальное оборудование, которое не предусматривает в процессе компостирования выбросов в атмосферу и сбросов в водные объекты.
К слову, по разным оценкам экспертов, в том числе по данным ВНИИ органических удобрений и торфа и Росстата, в России ежегодно образуется порядка 300 млн тонн навоза и помета. К 2030 году их объем может достичь 314 млн тонн в год. Увеличение ППЖ, на мой взгляд, связано с открытием новых или реконструкцией старых предприятий. Но прирост новых комплексов не такой большой, чтобы можно было говорить о стабильном увеличении ППЖ из года в год, поэтому я бы, скорее, ориентировалась на цифру в 300 млн тонн ППЖ в год.
В качестве резюме перечислю основные моменты закона №248-ФЗ, на которые сельхозпроизводителям следует обратить внимание:
- Юридические лица, индивидуальные предприниматели, крестьянские (фермерские) хозяйства без образования юридического лица, которые производят сельскохозяйственную продукцию, самостоятельно осуществляют отнесение веществ, образуемых при содержании животных, к ППЖ или отходам, независимо от факта включения таких веществ в федеральный классификационный каталог отходов.
- ППЖ не являются отходами.
- При обращении с побочными продуктами животноводства не допускается загрязнение окружающей среды и ее компонентов, в том числе почв, водных объектов, лесов.
- Собственники ППЖ освобождаются от обязанности получения лицензии на обращение с побочными продуктами, их паспортизации и выполнения иных обязательных требований законодательства по обращению с отходами.
- Специализированные площадки (лагуны, навозохранилища) не являются объектами размещения отходов и не подлежат включению в государственный̆ реестр объектов размещения отходов.
- Контроль соблюдения требований нового закона осуществляет Россельхознадзор.
- Вводится механизм уведомления о работе с побочными продуктами животноводства. Уведомление направляется в Россельхознадзор. Если уведомление не направляется, то деятельность подлежит контролю Росприроднадзором в рамках законодательства об отходах.
Пятнадцатый выпуск "Продкаста" – совместного проекта Издательского дома "Новые отраслевые медиа" и исследовательской компании...
erid:2RanykqRCiC Приезжайте на конференцию "ПИЩЕВКА 3D: ВМЯСО” в Сочи, где «Мясной Эксперт» традиционно будет среди спикеров! В...
Мир должен голодать? Секретные планы под эгидой ООН. Расследование от телеканала Звезда. Мясные продукты для избранных (богатых), а...
Журналисты при помощи экспертов отрасли разобрались, что такое микробиальная трангслютаминаза и с чем ее едят потребители. Получилось...
Добрый день. Подскажите пожалуйста как минимизировать травматизм тушки при отлове и убое....
Здравствуйте, что лучше сделать на Мясо механической обвалки: декларацию соответствия или...
После нашей статьи «Промка» и «крестьянка»: мифы про свинину я получил много комментариев и...
Если упадут продажи шашлыка в пакетах в 2024 - знайте виновника новых пищевых фобий: хирург...
Приветствую всех. Возникла следующая неприятная ситуация на производстве. В готовом продукте...
Добрый день. Столкнулась с необходимостью рассчитать категорию рецептуры вареной колбасы....