Рынок колбас 2021: рекорды производства и рост издержек

«Экспресс-Обзор»
генеральный директор

Даже на консервативном российском рынке колбас в 2021 году происходили весьма интересные изменения. Так, потребление колбасных изделий в стране снова показало рост. Объем производства стал максимальным, начиная с 2012 года.  Потребительские цены на колбасы, хоть и росли быстрее инфляции, но медленнее, чем на другие продукты питания.
Кроме того, маржинальность производства большинства видов колбас снизилась, а экспорт продолжил расти опережающими темпами.
В 2021 году производство колбас второй год подряд показало довольно высокие для этого рынка темпы роста. Напомню, что, по оперативным данным официальной статистики, выпуск колбас в 2020 году вырос на 2%. Прирост производства годом ранее составил чуть менее 4%, а в годы до пандемии не выходил за рамки 1% по модулю. В абсолютных значениях объем производства в 2021 году стал максимальным с 2012 года.

Драйвер роста в производстве – вареные колбасные изделия, к которым относится довольно большое количество групп: это как сами вареные колбасы, так и сосиски, сардельки, шпикачки, фаршированные вареные колбасы, а также аналогичная мясосодержащая продукция. Рост производства вареных колбас обеспечил 91% всего прироста выпуска.

На втором месте по росту производства – колбасы из термически обработанных ингредиентов. Это паштеты, ливерные колбасы, студни, холодцы, заливные, а также аналогичная мясосодержащая продукция. На третьем – копченые колбасы.

Вклад жареных и кровяных колбас в рост выпуска незаметен. Тем не менее, по темпам роста эти виды колбас лидируют, а вклад в рост производства незаметен из-за малого объема производства в этих сегментах: суммарно они занимают пока менее 1%. Лидируют по данному показателю вареные и копченые колбасы – 68% и 28% соответственно.

Необходимо отметить, что пока озвучены называемые оперативные данные официальной статистики, в которых номенклатура учитываемых видов колбасных изделий не широка, ведется учет всего по нескольким крупным группам. Во второй половине 2022 года Росстат опубликует годовые данные статистики. Это будут уточненные данные по более узким группам колбасных изделий. При их анализе будут видны структурные изменения внутри видов колбасных изделий.

Высокий спрос на колбасы на внутреннем рынке, наблюдаемый второй год подряд, привел не только к росту производства, но и к росту импорта. Импортные поставки колбас увеличивались быстрее, чем росло производство, и, как следствие, два года подряд доля импорта на рынке росла. В 2021 году объем импорта вернулся на уровень 2018 года.

Экспорт пока еще невелик, но по темпам роста обгоняет и производство для внутреннего рынка, и импорт. Последние два года темы роста экспорта были двузначными, и в 2021 году его объем превысил уровень 2012 года почти в два раза.

Хотя в целом объем экспорта невелик относительно объема производства, то если посмотреть на динамику 2021 года, пятая часть (21%) прироста производства была обеспечена за счет выпуска колбасных изделий на экспорт.

В 2021 году зафиксирована высокая инфляция практически на все виды товаров и услуг. Рост цен не обошел стороной и колбасные изделия. В среднем, они подорожали на 10.6%, тогда как цены на продовольственные товары выросли в 2021 году сильнее – на 11.8%. По всем учитываемым для индекса потребительских цен колбасным изделиям рост цен был выше инфляции и ниже роста цен на продовольственные товары. Сильнее всего подорожали сосиски и сардельки – на 11.4%, на втором месте вареные колбасы – на 11.0%. Меньше всего подорожание коснулось сырокопченых колбас, рост цен был чуть выше инфляции.

В сегменте сырокопченых колбас ярко проявилась еще одна важная тенденция прошлого года. Инфляция в 2021 году коснулась всего: помимо роста потребительских цен, росли также издержки производителей и, как следствие, цены. Если к ноябрю 2021 года потребительские цены на сырокопченую колбасу выросли на 7%, то цены производителей - на 11%. То есть, маржинальность производства сырокопченых колбас снизилась. Отметим, что в предыдущие годы в этом сегменте потребительские цены, как правило, росли быстрее цен производителей.

В сегменте вареных колбас разница между ростом цен производителей и потребительских цен не так очевидна, но, тем не менее, существует. К ноябрю 2021 года цены производителей выросли на 10.8%, а потребительские цены – на 9.4%.

Сильнее всего выросли цены производителей на мясные шпикачки, в ноябре 2021 года – на 26% к декабрю 2020, а меньше всего – на изделия колбасные из термически обработанных ингредиентов (+8%).

В основном потребительские цены росли менее, чем на 12%, а цены производителей в большинстве видов колбас – более, чем на 12%. То есть, тенденция снижения маржинальности производства характерна для колбасного рынка в 2021 году.

Подорожание коснулось не только колбас, производимых на внутренний рынок, выросли также цены экспорта и импорта.

В ближайшие годы мы ожидаем продолжения роста рынка, хоть и невысокими темпами. По оценке «Экспресс-Обзор», объем выпуска колбасных изделий полностью покрывает существующие потребности: уровень самообеспеченности рынка составляет более 100%, то есть выпускается больше колбас, чем потребляется в России.

Все более актуальными для производителей колбас становятся темы управления издержками и развитие экспорта. В отличие от производства, экспортное направление, по нашей оценке, в ближайшие годы будет развиваться с высокими темпами прироста.

Подготовлено на основе данных исследования колбасного рынка https://www.e-o.ru/research/73/183921.htm

Федорова Светлана
10843 Просмотра
Комментарии