AltFoodConf: будущее растительных альтернатив

Мясной Эксперт

В Сочи 11 мая прошла первая в России конференция-выставка, посвященная альтернативным продуктам питания AltFoodConf 2021, организованная компанией Greenwise, которая cпециализируется на производстве растительных, гибридных и клеточных альтернатив мясу.
Соорганизатором мероприятия, прошедшего накануне другого важного события – отраслевой бизнес-конференции для руководителей пищевых предприятий «Пищевка 3D: русский Феникс», выступила компания «Ватель маркетинг».
Открыв конференцию, сооснователь Greenwise Артем Пономарев, который также является главой Ассоциации производителей альтернативных пищевых продуктов (АПАПП), выступил с обзором сегмента.
В качестве предпосылок создания альтернативных продуктов он назвал продовольственный кризис, заботу об экологии и окружающей среде, сострадание к животным и заботу о здоровье, которую все чаще проявляют потребители.
Он сослался на данные Deloitte, согласно которым рынок альтернативного мяса в России в 2020 году составил 2,6 млрд рублей.
«Если, по данным Statista, в 2019 году рыночная стоимость растительного мяса во всем мире оценивалась в 11,1 млрд долл., то, согласно прогнозам, эта цифра будет неуклонно расти в течение следующих восьми лет, и достигнет примерно 35,5 млрд долл. в 2027 году» – заявил Артем Пономарев.

Подробнее о рынке альтернативного питания США рассказал Кайл Гаан из Good Food Institute.

Затем выступила соосновательница компании Greenwise Юлия Марсель, которая рассказала о деятельности АПАПП – некоммерческой организации, объединяющей производителей и разработчиков альтернатив продуктам животного происхождения.

В числе производителей растительных альтернатив мясным продуктам своим опытом и взглядом на рынок поделился Андрей Зюзин, управляющий партнер венчурного фонда Fuel for Growth (ГК «ЭФКО»), эксперт рынка FoodNet НТИ.

Следуя из данных совместного исследования онлайн-ритейлера «Самокат» и ГК «ЭФКО», проведенного среди 3 350 человек, 36% россиян рассматривают переход на веганство или вегетарианство. Рост популярности альтернативного типа питания в своем окружении отмечает каждый четвертый опрошенный (26%). Причисляют себя к веганам и вегетарианцам 6% респондентов, еще 12% следуют флекситарианству (растительная диета, которая допускает употребление мяса животных).

Как обратил внимание Андрей Зюзин, спрос на альтернативные продукты из растительного сырья есть не только в двух столицах. «В регионах, в частности, в Сибири, где находится наше производство, очень высокая динамика продаж. Мощности загружены целиком и не справляются со спросом, так как он выше, чем предложение на рынке», – подчеркнул он, добавив, что за год компания планирует удвоить объем производства.

«Наша котлета в ритейле уже стоит в 20 раз дешевле, чем Beyond Meat», – отметил также Андрей Зюзин.

Обсуждая продажи, многие не согласились с тем, что продвижение альтернативного мяса в регионах имеет перспективы в ближайшем будущем. «Сегодня основными рынками сбыта являются Москва и Санкт-Петербург», – заявила, в частности, Марина Ройлян, директор по развитию бренда «НЕ МЯСО» Наро-Фоминского мясокомбината.

Она также рассказала, что сети первого эшелона, в том числе «Пятерочка», не верят в растительные альтернативы и предлагают поставщикам начать с тестовых продаж в регионах, а это изначально неправильный подход.

Растительные альтернативы – это продукты на основе растительного белка (например, сои, пшеницы или гороха), имитирующие животные продукты по текстуре, вкусу, аромату или внешнему виду.

В свою очередь, руководитель центра отраслевой экспертизы «Россельхозбанка» Андрей Дальнов сообщил, что потребление традиционного мяса в России по итогам прошлого года достигло рекордных показателей – 77 кг на душу населения, и у рынка, с учетом разницы потребления по регионам, очень хороший потенциал. Его объем, по словам Дальнова, достиг 10 млн долл.

Он также считает, что сегодня даются слишком оптимистичные прогнозы по росту числа вегетарианцев в России. «Я не верю, что число веганов в России существенно увеличится (тем более, до 36%, как заявляли предыдущие спикеры) в обозримом будущем. Полагаю, их число останется на уровне примерно 2%», – отметил Андрей Дальнов.

«Даже 2% рынка мяса – очень хорошая цифра! – заявил Андрей Зюзин. – Сколько производителей захочет за эти проценты побороться и что из этого выйдет – давайте наблюдать».

Он уверен, что у категории альтернативных продуктов питания есть своя аудитория. «Она может быть маленькой, оценки ее перспектив тоже различаются, но это не означает, что сегмент обречен, т.к. потребители, во-первых, любознательны, во-вторых, думают не только о цене», – считает Андрей Зюзин.

Бурную дискуссию вызвал вопрос, можно ли считать альтернативные продукты здоровым питанием, и насколько аминокислотный состав растительного мяса близок к традиционному.

«Вы уверены, что через 10 лет не выяснится, что переход на растительные аналоги мясных продуктов не ударит по здоровью нации, как это в свое время произошло с маргаринами?», – задался вопросом Андрей Дальнов.

«В России люди еще не наелись мясом! – согласен Владимир Романов, основатель и CEO независимого портала «Мясной Эксперт». – Просто сейчас идет активная пропаганда определенного образа жизни». Свою позицию он выразил в ходе дискуссии «Будущее российского рынка: когда мы все перейдем на альтернативное питание».

Также Владимир Романов отметил, что в России отлично развита мясоперерабатывающая промышленность, и в ряде регионов предприятия, которые к ней относятся, являются градообразующими.

Владимир Романов напомнил, что в техническом регламенте Таможенного союза «О безопасности мяса и мясной продукции» 034\2013 дано четкое определение слова «мясо», и выступил против подмены понятий, когда производители растительных альтернатив используют это слово, заявляя о своей продукции.

С докладом о настоящем и будущем маркировки альтернативных продуктов питания выступила Полина Семенова, к.т.н., исполнительный директор Союза производителей пищевых ингредиентов.

Отдельная панель была посвящена растительным альтернативам молоку и молочным напиткам. С презентациями, в частности, выступили представители компаний GFK, Nemoloko и Alpro/Danone. Затем свое видение будущего альтернативных хлебобулочных и кондитерских изделий представили коллеги из Научно-исследовательского института хлебопекарной промышленности и компании «Партнер М».

К слову, по данным GFK, рынок альтернативного молока в России в 2020 году составил 6,5 млрд рублей, увеличившись на 3,3% по сравнению с показателями 2019-го. Причем, рост объема покупок молока на растительной основе в основном произошел за счет роста потребления.

После бурных дискуссий участники конференции сошлись на том, что рынок большой – всем места хватит! От прихода производителей альтернативных продуктов ни мясники, ни молочники, ничего не потеряют.

«Потребителям не обязательно отказываться от мяса. Можно просто попробовать что-то другое – новый, интересный продукт, – предложила Александра Делидивка из компании Vegafood («Окраина»). – А производители традиционных мясных продуктов могут развивать оба направления – и все получится!».

В завершении мероприятия состоялась вечеринка, в ходе которой четыре производителя растительных котлет – Greenwise, Наро-Фоминский мясокомбинат (бренд «НеМясо»), Vegafood и Meatless – поборолись за присуждение продукции статуса «лучшей растительной котлеты» по версии AltFoodConf.

В ходе дегустации бургеров, каждому из которых соответствовал свой цвет, обозначавший производителя, и закрытого голосования победила котлета Greenwise, набравшая 65% голосов. Второе место заняла котлета «НеМясо» – 15%. Еще по 10% голосов получили Vegafood и Meatless.

Фотогалерея с конференции

Загоровская Виктория
12789 Просмотров
Комментарии