Рынок колбасных изделий 2019: эпоха застоя

«Экспресс-Обзор»
генеральный директор

Объем рынка колбасных изделий достаточно стабилен, изменения в объеме, как правило, не превышают 2%. В последние 7 лет мы наблюдали некоторое сокращение объема рынка, например, с 2012 по 2018 гг. он сократился на 5%, то есть среднегодовой темп падения составил 0.86%. Предварительные итоги 2019 года (на основе данных за 10 месяцев) показывают нулевой темп прироста по отношению к 2018 г.
ри этом особенностью колбасного рынка 2019 года являются изменения в его структуре. Ранее стабильно отрицательный темп прироста производства в 2018 году сменился на нулевой, а в 2019-м – на положительный. За первые 10 месяцев прошлого года объем производства вырос почти на 1% по отношению к аналогичному периоду 2018-го.
А тенденция сокращения импорта, обозначившаяся в 2018 году, когда падение составило 13%, продолжилась. За 10 месяцев 2019 года объем импорта колбасных изделий упал на 38% и по итогам года будет ниже «кризисного» уровня 2015-го.

Импорт, 2012 – 2019 (П), тыс. тонн

Экспорт, в отличие от импорта, продолжил немного расти (+1,4% к 10 месяцам 2018 года). Но прирост пока настолько несущественный, что нельзя говорить о каком-либо развитии поставок российских колбас на внешние рынки.

В стоимостном выражении рынок колбасных изделий увеличивается вследствие роста цен, который характерен и для цен производителей, и для цен импорта и экспорта, и для потребительских цен. В качестве примера приведены цены на колбасы полукопченые и варено-копченые, за кг.

Ценовая динамика по регионам.

Таким образом, мы видим стагнирующий рынок колбас, а внутри рынка - замещение и без того небольшого импорта отечественной продукцией, выпуск которой незначительно, но растет. Тем не менее, текущая статистика показывает отсутствие резервов роста рынка: потребление колбасных изделий стабильно, доля импорта крайне мала и замещение импорта отечественной продукцией незначимо для рынка. Доля экспорта тоже крайне мала и растет чрезвычайно медленно. Небольшие изменения происходят в структуре производства, но в абсолютном выражении эти изменения пока малозначимы.

Больше всего в России производят вареные колбасы, на втором месте – копченые, на третьем – изделия из термически обработанных ингредиентов, далее в рейтинге популярности следуют кровяные и жареные колбасы. По темпам прироста производства ситуация другая: быстрее всего растут наименее объемные категории, а рынок вареных и копченых колбас уже насыщен.

Рейтинг популярности видов колбас в 2019 году

Темпы прироста производства, 10 мес. 2019 года

Структура экспорта по странам в 2019 году мало изменилась по сравнению с 2018-м. Тройка лидеров, как и прежде: Казахстан, Украина, Азербайджан.

Структура экспорта колбасных изделий

На колбасном рынке традиционно объем импорта был выше объема экспорта, кроме кризисного 2015 года. И если год назад, подводя итоги 2018 года, мы выдвигали гипотезу о том, что рост экспорта и снижение импорта может стать тенденцией, то итоги 2019 года уже позволяют нам говорить о тренде. Экспорт превысил импорт в 2019 году и в перспективе ближайших лет эта тенденция сохранится.

Превышение импорта над экспортом, %

В условиях не растущего рынка мы видим потенциал роста для отечественных производителей колбасных изделий в выходе на внешние рынки и расширении рынка за счет вывода новых или развития малоизвестных категорий колбас.

 

Светлана Федорова, генеральный директор «Экспресс-Обзор»,

www.e-o.ru

Подготовлено на основе данных исследования колбасного рынка https://www.e-o.ru/research/73/183921.htm

Федорова Светлана
11491 Просмотр