Кооператив как формула успешного бизнеса

Мясной Эксперт

Может ли кооператив как форма организации бизнеса быть успешным? Не сельская организация, в которую входит два-три десятка человек, а крупный промышленный производитель мирового уровня, объединяющий тысячи сотрудников?
Оказывается, может.

Кооператив мирового масштаба
Единичные успешные примеры международных компаний с кооперативной формой организации бизнеса, безусловно, существуют. Например, к ним можно отнести финскую Valio, новозеландскую Fonterra, немецкую DMK, американскую Dairy Farmers of America.

Однако Мондрагонская кооперативная корпорация (Mondragon Corporation), базирующаяся на севере Испании, в автономной исторической области Басконии, является единственным в мире кооперативом столь впечатляющего масштаба.

Она получила свое название по имени небольшого рабочего городка Мондрагон. Идейным вдохновителем и основоположником кооперативного движения стал священник Хосе Мария Арисменди, который чудом выжил в гражданскую войну и в 1943 году прибыл в Страну Басков, где занимался толкованием катехизиса и преподавал социальное учение студентам.

Хосе Мария Арисменди, основатель корпорации Мондрагон

Во время второй мировой войны он создал технический колледж для подготовки инженеров и квалифицированных рабочих для местных предприятий и, прежде всего, для кооперативов.

Кадры фильма, который демонстрируют клиентам и партнерам

Одаренный необычной смесью идеализма и прагматизма, в 1956 году он основал в Мондрагоне первый производственный кооператив, выпускающий парафиновые обогреватели, который принадлежал рабочим. Это событие положило начало истории развития глобальной корпорации.

В основе идеи создания кооператива – не зарабатывание денег, а социальная составляющая

Сегодня Mondragon Corporation – это крупнейшая бизнес-ассоциация в Стране Басков, работающая по принципу кооператива. За время существования она стала мировым эталоном совместной работы: бизнес-философию корпорации разделяют более 80 тысяч сотрудников.

Мондрагон занимает 10-е место в рейтинге испанских предприятий и является высоко диверсифицированной группой, в которую входят 255 компаний и организаций, работающих в таких сферах, как финансы, промышленность, ритейл и образование. В их числе – ULMA GROUP, частью которой, в свою очередь, является ULMA Packaging.

Вид, который открывается, когда выходишь из штаб-квартиры Мондрагона

В структуру Мондрагона также входят 15 технологических центров инноваций, один из которых ULMA Packaging Technological Center (UPTC) в Оньяти.

Кроме того, в структуре корпорации – кооперативный банк (Caja Laboral - трудовой банк) и технический колледж, который главным образом занимается подготовкой кадров для предприятий корпорации.

Справка
Локальным примером торжества кооперативов могут служить промысловые артели периода СССР. Принципы их организации схожи с таковыми в Мондрагоне, также как высокая эффективность и широта ассортимента, который включал высокоточную технику, станки, телевизоры, стрелковое вооружение, мебель, посуду, игрушки и стиральные машины.

 

Интересы сотрудников – интересы компании

Mondragon Corporation, по сути, является акционированной собственностью своих сотрудников. Каждый член кооператива владеет одной акцией, которую нельзя продать или передать по наследству. При этом, она является гарантом трудоустройства в корпорации, предоставляет право голоса в вопросах, связанных с развитием бизнеса, и обеспечивает равную с остальными участниками кооператива долю прибыли.

Выгнать из кооператива практически невозможно, но можно понизить в должности. В любом случае, членство обеспечивает человека работой на всю жизнь, а это означает стабильность и уверенность в завтрашнем дне.

Со своей стороны, преимуществом для предприятия является формирование постоянного, стабильного штата высококвалифицированных специалистов, сохраняющих верность компании.

Как становятся членами кооператива? Обязательным условием является минимальный стаж работы в компании три года. После этого, если акционеры сочтут сотрудника ценным и эффективным, ему делается предложение вступить в кооператив. В случае согласия он должен внести вступительный взнос, размер которого зависит от финансовой успешности конкретного кооператива. Но принимать предложение никто не обязан – бывает, специалист отказывается.

Кооператив, в первую очередь, нацелен на получение прибыли своих членов, а уже благодаря этому – и самой организации. Сотрудники понимают, что качество их работы напрямую отражается на доходах, и это служит отличной мотивацией, а также способствует образованию единой команды, каждый участник которой зависит от другого.

В конце года часть прибыли распределяется поровну между всеми членами кооператива, а часть поступает в резервный фонд или вкладывается в дальнейшее развитие предприятия. Если год оказался убыточным, каждый должен вложить собственные средства в общий фонд.

В наше время операционное управление компанией в течение года осуществляет совет директоров. Стратегические, глобальные решения, касающиеся дальнейшего развития, принимаются на общем ежегодном собрании большинством голосов. Таким же образом решаются вопросы распределения прибыли, куда и сколько вложить. Руководство выносит на рассмотрение свои предложения по инвестированию, которые могут принять или отклонить, решив распределить 100% прибыли между членами кооператива вместо того, чтобы вкладывать в развитие компании или отчислять средства в резервный фонд.

Добавим, что топ-менеджмент практически весь состоит из наемных сотрудников, которых можно уволить, если они не оправдали ожидания участников кооператива. Именно поэтому генеральные директора редко становятся акционерами, – в случае необходимости их легко сместить с должности.

Также одним из главных преимуществ корпоративной формы организации бизнеса является то, что компанию нельзя купить или продать, что обеспечивает стабильную работу на рынке. Это эффективная страховка от банкротства и рейдерского захвата предприятия. Так, среди кооперативов во всем мире случаи банкротства составляют не более 3%.

Важно отметить, что на принципах кооперативного управления построена не только сама корпорация Мондрагона, но и все компании, входящие в ее структуру.

 

Реализуя преимущества кооперативной модели

ULMA Group – промышленная компания, основанная в городе Оньяти с населением 11 тысяч человек, который расположен в самом сердце Страны Басков на севере Испании, к западу от французской границы. В ULMA Group входят 9 компаний, работающих в разных сферах, от сельского хозяйства до строительства. Общий штат сотрудников насчитывает более 4,5 тыс. человек.

Мировой объем продаж ULMA Group в 2018 году достиг 864 млн евро, при этом треть приходится на ULMA Packaging.

ULMA Packaging, входящая в ULMA Group, была основана в 1961 году, и начинала с производства упаковки для шоколадных батончиков.

Сегодня компания специализируется на проектировании и производстве высокотехнологичного упаковочного оборудования и систем автоматизации для пищевой промышленности, главным образом мясопереработки. Согласно официальным данным, по объему производства машин ULMA Packaging входит в тройку мировых лидеров.

Прямое присутствие в 22 странах и широкая сеть дистрибьюторов обеспечивает глобальной компании локальное присутствие. Всего в ULMA Packaging работает 1,5 тыс. человек, из которых 500 – представители компании в разных странах мира.

Около 70% сотрудников являются членами кооператива, практически все они работают на заводах в Испании, поскольку в представительствах данную кооперативную модель внедрить очень сложно, учитывая все нюансы местного законодательства.

Но, все-таки, есть сотрудники зарубежных представительств, которые стали членами кооператива, продемонстрировав свою исключительную ценность.

Оборот ULMA Packaging в РФ превысил 1 млрд рублей, сделав ее лидером по этому показателю

В 2007 году ULMA Packaging открыла в России 100% дочернее предприятие. Офисы продаж расположены в Москве и Петербурге. В апреле 2019 года в столице перед клиентами компании распахнул двери новый офис ULMA Packaging, располагающий шоу-румом для демонстрации и тестирования оборудования.

Отметим, что на сегодняшний день в России установлено около 900 единиц оборудования ULMA.

Как рассказал Иньяки Зубия (Iñaki Zubia), коммерческий директор и директор по маркетингу ULMA Packaging в одном лице, продажи компании в 2018 году составили 273 млн евро, а это в 1,7 раза больше по сравнению с результатами пятилетней давности. Львиную долю (57%) в реализации упаковочного оборудования занимают европейские страны, в число которых входит и Россия.

Оборот компании в России по итогам 2018 года превысил 1 млрд рублей. Таким образом она стала лидером по этому показателю в стране.

Как объяснил Иньяки Зубия, благодаря кооперативной форме организации бизнеса ULMA не принадлежит корпорации Мондрагон, скорее, наоборот: она сама является собственником Мондрагона.

Также ULMA Group не является собственником ULMA Packaging. Все компании группы нацелены на создание общего бизнеса, что позволяет грамотно распределять и перераспределять ресурсы (рабочую силу, финансы и т.д.) между разными предприятиями ULMA Group.

Так, случись в одной компании кризис, который грозит, например, сокращением штата, и другая фирма в составе группы возьмет ее сотрудников к себе, обеспечив рабочими местами.

За счет этого достигается финансовая стабильность и устойчивость ULMA Group и корпорации Мондрагон в целом, независимо от ситуации на рынке и в мировой экономике.

Загоровская Виктория
5652 Просмотра