Рынок мяса в РФ: итоги восьми месяцев 2022 года

В 2022 году наращивание объемов мяса в РФ ощутимо замедлилось. Так, за первые восемь месяцев продажи мяса птицы в натуральном выражении выросли на 1% по отношению к аналогичному периоду 2021 года, показывая медленный темп прироста.
Рынок мяса зависит от многих факторов – объема экспорта и импорта, затраты на производство, соотношение в цене относительно друг друга различных видов мяса и т.д.

Внутренняя потребность России мяса животных и птицы покрывается отечественными производителями на 85% и 93% соответственно.  Причем больше всего россияне потребляют мясо птицы – его доля в продажах в натуральном выражении занимает 74.2%, свинина составляют составляет 19.8%, говядина – 2.9% и смешенное мясо – 2.9%. Таким образом, внешний рынок не оказывает значительного влияния на рынок мяса – больше всего в России потребляют мясо птицы, производство которого покрывается отечественными производителями на 93%.

Проанализировав переключение потребителей между товарными группами охлажденного мяса, стало ясно, что в 2022 году потребление курицы снизилось. Крупные потребители перешли на свинину, поскольку оптовые цены на свинину стали снижаться к концу весны. Союз птицеводов считает, что текущее снижение спроса на курицу – временное явление.

Категория

Доля категории в натуральном выражении

Динамика изменений 2022 г к 2021 г, %

Мясо курицы охлажденное

72,42%

-8,75%

Свинина охлажденная

20,33%

9,28%

Мясо индейки охлажденное

4,45%

4,94%

Говядина охлажденная

2,29%

-12,70%

Мясо утки охлажденное

0,37%

54,67%

Баранина охлажденная

0,08%

12,48%

Кролик охлажденный

0,05%

-2,30%

Мясо перепелки охлажденное

0,02%

-27,97%

Мясо прочей птицы охлажденное

0,00%

162,90%

Мясо гуся охлажденное

0,00%

-53,16%

Прочее мясо охлажденное

0,00%

-90,79%

На выбор покупателя влияет не только привычность потребления, но и сильное повышение цен на определенные виды мяса: к этому привело повышение себестоимости в условиях высоких цен на корма в 2022 году. В большей степени повысились цены на говядину – на 21,3%.

 

Вследствие санкций импорт говядины мяса снизился, что повлекло сокращение объема предложения на рынке (потребление говядины сократилось на 15,7%) и ускоренный рост цен.

Вид мяса

Средневзвешенная цена за кг., 2021

Средневзвешенная цена за кг., 2022

Прирост цены, %

Растительное мясо

624,69

828,79

32,67%

Говядина

488,75

592,81

21,29%

Смешанное мясо

307,21

352,34

14,69%

Птица

184,79

211,08

14,22%

Свинина

281,01

303,72

8,08%

Кролик

584,68

612,28

4,72%

Баранина

752,00

785,72

4,48%

Еще одной причиной роста цен на говядину является решение Минсельхоза ввезти в Россию 200 тонн замороженной говядины с беспроцентной пошлиной (обычная пошлина составляла 15%). Это решение было нацелено на снижение цен, но привело к незаинтересованности российских производителей в продаже говядины на внутреннем рынке и росту ее экспорта в восточные страны. Самую отрицательную динамику продаж этого вида мяса в натуральном выражении показали мелкокусковая говядина и шашлык.

Вид мяса из говядины

Динамика изменений 2022 г. к 2021 г., %

Говядина мелкокусковая

-41,47%

Шашлык

-35,12%

Котлеты

-25,96%

Говядина бекон

-24,70%

Рулеты, ломтики

-24,33%

Купаты, колбасы

-24,21%

Субпродукты из говядины

-20,45%

Фарш говядина

-19,26%

Полуфабрикаты натуральные в маринаде, специях

-18,92%

Говядина ребрышки

-17,56%

Говядина крупнокусковая

-12,88%

Мясокостный набор

-10,70%

Фрикадельки

-10,55%

Говядина стейки

-6,33%

Колбаски

5,92%

Тефтели

10,71%

Суповой набор

12,86%

Полуфабрикаты рубленные

18,06%

Как выбрать мясо и не ошибиться при покупке, не потратив деньги зря? Многие задают такой вопрос, покупая разные группы мяса. Фарш один из самых популярных покупок россиянина, однако многие боятся покупать его, опасаясь за качество.

Поэтом самыми выбираемыми в 2022 году стали узнаваемые бренды Мираторг и Restoria с ценой реализации выше средней, занимающие долю потребления на рынке фарша 13,5% и 12,7% соответственно.

Топ-7 брендов в категории фарш

Средневзвешенная цена за кг., 2022 г.

Доля продаж в натуральном выражении, 2022 г.

«Мираторг»

406,26

13,46%

Restoria

379,72

12,70%

«Индилайт»

329,55

7,13%

«Моя цена»

144,29

5,48%

«Дальние дали»

324,47

4,21%

«Троекурово»

224,98

4,04%

«Магнит свежесть»

378,82

3,37%

6585 Просмотров