Поставки ингредиентов из КНР: логистический кризис и рост цен

Мясной Эксперт

Перебои с поставками из Китая и рост логистических издержек, съедающих рентабельность, с которым столкнулись российские производители пищевых ингредиентов, – лишь начало масштабного кризиса, чреватого дефицитом сырья на внутреннем рынке и резким скачком цен. В лучшем случае дешевых китайских ингредиентов мы больше не увидим. В худшем – не увидим никаких. Найти альтернативу будет непросто.
Участники российского рынка пристально следят за ситуацией в Китае и прогнозируют, что сырьевой кризис может достичь пика в марте – апреле 2022 года.

Свою оценку ситуации представили:

  • Александр Савков, генеральный директор Очаковского комбината пищевых ингредиентов;

  • директор завода по производству ингредиентов, пожелавший остаться неизвестным;

  • Денис Захаркин, к.б.н., руководитель департамента исследований и разработок «Крист»;

  • Анна Демчук, продукт-менеджер Holkof GmbH;

  • Алексей Измайлов, директор компании «Спайс-Трейд»;

  • Никита Мисунов, управляющий партнер и главный технолог «ГлавБиоТех»;

  • Магомед Магомедов, генеральный директор «Профессиональные Биотехнологии» (сокр. «Профи.Био»).

 

Александр Савков, генеральный директор Очаковского комбината пищевых ингредиентов:

Логистический кризис доставки контейнеров из КНР стремительно «съедает» доходы и рентабельность российских компаний, работающих в сфере пищевых ингредиентов. Так, если говорить про экспортируемые нами моноингредиенты из КНР, то рентабельность сегодня находится на уровне 5%.
Срок оборачиваемости капитала вырос с 2,5 до 6-7 месяцев из-за увеличения сроков транспортировки грузов. Из-за этого я наблюдаю, как с российского рынка уходят низкомаржинальные дешевые моноингредиенты из КНР.
Но если рассматривать тему пищевых ингредиентов из КНР глубже, то мы имеем дело с тотальным подъемом цен на китайские ингредиенты. То, что происходит, имеет определение – «идеальный шторм». КНР в лице предпринимателей и при участии государства сейчас ведет планомерную работу по повышение цен и рентабельности китайских пищевых ингредиентов. Планомерно с помощью демпинга они избавлялись от конкурентов, предприятия, производившие аналогичные продукты в других странах, закрывались. Многие годы государство субсидировало производителей ингредиентов в КНР, они получали налоговые льготы и прямые субсидии. Один производитель пищевых ингредиентов в КНР мог использовать в течение пяти лет 15 различных программ поддержки от государства.

Изначально эта практика регулируемого подъема цены была опробована на аскорбиновой кислоте, начиная с 2015-2016 года, когда высокий уровень цены и ее автоматический подъем сразу у всех производителей централизовано контролировало государство. Теперь мы видим рост всех пищевых ингредиентов из КНР.
Глупо ждать, что китайский дракон в будущем снизит цены (многие предполагают, что с марта – апреля 2022 года цены начнут снижаться). Они снизятся только на уровень снижения стоимости фрахта, но мы уже совсем скоро забудем про цены на пищевые ингредиенты из КНР ниже 1 доллара за кг (лимонная кислота, глюкоза моногидрат, цитрат натрия, ГДЛ и др.). Таких цен больше не будет никогда.
Механизм повышения цен на пищевые ингредиенты в КНР следующий – создается дефицит путем частичной или полной остановки предприятия или группы предприятий в КНР, затем резко в 2-3 раза повышается цена. На фоне дефицита потребитель уже не может вести «торги» и вынужден покупать по предложенной ему цене. Я помню аскорбиновую кислоту по 2,5 доллара за кг (с НДС), которую предлагали на российском рынке 6 лет назад. Посмотрите на цены сейчас!
И это только часть огромного айсберга проблем: резкий рост стоимости энергоресурсов, рост благосостояния граждан КНР, мировой рост потребления продуктов питания – все это сложилось в «идеальный шторм», который мы сейчас наблюдаем с повышением цен на пищевые ингредиенты из КНР.

 

Директор одного из заводов по производству ингредиентов, пожелавший остаться неизвестным:

Продолжающийся логистический кризис в товарообороте с Китаем уже ушел на второй план. Проблема с логистикой – самое меньшее из того, что будет волновать участников российского рынка в конце этого года и в начале следующего.
Грустно наблюдать за переживаниями представителей мясоперерабатывающих производств, поскольку при этом они либо «включают дурака», либо думают, что закупать нужно только мясо, а насчет специй и прочего можно не волноваться – поставщики прибегут сами. Нет, не прибегут. Не в этом году.
Так, если в конце 2020 года цитрат в России стоил 0,75 долларов, то сейчас его продают по 6,3-7,3 долл. и на условиях предоплаты. Рост в 10 раз! При этом тяжелые времена еще не настали. Ситуация резко ухудшится в декабре – феврале, а в марте следующего года кризис достигнет пика. Речь будет идти не про цены, а про сырье – либо оно есть, либо нет, а цена и логистика уйдут на второй план.
Уже сейчас происходит мышиная возня среди небольших производителей смесей: люди, которые привезли товар на 2-3 долл. реальной себестоимости, продают его по 6-7 долл., закупщики из последних сил прыгают туда-сюда, от одного к другому, надеясь успеть урвать кусок. Оптовики греют руки как могут, как в последний раз. Не все, но многие.
В стране не хватает сырья, а наши заводы отправляют товар на экспорт, вместо того, чтобы покрывать потребности внутреннего рынка. Возможность выйти на рынки других стран для них важнее того, что происходит в России.
После Нового года заводы в Китае, в том числе производства ингредиентов, встанут полностью: либо сразу, либо в феврале – марте. И дело не только в электроэнергии. Пекин готовится к знаковому событию – зимней Олимпиаде 2022 и приему туристов под чистым небом.

Загоровская Виктория
10326 Просмотров
Комментарии