Агроэкспорт 2030: тренды и перспективы

Мясной Эксперт

Проанализировав материалы KPMG, FAO и World Bank, Федеральный центр развития экспорта продукции АПК Минсельхоза России «Агроэкспорт» подготовил обзор «Агроэкспорт 2030: тренды и перспективы».
Давайте посмотрим, какие стратегические риски и возможности выхода российских экспортеров на рынки других стран увидели авторы аналитического обзора.
В настоящее время Россия находится на 19 месте в рейтинге основных мировых экспортеров продовольствия. Достигнуты неплохие результаты: по сравнению с 2010 годом экспорт вырос в 3 раза, а в сравнении с 2000-м (1,3 млрд) почти в 19 раз.
Если посмотреть на динамику экспортных поставок российской продукции АПК, мы увидим, что В 2014 году их объем составил 19,8 млрд долл. Затем последовал некоторый спад, однако уже в 2017-м положительная динамика возобновилась. В 2019 году экспорт достиг 25,5 млрд. Ожидается, что по итогам этого года показатель составит 25 млрд., и затем продолжит расти. В результате к 2024 году Россия экспортирует продукции на 45 млрд долл.

Динамика объема экспорта российской продукции АПК, млрд долл.

В структуре экспорта продукции АПК из РФ в 2020 году наибольшая доля приходится на зерновые (30%), масложировую продукцию (20%), рыбу и морепродукты (16%). Продукция пищевой и перерабатывающей промышленности составляет 15% поставок, мясная и молочная – лишь 4%.

Основными покупателями являются: Китай, Турция, Южная Корея, страны EС и бывшего СССP.

 

Мировые макро-тренды АПК

До 2030 года мировые макро-тренды в сельском хозяйстве и международной торговле предполагают существенные изменения в спросе, при этом некоторые из них открывают для России новые возможности.

Итак, мировые тренды, которые стоит учитывать в течение ближайших 10 лет:

  • изменения продовольственного мирового баланса;
  • рост влияния крупных компаний-интеграторов на внедрение инновационных технологий и формирование глобальных цепочек создания добавленной стоимости;
  • повышенный спрос/высокая конкуренция на развивающихся рынках;
  • изменение потребительских предпочтений на развитых и развивающихся рынках;
  • замещение традиционных продуктов субститутами;
  • переход на потребление продуктов более высоких переделов (глубокой переработки);
  • смещение спроса от традиционного сырья к новым продуктам питания с улучшенными свойствами;
  • цифровизация и роботизация сельхозпроизводства;
  • переход на новый технологический уклад, конвергентно сочетающий нано-, био-, информационные и когнитивные технологии;
  • торговые войны и усиление протекционизма сельского хозяйства;
  • изменение климата, сдвиг с\х посевов на северном полушарии на север;
  • устойчивое сельское хозяйство;
  • развитие сити-фермерства (просьюмеризма - prosumerism) и частичная демаркетизация традиционных рынков за счет вовлечения потребителей в производственные функции;
  • усиление роли факторов «устойчивости» и обеспечения безопасности продукции: увеличение числа и ужесточение стандартов и систем сертификации;
  • репутация/доверие к поставщикам продуктов питания;
  • усиление влияния онлайн-торговли — постепенное сокращение доли розничного сектора.

Динамика среднегодовых мировых цен на ряд перспективных экспортных товаров АПК, долл.\тонна (данные в реальном выражении в ценах 2010 года).

В обзоре подчеркивается, что в настоящее время средние цены на российские продукты питания существенно ниже, чем у ключевых конкурентов, что также дает определенное преимущество.

На сегодняшний день основными импортерами продукции АПК в мире являются страны Северной и Латинской Америки, а также Европа и Центральная Азия. В этих регионах, по мнению аналитиков, следует ожидать высокого уровня конкуренции со стороны «традиционных» экспортеров.

Наиболее благоприятными с точки зрения выхода на рынок ФНЦ «Агроэкспорт» считает страны Ближнего Востока, Африки, а также Восточной и Южной Африки.

 

Продвижение продукции

Продвижение продукции АПК и имиджа страны происхождения становится критическим фактором успеха на мировом рынке, отмечают аналитики «Агроэкспорт».

Усилия по продвижению экспортной продукции АПК должны прилагаться на разных уровнях управления: начиная с экспортного бренда страны, к зонтичному бренду для российского продовольствия и затем к суббрендам по отдельным отраслям (органическая, кошерная и халяльная сертифицированная продукция; продукция с географическими указаниями).

Чрезвычайно важно дифференцировать инициативы по продвижению продукции АПК для целевой аудитории на каждом отдельном рынке, но при этом не конфликтовать с общенациональной стратегией развития экспорта и поддержки его продвижения.

 

Риски в развитии экспорта

Согласно целевым показателям федерального проекта «Экспорт продукции АПК», объем российских поставок мясной и молочной продукции в 2019 году составил 0,9 млрд долл., а в 2024-м достигнет 2,8 млрд долл.

Ключевыми направлениями для экспорта мясной продукции до 2024 года, как отмечается в аналитическом обзоре, являются: Китай, страны Ближнего Востока и страны СНГ.

Однако развитие экспортных поставок во всех отраслях АПК может столкнуться с рядом стратегических рисков. Например, к ним относится снижение рентабельности из-за падения потребительского спроса по социально-экономическим причинам, удорожание производства по регуляторным и технологическим причинам.

Существенным, хоть и слабоуправляемым, риском является усиление санкционного давления на Россию, а также недостаток государственной поддержки, внедрение ограничений и запретов на отдельные технологии.

Зато риск, связанный с компрометацией имиджа российской продукции в результате несоответствия требованиям стран-импортеров, вполне реально уменьшить с помощью разработки, внедрения и аудита системы управления качеством, сертификации продукции.

К социальным рискам аналитики причисляют ухудшение условий труда и быта, недостаток квалифицированных кадров.

Зависимость экспорта от эпизоотической ситуации в стране – риск, характерный для мясной отрасли. Для его снижения, по мнению ФНЦ «Агроэкспорт», необходим мониторинг эпизоотической ситуации и своевременное принятие мер по предупреждению и предотвращению вспышек заболеваний.

 

Факторы конкурентоспособности

Долгосрочная конкурентоспособность на целевом рынке - базовый фактор развития экспорта до 2030 года.

Внутри страны конкурентоспособность обеспечит эффективное производство, высокое качество продукции, современный технологический процесс, применение высоких международных стандартов на продукцию и методик сертификации, а также признание внутренней системы фитосанитарного и ветеринарного контроля эквивалентной эффективным мировым практикам.

Факторами конкурентоспособности на границе являются преференциальные таможенно-тарифные режимы, систематический мониторинг нетарифных барьеров и ведение работы по их снятию, эффективная товаропроводящая инфраструктура.

Объем инвестиций в инфраструктуру по странам в 2016 году, % от ВВП

Преимущества на целевом рынке предприятию обеспечит интеграция в цепь добавленной стоимости, высокая узнаваемость продукции и лояльность потребителей, высокая адаптивность под рыночный ландшафт.

Понимание сильных сторон подотраслей на целевом рынке и долгосрочная системная работа с "проваливающимися" факторами конкурентоспособности - залог прочного закрепления на рынке страны.

Кроме того, экспорт продукции может стать толчком для ускорения совершенствования отрасли и выхода ее на мировые стандарты эффективности и производительности труда/техники.

Подробнее аналитики остановились на тарифных (квотирование и ставка ввозной таможенной пошлины на продукцию) и нетарифных барьерах (запрет на ввоз продукции, процедуры сертификации, фитосанитарные и ветеринарные требования, ограничения на ввоз различных видов продукции, требования к маркировке, упаковке, ингредиентам).

Базовые факторы конкурентоспособности на границе

Так, например, Саудовская Аравия отличается непрозрачными техническими регламентами и стандартами на продукцию. Кроме того, надо учесть, что в России отсутствует аккредитованный уполномоченный орган КСА-центра сертификации «халяль».

В Китае действуют ограничения на ввоз субпродуктов КРС и свинины. Кроме того, в июле, стремясь предотвратить новые вспышки коронавирусной инфекции, Китай ужесточил требования к поставщикам мяса и мясной продукции. Так, по новым правилам, пакет сопроводительной документации должен включать сертификат, подтверждающий отрицательный тест на РНК коронавируса. Импортер обязан доказать прослеживаемость поставки на всех этапах — с момента отгрузки конкретной партии и до приемки груза. Теперь на внутренний рынок Китая допускают мясо животных, забитых только в тех регионах, которые считаются свободными от SARS-CoV-2. Все фермы, бойни, в том числе площадки для разделки туш, мясоперерабатывающие цеха и складские комплексы, включенные в цепочку производства и поставки, должны документально подтвердить периодичность санитарной обработки и дезинфекции.

В качестве примера сокращения данных барьеров «Агроэкспорт» приводит совместную работу бизнеса и государства по улучшению эпизоотической ситуации.

 

Господдержка АПК

К действующим и перспективным мерам общеотраслевой господдержки ФНЦ «Агроэкспорт» относит:

  • Повышение конкурентоспособности российской растениеводческой отрасли, создание селекционных центров, внедрение новых технологий.
  • Сокращение сроков ввода в оборот новых перспективных сортов и гибридов.
  • Увеличение доли компенсации транспортных затрат с 50% до 70-100% в зависимости от вида продукции.
  • Введение системы субсидирования валютных рисков для экспортеров.
  • Сокращение максимальных сроков по возврату НДС со 180 до 90 дней.
  • Разработку механизма закрытия паспорта сделки по дате перехода права собственности на товар.
  • Развитие биржевой торговли продукции АПК.
  • Совершенствование системы агрострахования, частично субсидируемого государством.
  • Совершенствование закона о сельхозкооперации.
  • Модернизация государственных закупок на рынке продовольствия и включение продовольственных товаров в программу социальной помощи населению.
  • Создание национального оператора морских контейнерных перевозок.
  • Защиту прав интеллектуальной собственности российских агроэкспортеров на целевых рынках сбыта.

Важными мерами поддержки мясной отрасли являются:

  • Введение нулевой пошлины и НДС на импортные ветеринарные препараты, зарегистрированные на территории РФ.
  • Создание центров по производству инкубационных яиц и суточных цыплят.
  • Возмещение части капитальных затрат на модернизацию производства.
  • Модернизация холодильных мощностей.
  • Внедрение международных систем качества.
  • Разработка системы разрешения споров между компетентными органами государств-членов ЕАЭС по техническим регламентам, ветеринарным, санитарным и фитосанитарным требованиям к продукции.
Загоровская Виктория
5215 Просмотров
Комментарии
Обзор новостей и событий мясопереработки и животноводства за 16-ю неделю (15–21 апреля 2024 г.)
22 апреля ‘24 755 Просмотров
«Промка» и «крестьянка»: мифы про свинину
19 апреля ‘24 2341 Просмотр
Запахло жареным
17 апреля ‘24 1428 Просмотров
Обзор новостей и событий мясопереработки и животноводства за 15-ю неделю (8–14 апреля 2024 г.)
15 апреля ‘24 1566 Просмотров
Первая «Пищевка 3D: Вмясо» в горах
10 апреля ‘24 2530 Просмотров
Обзор новостей и событий мясопереработки и животноводства за 14-ю неделю (1–7 апреля 2024 г.)
08 апреля ‘24 2130 Просмотров
Обзор новостей и событий мясопереработки и животноводства за 13-ю неделю (25–31 марта 2024 г.)
01 апреля ‘24 2878 Просмотров
Инновационная автоматизация JO-BEX-MAN для формовки без проблем
27 марта ‘24 3347 Просмотров
Обзор новостей и событий мясопереработки и животноводства за 12-ю неделю (18–24 марта 2024 г.)
25 марта ‘24 3703 Просмотра