Ингредиенты: мировые тенденции и российские реалии

Мясной Эксперт

Мы продолжаем развивать тему, обсуждение которой начали в статье «Рынок ингредиентов – что в фокусе?». На этот раз остановимся подробнее на вопросах импортозамещения, открытии иностранными и отечественными компаниями производств в России, а также государственной поддержке инвесторов.
 

Нашими спикерами стали:

Анна Демчук, продукт-менеджер HOLKOF GmbH,
Яна Парфентьева, начальник управления продаж ООО «Аромадон»,
Екатерина Пряхина, ведущий специалист по маркетингу компании Kerry (Россия и СНГ),
Владимир Зонин, к.т.н., заместитель ди⁠ректора по технологиям и развитию новых продуктов ООО «ТК «Белстар».

 

Расскажите, какова сегодня импортная составляющая на рынке ингредиентов для мясопереработки (в разных сегментах)? Чем это можно объяснить? Реализуются ли в индустрии пищевых ингредиентов проекты импортозамещения, какие?

Анна Демчук:

По данным на 2015 год доля импортных поставок для удовлетворения потребностей отечественного рынка в пищевых добавках, ароматизаторах и технологических вспомогательных средствах составляла 75–80%. Думаю, ситуация за три года изменилась не очень существенно. Объяснение этого лежит на поверхности: за последние 20-25 лет производителей продуктов питания приучили к импортным добавкам на волне убеждения в том, что за границей и трава зеленее, и солнце светит ярче. И эта инерция ещё долго будет дуть в паруса иностранным производителям.
За это же время пришли в упадок отечественные производства микроингредиентов, а также различные профильные НИИ (например, находящийся в Москве «Научно-исследовательский институт синтетических и натуральных душистых веществ»). Упущено бесценное время, за которое успели далеко продвинуться мировые технологии и ноу-хау. И лишь пару лет назад в России стали пока только задумываться об импортозамещении в истинном смысле этого слова. Ведь продукцию отечественных производителей, где применяется в основном импортное сырьё, импортонезависимой назвать никак нельзя. Это также касается иностранных компаний, открывающих производство в России. В 2015 году ВНИИПД была разработана Концепция развития отечественного производства пищевых микроингредиентов до 2025 года, которая предусматривала снижение на 30-40% объёмов импортных закупок пищевых микроингредиентов к 2020 году и на 70-80% к 2025 году. И только в этом году Минсельхозом создана межведомственная рабочая группа по развитию производства пищевых ингредиентов. Много ли отечественных производств успело появиться за это время? Навёрстывать упущенное приходится в очень жёстких условиях.

Наблюдается тенденция слияния российских и иностранных производителей с целью быстрого выхода/овладения готовой долей рынка.

Яна Парфентьева

Яна Парфентьева: 

Ситуация с импортной составляющей неизменна на протяжении нескольких лет – доля указанных производителей очень высока. Кроме того, наблюдается тенденция слияния российских и иностранных производителей с целью быстрого выхода/овладения готовой долей рынка. Об импортозамещении на практике речь идет номинально – в основном, это вопрос декларирования «политики партии», что в реальности реализовать можно с большим трудом ввиду сырьевой составляющей производства ингредиентов, которая на 95% построена на импортной базе.

 

В последнее время становится актуальным открытие иностранными и отечественными компаниями производств в России. С чем связана данная тенденция, только ли с экономией, например, на персонале, курсе валют,  пошлинах?

Анна Демчук:

Открытие производств иностранными компаниями связано, на мой взгляд, с тем, что им очень важен российский рынок для дальнейшего развития. Кроме того, они обладают достаточными средствами. Первое преимущество, которое они получают, это быстрота реагирования на запросы заказчика. Возможно, чуть-чуть удастся сэкономить на персонале, но нужно принять во внимание, что затраты на персонал в столице вряд ли будут существенно меньше, а найти достаточное количество квалифицированных сотрудников вдали от мегаполисов уже весьма проблематично. Новые имена отечественных производителей появляются потому, что отмечается тенденция «импортозамещения», и она растущая. В этот момент на рынке легче закрепиться. Кроме того, такие производства могут понемногу включать в закупаемый сырьевой ассортимент ингредиенты отечественного производства, становясь всё более импортонезависимыми.

 

Яна Парфентьева:

С одной стороны, тенденция обусловлена в основном экономическими  факторами: санкции, логистика, зарплаты, но я бы отметила еще один аспект. Иностранные производители понимают и принимают некоторую специфику российского бизнеса, ингредиентов в частности, а именно не совсем формальное взаимодействие в схеме продавец-покупатель, поэтому предоставляют местным управленческим командам осуществлять процесс продаж и общения с клиентами.

Россия – это «мост» к странам таможенного союза и рынкам СНГ, в развитии которых мы заинтересованы.

Екатерина Пряхина

Екатерина Пряхина: 

Загоровская Виктория
4675 Просмотров
Комментарии