Независимый портал
для специалистов мясной индустрии
подписаться Вход / регистрация Войти

Фуд-трак как бизнес: взгляд изнутри

Фуд-трак как бизнес: взгляд изнутри
Виктория Загоровская
Виктория Загоровская
Мясной Эксперт

Продолжая тему, начатую в статьях «Стритфуд – стиль жизни большого города» и «Фуд-трак на свой страх и риск», мы обратились к участникам рынка и попросили их поделиться своим опытом.

В нашем круглом столе приняли участие:
Артём Щукин, руководитель отдела маркетинга и рекламы «ББ&Бургерс»;
Кирилл Кожевников, владелец фудтрака Kowboy Burger (Челябинск);
Олег Протопопов, руководитель департамента франчайзинга «Сабвэй Россия»;
Рафаэль Хабиров, генеральный директор и владелец ООО «Хариз», бренд EdaNaKolesah.com.

Кого и почему привлекает формат фуд-траков в качестве бизнеса? Каков размер необходимых вложений и окупаемость? Что определяет успех проекта?

 

Артём Щукин:

Такой формат привлекает, в первую очередь, стартаперов, которые хотят попробовать новый продукт на рынке, рестораторов, стремящихся «прощупать» целевую аудиторию выбранной территории, а также заведения, чья цель – повысить узнаваемость продукта и бренда в целом.
На сегодняшний день крупных игроков на рынке мобильной уличной торговли едой два. Есть еще 5-6 более мелких, таких как мы, – наш парк состоит из одного фуд-трака и команды, обслуживающей его.
Объем необходимых вложений начинается от 1млн рублей с окупаемостью за один-два года.
Успех проекта определяет составляющая продукта, локация, команда, производственная часть.

Кирилл Кожевников:

В этом сегменте наиболее популярными форматами являются кофейни и бургерные. Понятный продукт и оборудования на рынке полно. Мы выбрали бургеры, потому что сами их любим, кроме того, они очень популярны!
Если вы хотите, чтобы проект был успешным, то, решая вложить деньги в фуд-трак, прежде всего, нужно определиться с тем, что вы будете готовить. Потом, исходя из имеющихся в распоряжении финансовых средств, определиться с машинной базой, которая вам подойдет, и подобрать оборудование.

 

Олег Протопопов:

На сегодняшний день формат фуд-траков не интересен для бизнеса, массово работают только мобильные кофейни. Остальные проекты принадлежат либо гастроэнтузиастам, либо крупным игрокам рынка, решившимся на тестирование нового формата с расчетом на то, что рано или поздно будет принят закон о нестационарной торговле.

 

Рафаэль Хабиров:

Фуд-трак в качестве бизнеса привлекает как молодых предпринимателей-гастроэнтузиастов, так и крупные компании, например: «Прайм Биф», METRO Cash & Carry, Клинский мясокомбинат, «Татнефть».
Для первых это возможность начать бизнес с минимальными рисками и достаточно низким входным порогом – от 1,5 до 3,5 миллионов рублей, и с гарантией, что само оборудование останется в собственности и при реализации «отобьёт» большинство стартовых вложений. Также имеет значение минимизация рисков вложения в «неудачное место».

Для вторых фуд-трак это рекламный объект, который принимает участие во множестве мероприятий и дает возможность выйти на новые рынки, обеспечивая прямые поставки продукции «к столу» потребителя. В качестве примера можно привести реализацию продукции около/внутри коттеджных поселков крупных городов (в Подмосковье это очень актуальная сейчас схема). Кроме того, фуд-траки позволяют осуществить диверсификацию рынка сбыта как такового.

Определение успеха в любом бизнесе — это точный просчет экономической модели и высокая мотивационная составляющая. Без приложения усилий руководители проекта могут рассчитывать только на удачу.

Почему вы решили выйти в этот сегмент рынка? В чем особенность ваших фуд-траков? Чем вы отличаетесь от конкурентов?

 

Артём Щукин:

Фуд-трак дает возможность быть ближе к нашим гостям. Мы готовы приехать к ним на любое мероприятие: корпоратив в тайге, пикник в пустыне, фестиваль в Мневниках. Наш фуд-трак оборудован так, что мы с легкостью можем обслужить большое количество гостей там, где нет кафе и ресторанов.
Как в любом из наших ресторанов, мы используем только охлажденное мясо и овощи подмосковных хозяйств. Все, что нам нужно, это электричество и голодная публика.

 

Кирилл Кожевников:

Идея мобильной бургерной принадлежит моему другу и коллеге Виталию Дорохову. А сама бизнес модель была скопирована с западных образцов. Собственно, первый трак Виталий собирал своими руками, опираясь на мировой опыт. Особенность его заключается в хорошем оборудовании, эргономично размещенном внутри. Работать удобно и комфортно.

 

Олег Протопопов:

Поскольку рынок быстро меняется, мы постоянно тестируем различные форматы и каналы продаж. В отличие от наших основных конкурентов на рынке фастфуда – «Макдоналдс», «Бургер Кинг», KFC – наш формат требует на порядок меньше электрических мощностей. Вторая особенность состоит в том, что работник заведения и покупатель находятся «на одном уровне». Это принципиально важно для наших покупателей, так как они активно участвуют в приготовлении: выбирают ингредиенты для своего сэндвича и салата из набора продуктов, которые видят перед собой в охлаждаемой витрине.

Мы долго искали решение, которое позволило бы реализовать эту идею при мобильной торговле. И в итоге остановились на формате фургонов с шасси, которое может убираться в специальный паз, как у самолета, тем самым опуская фургон на землю. Сейчас опросы покупателей в наших мобильных точках подтвердили, что мы не зря уделили этой задаче столько внимания.

Какие варианты автомобилей для обустройства бургерной «на колесах» предлагает рынок, и на чем вы остановили свой выбор? Сколько денег требуется на покупку фуд-трака? Не лучше ли взять в аренду?

 

Артём Щукин:

Если не брать в расчет тонары и прицепы, то фуд-трак можно сделать из любого автомобиля с цельнометаллическим кузовом, начиная с Fiat Ducato, Peugeot Boxer и Mercedes 308d, заканчивая машинами «Газ», редкими LDV Maxsus, ретро-моделями Volkswagen LT31D. Рынок максимально открыт и насыщен предложениями: можно арендовать фуд-трак для теста бизнес-модели, купить подержанный, сделать фуд-трак самому или купить готовый, на базе любой машины, или же приобрести профессиональный, собранный на специальной базе. Мы решили оборудовать его самостоятельно, чтобы протестировать рынок с минимальными рисками.

 

Кирилл Кожевников:

Средняя цена фуд-трака начинается от 2,5 млн за машину с оборудованием. Например, мы сейчас просчитали трак на базе Volkswagen Crafter, и он нам обойдется почти в 4,5 млн. из-за дороговизны оборудования. Насчет аренды я бы не стал смотреть в сторону траков, успешных историй я не слышал. Если денег не хватает, то проще купить полуприцеп. По поводу дальнейшего обслуживания фуд-трака скажу одно – это машина, со всеми вытекающими последствиями.

 

Рафаэль Хабиров:

По нашим статистическим данным, инвестиции в покупку фуд-трака окупаются в первые полгода-год. Хочу обратить внимание, что существующие сегодня программы лизингового кредитования позволяют работать на рынке без большой первоначальной суммы инвестиций, при этом залогом является сам автотранспорт.
Аренда как таковая, в основном, себя не оправдывает по ряду причин – главным образом потому, что она экономически невыгодна для предпринимателя.

 

Что входит в необходимый набор оборудования для фуд-трака? Если не секрет, какова комплектация вашего автофургона?

 

Артём Щукин:

Наш автофургон укомплектован тремя грилями, фритюром, столами, холодильниками, титаном, кофемашиной и слайсером.

 

Кирилл Кожевников:

В комплект оборудования входит гриль, фритюр, гриль саламандра, кофемашина, мармит и т. д. И, конечно, набор для кухни: ножи, умывальники, гастроемкости, морозилка, саладетта.

 

Олег Протопопов:

Формально наши фургоны нельзя назвать фуд-траком, это фуд-трейлеры. Но в России слово фуд-трак используется для обозначения как фуд-траков, так и фуд-трейлеров.
В нашем фургоне охлаждаемая витрина, холодильник для заготовок, шкаф для хранения выпеченного хлеба, печь для поджаривания сэндвичей и холодильник с напитками.

 

По вашему мнению, каким должно быть меню в фуд-траке? Какие позиции представлены в вашем меню и как часто обновляется ассортимент?

 

Артём Щукин:

Меню должно быть лаконичным. На наш взгляд, предпочтителен монопродукт и разные его варианты. Ресторан с большим выбором блюд на семи страницах – не опция для фуд-трака. Основное меню «ББ Бургерс» – бургеры. Мы стараемся сделать их разнообразными, в том числе, за счет наполнения. Это может быть не только говяжья котлета, но и куриная, и рыбная. Картошку фри мы подаем как стандартно, так и с дополнением в виде стейка, филе трески. В этом году расширили линейку салатов.

 

Кирилл Кожевников:

Я считаю, что в меню фуд-трака должно быть не более шести позиций. Вы ограничены в размерах кухни. Будут ли это только бургеры или что-то еще – решать вам.
У нас меню стабильно: шесть бургеров с говядиной (с разными вкусами) плюс картошка. Люди ее любят.
Добавлю, что поставщиков продуктов мы искали в интернете. Выбор, к сожалению, невелик. Но в дальнейшем никаких сложностей в работе с ними не возникало.

 

Олег Протопопов:

В наших фуд-траках представлено полное меню стационарного ресторана. Это особенность нашего формата.

 

Как обстоит дело с получением разрешений на открытие точки мобильной торговли? Каким образом регулируется работа уличных объектов торговли, в том числе «с колес»? Как разрабатывается маршрут, выбираются места для остановок автофургона? Можно ли располагаться на центральных улицах? Часто переезжать с места на место? Расскажите про участие в массовых городских мероприятиях.

 

Артём Щукин:

Торговля на улицах Москвы без специального разрешения запрещена властями. Закон, регламентирующий работу нестационарных торговых объектов, еще не принят, и находится на рассмотрении в Госдуме.
Для торговли мы выбираем городские фестивали, частные территории, праздники и маркеты, кейтеринги.

Если вы маленький предприниматель, штраф за незаконную коммерческую деятельность небольшой, и есть вариант менять локацию, убегая от законодательства. Но это уже давно не наш вариант.

 

Кирилл Кожевников:

Постоянно в движении находиться не получится. Найдите место для торговли и выезжайте туда. Вы должны примелькаться людям.
Мы кормили день Военно-воздушных сил (ВВС), фестивали автозвука и спортивные мероприятия, часто работали на городских праздниках. Разумеется, место – это самое главное в торговле, даже в мобильной. Поэтому нужно искать большой поток людей, но вставать так, чтобы не было помех горожанам, иначе будут проблемы.

Олег Протопопов:

Разработкой маршрута и выбором мест для остановок автофургона занимаются наши франчайзи.

 

Рафаэль Хабиров:

Согласно законодательству, предприниматель, обладающий фудтраком-автолавкой, практически всегда обязан заключать договор аренды (долгосрочный или краткосрочный), например, на время мероприятия. При этом, регистрация прицепа обязательна в органах ГИБДД.
Также правила торговли с такого рода объектов часто устанавливаются на местном уровне. В некоторых регионах РФ уже сейчас можно торговать «на тротуар» с автолавки. В частности, в Нижнем Новгороде эта норма действует с ноября 2018 года.

 

Ваш прогноз: в каком направлении будет развиваться сегмент еды «на колесах»?

 

Артём Щукин:

Сегмент в целом развиваться не будет, ситуация останется такой же стабильной.
Если говорить про Москву, то на эту стабильность не повлияет даже принятие закона, разрешающего торговлю фуд-тракам. Работа мобильных точек будет настолько жестко регламентирована, что это не позволит малым предпринимателям присутствовать на данном рынке. Закон будет создан под крупных игроков, которые в итоге займут выделенные под мобильную торговлю площадки.

Если рассуждать о том, составят ли бургерные «на колесах» конкуренцию классическому фастфуду, надо отметить, что еда в помещении и еда to go – это два разных формата, так же, как кофейня и кофе «на вынос». Вероятно, фуд-траки оттянут на себя часть клиентов классического фастфуда, но их доля будет незначительной.

 

Кирилл Кожевников:

Если законодатели не будут ставить палки в колеса, то, я уверен, сегмент будет расти. Наши основные покупатели – молодежь и люди среднего возраста. В рестораны ходить дорого, и люди ищут простую, доступную альтернативу. Мобильные кафе помогут решить эту задачу. Главное, чтобы качество не падало.

 

Олег Протопопов:

Конкуренция в этом сегменте сейчас минимальна. А будущее рынка зависит от законодательной базы. Но, можно сказать однозначно, что у рынка большой потенциал.


Рафаэль Хабиров:

Еда «на колесах», наверное, один из самых «зажатых» сегментов торговли в нашей стране. Для справки: в мире уличное питание – это самый большой рынок трудоустройства, где задействовано около 2,5 миллиардов людей! У нас в связи с искусственным подавлением сегмента в угоду крупного ритейла этот бизнес пребывает в зачаточном состоянии. Однако, его ждет масштабное развитие.

С ожидаемым внесением поправок в закон «О торговле», согласно прогнозу Минпромторга РФ, произойдет взрывной рост интереса к фуд-тракам: на рынке ежегодно будет появляться до 50 тыс. новых единиц.

Виктория Загоровская
Виктория Загоровская
2439
Комментарии

У рынка огромный потенциал

ANR
ANR 02 июл ‘19
Блоги — Читаемое
все блоги

От оригинала ракету КБ Южное отличает лишь нештатный переходник на балочном держателе, который позволяет подвесить ее на вертолет МИ-8. Фото...

На выставке Агропродмаш 2019 я встретился с Евгением Гавришем и он презентовал мне свои фуэты, что делает для себя и друзей. Это сказка....

Дорогие мясопереработчики, просто напомню, что завтра, 13 октября праздник наших коллег! Праздник тех, кто сеет и жнет, а также выращивает скот....

Уже семь лет ВАТЕЛЬ МАРКЕТИНГ помогает предприятиям пищевой промышленности развивать маркетинг и продажи. Мы реализовали более 120 проектов по...

А вы солите воду, когда варите сосиски или сардельки? Фото из классической книги по кулинарии 1966 года....

Должна ли вытекать "слеза" жира из сыровяленых или сырокопченых продуктов при нарезке?

На выставке "Агропродмаш" 2019  известный  вольный колбасник, гуру сыровяления, известный...

4
Вопрос о терминах в сыровялении.

Народ,  возник вопрос о терминах. Что такое ферментация с/в и с/к колбас и ветчин? А что такое...

1
Павел Агапкин
Павел Агапкин
Категории мясных полуфабрикатов - лабораторные исследования

Добрый вечер! Понимаю, что это не совсем технология, но вопрос срочный, у самой голова не...

3
jumpa
jumpa
Вздутие упаковки с сосисками в МГА. На третий день упаковка вздувается.

сосиски в коллагеновой оболочке, упакованные в МГА, наформованные сосиски перед...

13
lenampk
lenampk
ГОСТ 23670-2019 «Изделия колбасные вареные», взамен ГОСТ Р 52196-2011 «Изделия колбасные вареные».

Информируем Вас о необходимости своевременно внести изменения в маркировку, т.к. с 01.11.2019...

2
Свиные полутуши - вены на окороках

После убоя на окороках охлажденных полутуш видны сильно вены. Подскажите как возможно этого...

4
Мяснк68
Мяснк68


Подписаться на новости
Спасибо за подписку!
Спасибо за подписку!
Вход в Личный Кабинет

Регистрация