Покупатели должны знать правду о положении животных на промышленных фермах

Общественная организация «Голоса за животных» подготовила комментарии к опросу Национального агентства финансовых исследований (НАФИ), проведенному в январе 2023 года. Он показал, что более 60% респондентов при покупке еды готовы доплачивать за товары, полученные от животных, которые содержатся в гуманных условиях, отметили эксперты. Мнение почти двух третей жителей страны недопустимо игнорировать.

Напоминаем, что, по данным НАФИ, доля людей, которых беспокоит благополучие животных: если в начале 2020 года они составляли 71% аудитории, то теперь — 61%. Кроме того, исследователи отметили, что 60% опрошенных признались, что имеют крайне поверхностное представление об условиях содержания животных в животноводческих хозяйствах и птиц на птицефабриках.

Эксперты, зоозащитного движения подвергли критике комментарий руководителя исполнительного комитета Национальной мясной ассоциации (НМА) Сергея Юшина к исходной публикации «Ведомостях» в: он заявил в отечественном промышленном животноводстве нет условий содержания, которые можно назвать жестокими. 

Некорректные выводы

С точки зрения социологии, при интерпретации результатов исследований НАФИ допущено необоснованное сопоставление опросов 2020-го и 2023 годов. Если первый касался исключительно благополучия кур-несушек, то второй — условий содержания всех сельскохозяйственных животных.

Сравним формулировки вопросов, обращенных к респондентам. 2020-й: «Если бы вы знали, что яйца, которые вы видите в магазине, поступают от кур, содержащихся в хороших, гуманных условиях, насколько больше вы готовы были бы за них заплатить?». 2023-й: «Если бы вы точно знали, что продукты животного происхождения, которые Вы видите в магазинах, поступают от ферм хозяйств, содержащих животных или птиц в хороших, гуманных условиях, насколько больше вы готовы были бы за них заплатить?».

По мнению зоозащитников, с учетом очевидной разницы сравнивать ответы и подавать это как динамический срез за три года не вполне уместно, тем более сбрасывая со счетов готовность двух третей респондентов доплачивать за благополучие скота и птицы.

Низкая осведомленность 

Вернемся к позитивной оценке ситуации из уст руководителя НМА. Ему возразила председательница организации «Голоса за животных» Динара Агеева. По ее словам, специалисты, взаимодействующие с зоозащитниками, целенаправленно изучают положение животных в сельском хозяйстве. Рядовые сотрудники ферм, ветеринарные врачи и технологи, подтверждают наличие проблем с их благополучием. Организация располагает материалами (в том числе видеозаписями), где показано, что нередко на предприятиях отсутствуют элементарные условия: доступ к чистой воде, экстренной ветеринарной помощи, приток свежего воздуха и т.п. Встречаются крупные фермы, где царит антисанитария. Обитатели промышленных животноводческих комплексов лишены возможности гулять, они проводят свой век в тесных загонах и клетках, где невозможно свободно передвигаться, расправлять крылья, а порой даже повернуться на месте.

Эксперт организации «Голоса за животных», кандидат биологических наук Илья Злобин уточнил, что доступное пространство на одну куру-несушку в конвенциональных клетках сегодня не превышает 450 см², тогда как в стоячем положении и расслабленной позе требуется площадь около 563 см². Еще один пример из кролиководства. При высоте клетки в 30 см кролик может передвигаться только ползком. Увеличение ее до 50 см способствует улучшению их опорно-двигательного аппарата. Свиньи тоже страдают от недостатка доступного пространства: время от времени им необходимо отдыхать на боку — это улучшает терморегуляцию и снижает риск повреждения кожи. 

Содержание животных без учета их естественных потребностей нередко приводит к развитию заболеваний, отметил Злобин. Коровы страдают от хромоты и воспаления вымени, свиньи — от остеохондроза и болезней сердца, куры — от переломов костей и «желточного перитонита», одной из главных причин смертности несушек. Кроме того, молодняк подвергают крайне болезненным хирургическим манипуляциям без наркоза. Птенцам обрезают клювы, телятам — рога. Поросят кастрируют. Кроме того, им обрезают хвосты и обламывают клыки. Иногда работники ферм бьют и калечат животных.

Убой тоже остается жестоким, добавил Илья Злобин. Недавно Минсельхоз изменил формулировку правил этой процедуры: от термина «гуманный убой» осталась только внешняя оболочка. Она не конкретизируется, что дает производителям возможность трактовать понятие, как им удобно. На первый план выходит не забота о животных, а сокращение издержек. Ранее зоозащитники излагали свои аргументы в письме в Минсельхоз.

«Важно понимать, что неблагоприятные условия содержания животных несут угрозу и для здоровья людей. Низкое благополучие подавляет иммунитет животных и делает их уязвимыми к различным инфекциям», — настаивает Илья Злобин. Для борьбы с болезнями применяют антибиотики, что ведет к антибиотикорезистентности у людей. Позитивные изменения возможны только в том случае, если представители отрасли не будут закрывать глаза на существующие проблемы, подчеркнул эксперт. 

Осознанный выбор

Опыт стран Азии и Латинской Америки уже показал, что многие проблемы с благополучием можно преодолеть без существенного повышения производственных издержек, утверждает Илья Злобин. Речь идет об оптимизации технологий содержания и обучении персонала низкострессовым практикам обращения со скотом и птицей Все это снижает уровень тревожности и страха, укрепляет иммунную систему животных и снижает потери продуктивности от заболеваний.

Информировать потребителей об условиях содержания животных тоже необходимо, убеждены представители организации. Благо исследование НАФИ показало, что многие в России готовы платить за их благополучие Для этого может потребоваться введение системы сертификации с этой точки зрения. Например, с присвоением звезд по степени выполнения тех или иных условий, говорит Динара Агеева. Разумеется, необходимо контролировать, как заявленные условия выполняются на деле. Для производителей такая система будет стимулом к повышению культуры животноводства, а потребителям даст возможность осознанно подходить к выбору продуктов животного происхождения. И некоторые сельскохозяйственные предприятия уже продвигаются в этом направлении.

1181 Просмотр