Производство курятины: проблемы 2022 года и прогноз на 2023-й

Уходящий год уверенно можно назвать самым сложным и переломным за последние десятилетия. СВО, санкции, разрушение логистических цепочек, рост курсов валют, укрепление рубля, мировая рецессия, неопределенность в экономике – и это только немногое из того, с чем мы столкнулись в 2022 году.

Положение дел в отрасли
C начала 2022 года предприятия столкнулись с ростом производственных издержек на фоне роста цен на племенной материал и ростом курсов валют. В результате при поддержке государства активно запустился процесс по постройке инкубаторов и репродукторов для самообеспечения яйцом и цыплятами.

Предыдущие года основными поставщиками инкубационного яйца являлись Нидерланды и Чехия. На российском рынке только 2% бройлеров приходилось на отечественный кросс «Смена-9», доля же иностранных бройлеров составляла 98%, из них кросса «Росс-308» (Великобритания) – 88% и «Кобб-500» (Чехия) – 10%.

На данный момент особая ценность для производителей – это цыплята родительского и прародительского стада. В рамках программы в Сергиевом Посаде началось строительство крупного птицеводческого комплекса по производству цыплят прародителей на базе селекционно-генетического центра «Смена» (ВНИТИП), который сможет к 2025 г. заменить на российском рынке импортный генетический материал на 50%.  Уже в 2022 году многие производители стали наращивать мощности, например:

  • «Элинар» в Орехово-Зуевском районе увеличил количество птичников племенного репродуктора с 6 до 29-ти (запуск первых шести произошел в ноябре 2021 года) и планирует заменить до конца 2022 года 15% родительского поголовья кроссом «Смена-9»;
  • холдинг «Черкизово» в сентябре 2022 года открыл шесть новых корпусов по выращиванию цыплят на базе производственного комплекса «Алтайский бройлер».

 

Следующей проблемой оказалась зависимость производителей от кормовых добавок, витаминно-минеральных комплексов, тароупаковочных материалов. Как результат – производители переориентировались с иностранных компонентов, покупаемых у недружественных стран, и расширили поставки из дружественных.

Столкнувшись с такими проблемами, не все производители смогли сориентироваться, и запустился процесс консолидации бизнеса, выкуп слабых игроков и стрессовых активов. Так, например, Группа «Черкизово» приобрела активы ГК «Русское зерно Уфа» в Башкирии. ГАП «Ресурс» договорилась о покупке активов ГК «КоПитания», крупного производителя свинины, птицы и колбасных изделий. Кроме того, Токаревская птицефабрика, которая входит в группу агропредприятий «Ресурс», приобрела активы «Дантон-Птицепром» в Тверской области. А Уральская агропромышленная группа (УАГ) взяла в управление убыточную птицефабрику «Рефтинская» в Свердловской области.

При активном росте производства, удовлетворении внутреннего спроса и волатильности курса валют в начале 2022 года, производители в поиске рынков сбыта продукции стали наращивать продажи на внешнем периметре. В связи с вынужденными экономическими ограничениями изменилась структура российского экспорта куриного мяса: рост поставок на новые рынки Ближнего Востока, Африки и Азии достиг более чем 60%-ти процентного прироста (в стоимостном выражении) по сравнению с 2021 годом. Основными драйверами роста в 2022 году стали Саудовская Аравия, которая продемонстрировала двукратное увеличение импорта, Китай и Казахстан. Существенно выросли отгрузки в открытые для экспорта страны Африки: Гвинею, Конго и Уганду. Открылись новые страны: Иран, Иордания, Сингапур, Экваториальная Гвинея.

Согласно оценкам НМА, прогноз производства мяса курицы в 2022 году составит около 4,75 млн тонн, что больше на 1,5% по сравнению с 2021-м, несмотря на все сложности и санкционные давления.

     

Потребление мяса в России в 2021 году составляет около 77 кг на человека в год и к 2022 году оно вырастет до 78–79 кг. На птицу (все виды) приходится около 50%.   

Куриное мясо остается на первом месте по потреблению, занимая в рационе россиян около 48-49%, и, в том числе, по причине доступной цены популярность курятины будет только расти. Структура внутреннего российского рынка курицы в ассортиментной представленности остается стабильной, как и ранее, основная доля приходится на тушку, около 43-45%.

Рост потребления курицы и продуктов из нее хорошо отражается на данных продаж в секторе ретейла (основной канал в продажах мяса птицы). С учетом прогноза до конца 2022 года можно предполагать 3% прирост продаж куриного мяса в канале Retail.

На фоне панических настроений, связанных с СВО, в марте-апреле наблюдался всплеск на всю мясную продукцию, в том числе и на курицу, после чего цены стабилизировались и даже опустились ниже прошлого года. Если сравнивать тушку с ценой на начало года, то она не подорожала и даже опустилась на 2% (минус 3 руб./кг.). На основные части тушки, такие как голень, бедро, филе, цена заметно ниже, чем год назад. Значительное давление на цену оказывают большие объемы производства.

 

Что год грядущий нам готовит?

Согласно прогнозу Министерства сельского хозяйства США (USDA), мировое производство курятины в 2023 году увеличится на 2%, достигнув 102,7 млн тонн. Невзирая на рост себестоимости (высокие цены на энергоносители, корма и т.д.), прогнозируется рост производства во всех странах, кроме Китая. Китай – крупный импортер мяса птицы, так как внутреннее потребление опережает рост внутреннего производства.

Согласно прогнозу, Бразилия увеличит производство на 3,1% (+0,45 млн тонн), достигнув объема 14,850 млн тонн и закрепив свои позиции на втором месте. Крупнейший экспортер мяса птица в следующие десятилетия – Бразилия.

Аккуратный прогноз по Евросоюзу: +0,5% (+0,05 млн тонн) на фоне вспышек высокопатогенного гриппа птиц.

Топ-5 крупнейших стран-производителей курятины

Страна

Объемы производства в 2022 году, млн тонн*

Объемы производства в 2023 году, млн тонн*

 

Прирост, %

(млн тонн)*

США

20,845

21,163

+1,5% (+0,318)

Бразилия

14,400

14,850

+3,1% (+0,450)

Китай

14,300

14,300

-

Евросоюз

10,920

10,970

+0,5% (+0,050)

Россия

4,750

4,850

+3,2% (+0,100)

* По прогнозу USDA 

В России, замыкающей пятерку лидеров по производству курятины, прогнозируется высокий темп роста производства: +3,2% (+0,1 млн тонн). Ожидается увеличение производства курятины на 100 тыс. тонн (с 4,750 млн до 4,850 млн тонн) и внутреннего потребления (с 4,650 млн до 4,700 млн тонн).

Минсельхоз России также прогнозирует рост производства в 2023 году, основываясь на полном самообеспечении страны инкубационным яйцом из собственных племенных репродукторов, на росте потребления и увеличении экспорта курятины.

В числе анонсируемых на 2023 год проектов по строительству репродукторов:

  • «Элинар» завершит строительство репродуктора в Московской области, Наро-Фоминск;
  • УК «Северная ферма» построит собственный репродуктор (племенной репродуктор 1 порядка) на 20 тыс. голов кур-несушек мясного направления прародительского поголовья в Ленинградской области;
  • власти Чувашии планируют создать племрепродуктор второго порядка по производству инкубационного яйца;
  • АО «Линдовская птицефабрика – племенной завод» планирует построить репродуктор первого и второго порядка для производства прародительского и родительского стада кур мясных пород в Нижнем Новгороде;
  • ГК «Черкизово» реализует масштабный проект по созданию мясного кластера в Тульской области;
  • агрохолдинг «БЭЗРК-Белгранкорм» запустит вторую очередь племенного репродуктора в Новгородской области;
  • КФХ «Малкина» построит репродуктор в Шаховском районе Московской области.

Рост цены на куриное мясо прогнозируется на уровне средней инфляции. В целом, роста цен на составляющие производственную себестоимость не ожидается, но велика вероятность его на генетический материал.

Учитывая планируемый рост производства и отсутствие в планах роста цены, при условии стабильных доходов населения, увеличение потребления куриного мяса гарантировано.

По прогнозам, экспорт курятины из России должен вырасти до 250 тыс. тонн: в развивающиеся страны – за счет увеличения численности населения; в развитые страны –вследствие неопределенности экономического развития и роста цен на продовольствие, что вызовет  увеличение спроса на курятину со стороны потребителей, которым придется искать более дешевый животный белок.

Согласно прогнозу Bloomberg на 2030 год, менее, чем через 10 лет куриное мясо станет основным источником белка для большинства людей в мире, которое составит 41% от всего мирового потребления мяса. Драйверами будут выступать густонаселенные развивающиеся страны, включая Вьетнам, Индию, Индонезию, Китай, Малайзию, Пакистан и Перу.

Резюмируя прогнозы, самыми важными точками роста отрасли будут являться:  обеспечение непрерывного производственного процесса, выстраивание неразрывных логистических цепочек, развитие экспорта, поиск новых ниш для продвижения  продукции при поддержке маркетинговых инструментов.

9618 Просмотров