Итоги 2025 года и прогнозы на 2026-й: взгляд участников мясной отрасли
Сейчас самое время подводить итоги года и строить прогнозы на следующий. В этом нам помогли наши спикеры. Они рассказали о главных событиях 2025 года, их влиянии на отрасль, проблемах, с которыми пришлось столкнуться мясопереработчикам, а также предположили, что изменится на рынке в 2026 году.
Эксперты:
- Екатерина Соколова, директор ООО «РКЗ-ТАВР»;
- Илья Макушкин, заместитель генерального директора МПЗ «Ремит» по экономике;
- Дарья Лащенко, заместитель генерального директора по маркетингу и продажам «Дамате»;
- Вадим Долгов, генеральный директор Группы «ПРОДО»;
- Елена Рышкова, заместитель генерального директора по маркетингу АО «Агросила».
Назовите три главных события 2025 года в мясопереработке. Какое влияние на отрасль они оказали?
Екатерина Соколова, директор ООО «РКЗ-ТАВР»:
Назову три ключевых события: волатильность цен, рост тарифов, подготовка к внедрению обязательной маркировки мясной и колбасной продукции. В совокупности это привело к росту издержек и сокращению маржинального дохода, а также потребовало значительных инвестиций в модернизацию, кадры.
В течение 2025 года существенно выросла себестоимость производства колбасных изделий, как минимум за счет скачкообразного роста сырья во втором-третьем кварталах текущего года.
Илья Макушкин, заместитель генерального директора МПЗ «Ремит» по экономике:
Событие №1 это постановление Правительства о введении эксперимента с ноября 2025 года по дополнительной маркировке «Честный знак» мясной продукции и колбасных изделий. Далее с 1 октября 2026 года ожидается принятие поправок об обязательной маркировке. Данная мера должна помочь в борьбе с контрафактной продукцией.
Так как МПЗ «Ремит» является добросовестным производителем, то для нас это нововведение оказывает скорее негативное влияние и напрямую влияет на удорожание себестоимости продукции.
Для внедрения данной системы потребуются серьезные инвестиции в маркировочное оборудование.
Используемое оборудование на большинстве предприятий не поддерживает возможность данной печати/маркировки/верификации отмаркированной продукции.
Каждый числовой код, наносимый на потребительскую упаковку, стоит порядка 0,5 руб. без НДС, также, помимо затрат по нанесению, необходима верификация выпущенной продукции с системой «Честный знак».
Для бизнеса это существенно скажется на материальной себестоимости продукции, увеличении трудозатрат по маркировке, усложнению процесса производства. Потребует дополнительные инвестиции в оборудование, которое не принесет быструю окупаемость, а также увеличит риски возникновения ошибок при маркировке.
С учетом нарастающей тенденции уменьшения кванта потребительской упаковки, это особенно негативно скажется на мелкоштучном товаре, например, сервировочной нарезке или мясных снеках.
Второе важное событие – увеличение налоговой нагрузки на бизнес. В частности, на МПЗ «Ремит» в большей степени повлияло увеличение налога на прибыль с 20% до 25%.
Данное нововведение привело к тому, что часть ресурсов компании тратится на выполнение налоговых обязательств. Инвестиции на будущие проекты или инновационное оборудование отошли на второй план.
Третье событие – устойчивый тренд по изменению потребительских предпочтений в питании, который сначала закрепился в Москве и Санкт-Петербурге, а потом шагнул в города-миллионники - выбор покупателей в сторону готовой еды.
Вадим Долгов, генеральный директор Группы «ПРОДО»:
Ключевым событиями уходящего года можно назвать рост экспорта свинины в Китай (Россия вошла в пятерку ведущих поставщиков КНР), рост потребления мясной продукции (рост почти 5% в натуральном выражении), а также продолжающийся тренд на импортозамещение (так, за первое полугодие 2025 г. доля импортных ингредиентов в мясопереработке снизилась почти на 20% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года).
Елена Рышкова, заместитель генерального директора по маркетингу АО «Агросила»:
2025 год показал, что мясопереработка окончательно вошла в стадию зрелого рынка. Рост себестоимости и инвестиционных требований усилил позиции вертикально интегрированных компаний и сузил возможности для небольших переработчиков. Конкуренция все больше сместилась в сторону эффективности и управляемости процессов.
Вторым фактором стал рост издержек при сдержанном потребительском спросе. Удорожание сырья, упаковки и логистики происходило на фоне ограниченных возможностей повышения цен, что заставило рынок пересматривать ассортимент и отказываться от неэффективных позиций.
С какими проблемами пришлось столкнуться участникам рынка? Как вы их решаете? Что нового произошло в компании за прошедший год?
Екатерина Соколова:
У мясопереработчиков общие проблемы. В первую очередь, это нехватка рабочего персонала в силу больших физических нагрузок, работы при низких температурах и шума на рабочих местах. Но я должна отметить позитивную динамику: в этом году текучесть кадров на предприятии замедлилась. И со второго полугодия мы наблюдаем возвращение работников, которые ранее покинули предприятие по тем или иным причинам.
Самая существенная проблема: общее повышение цен на сырье. В это году рост цен, конечно, побил все рекорды – как на свинину в живом весе, основной вид мясосырья, так и на курицу. На некоторые виды сырья рост составил от 10 до 120%, по сравнению с аналогичным периодом прошлого года и началом текущего года. Всё это очень сильно ударило и по себестоимости, и по финансовому результату компании.
Увеличение затрат на логистику в среднем составило от 7 до 10%. Что касается электроэнергии, рост тарифов с 1 июля на коммунальные платежи составил 20−25%.
Илья Макушкин:
Про основные проблемы я рассказал выше. А что касается нового в компании, то в начале 2025 года мы реализовали масштабный проект по реновации очистных сооружений. После запуска были проведены тестовые замеры очищенных сточных вод, анализы подтвердили эффективность выбранной системы очистки.
В 2025 году запустили уникальную для России колбасную новинку а-ля карт. Уникально здесь все: круговая выкладка сырокопченой колбасы и упаковка в виде круглой тарелки. Покупатели уже оценили. Да и коллеги по рынку тоже. Очень вкусно и очень удобно: не надо резать и выкладывать на тарелку – мы все уже сделали за вас. Просто откройте упаковку а-ля карт и поставьте ее на стол.
Вадим Долгов:
Основные проблемы связаны с высокой волатильностью цен на мясное сырье внутри России, перманентным дефицитом кадров в отрасли и инфляционным ростом издержек. В качестве решения мы видим в дальнейшем расширение собственного производства сырья, продолжение процесса цифровизации и автоматизации, увеличение доли высокомаржинальных продуктов (мясная продукция в нарезке, полуфабрикаты).
Елена Рышкова:
Основные сложности 2025 года – это давление на себестоимость, кадровый вопрос и нестабильность спроса по ценовым сегментам.
Для «Агросилы» прошедший год стал периодом аккуратной, но результативной работы. По направлению мяса и мясопереработки рост выручки составил более 5%. Такой результат был обеспечен за счет системной работы с ассортиментом, более точного планирования загрузки мощностей, оптимизации затрат и концентрации на востребованных категориях.
В течение года мы также уделяли особое внимание производственной дисциплине, контролю качества на всех этапах и развитию собственных брендов, делая ставку на продукты ежедневного спроса.
Какие продуктовые категории показали в 2025 году рост, а какие – падение? С чем это связано?
Екатерина Соколова:
Хорошо продавались товары группы копченых деликатесов в нарезках. Поэтому в планах на следующий год – значительное увеличение производства продукции этой категории. Накануне Нового года в нашей фирменной сети «Мясные Лавки Тавр» мы запустили в продажу карпаччо куриное с базиликом. Выпущена сырокопченая колбаса «Верона».
Также хорошо идут наши традиционные продукты, такие как сосиски «Ганноверские». Поэтому и эта группа будет расширена. Вскоре на магазинных полках появятся несколько видов сосисок. Один из них — с вялеными томатами и базиликом. Компания делает акцент на южном колорите, запуская линейку сосисок, копчёных на буковой щепе. Важная особенность – способ копчения натуральный, без использования жидкого дыма. Эта информация будет отражена на упаковке.
«Тавр» продолжает развивать ассортимент, сохраняя приверженность натуральным ингредиентам и традиционным технологиям производства.
Илья Макушкин:
Активно развиваются холодцы. Мы производим холодец из мяса, без применения субпродуктов, поэтому он имеет более высокую потребительскую ценность и вкусовые качества.
В федеральных сетях продолжается развитие СТМ. Также немаловажным трендом является то, что в большинстве случаев сетевой ритейл начали развивать премиальный СТМ и стали, в первую очередь, смотреть на качество, потребительские свойства и положительные отзывы/повторные покупки. Цена ушла на второй план при выборе предложения.
Дарья Лащенко, заместитель генерального директора по маркетингу и продажам «Дамате»:
Мы совершили революцию в отдельной продуктовой категории и впервые в истории российского рынка заняли место лидера в стейковой группе, победив в конкуренции с другими видами мяса. Стейки из индейки впервые опередили традиционную для этой категории говядину, и этот результат стал для «Дамате» событием года.
По данным «Потребительской панели NTech 2024», доля стейков из индейки составила 57,5% в натуральном выражении в категории брендированных стейков (бренды производителей и СТМ) из всех видов мяса. При этом 75% из них – это стейки под брендом «Индилайт» (принадлежит группе компаний «Дамате») и еще 14% – это стейки из индейки под собственными торговыми марками (СТМ) партнеров, которые производятся на заводах группы компаний «Дамате».
В текущем году продолжился рост категорий, которые отвечают тренду на быстроту приготовления. Более удобные форматы продукции лидируют в выборе покупателей. Например, мы нарастили продажи фарша «Индилайт». Мясо в маринадах и продукты для запекания также показывает положительную динамику – стейк «По-мексикански» и продукция из красного мяса «Буженина из индейки» и «Филе голени в пряном маринаде» стали самыми востребованными позициями у покупателей. Из ассортимента глубокой переработки значительный рост демонстрировала нарезка, опережая динамику этой категории в целом. Мы прогнозируем дальнейшее увеличение спроса на подобные продукты и готовим ряд новинок для покупателей в 2026 году.
Вадим Долгов:
Хорошую динамику показали мясные продукты в нарезке. Только на мясокомбинате «Клинский», который входит в Группу «ПРОДО», мы увеличили объем производство нарезки вдвое. При этом категория «колбасы и мясные продукты» в целом испытывает серьезное давление со стороны сегмента готовой кулинарии. Поэтому со своей стороны мы продолжаем наращивать ассортимент и объем производство продукции глубокой переработки (полуфабрикаты, готовая кулинария).
Елена Рышкова:
В 2025 году отчетливо выросла доля тушки цыплят-бройлеров. Покупатель стал рациональнее и чаще выбирает максимально понятный и доступный продукт, позволяющий контролировать итоговую стоимость покупки и гибко использовать его в домашнем приготовлении. Соответственно, доля разделки снизилась. При более высокой цене за килограмм такие позиции стали менее регулярными и чаще покупаются ситуативно, в том числе в рамках промо-акций. В целом лучше всего себя чувствовали базовые категории повседневного спроса – охлажденное мясо птицы и мясные полуфабрикаты.
По вашим прогнозам, что изменится на рынке в 2026 году?
Екатерина Соколова:
Ожидать, что 2026 год будет легче с точки зрения затрат, формирования себестоимости и роста маржинального дохода или дохода бизнеса на текущий момент не приходится. Поскольку налоговая нагрузка на бизнес растет, упрощенная система налогообложения, по сути, перестает быть таковой. Отменяются патенты для грузоперевозчиков. Взносы во внебюджетные фонды для субъектов малого и среднего предпринимательства, в том числе наших поставщиков, по всей видимости, тоже вырастут. Поэтому говорить об оптимизации затратной части достаточно сложно, так как ряд поставщиков уже сегодня заявляют о повышении цен в среднем на 5-35%.
На рынок окажет влияние введение обязательной маркировки мясной и колбасной продукции. Это процедура, требующая дооснащения имеющегося оборудования или полной замены упаковочных линий, а также дополнительной численности людей, которые будут заниматься как внедрением, так и нанесением маркировки «Честный знак».
Эксперимент на предприятии продолжается до конца февраля, и мы готовимся к внедрению маркировки с 1 марта. Пока мне трудно точно оценить затраты, но скорее всего предприятию в следующем году потребуется 40–50 миллионов рублей инвестиций на программное обеспечение, интеграцию, дозакупку части единиц оборудования без глобальных замен каких-либо линий.
Илья Макушкин:
Сложно предсказать какие именно изменения ожидают нас на рынке в 2026 году, тем более, последнее время переломные моменты происходят очень быстро. Мы не пытаемся предсказать будущее, чтобы строить на этом дорожную карту. Наша задача оперативно подстраиваться под изменяющую среду и быть полезными нашим клиентам, предлагать им именно ту продукцию, которую они готовы выбирать и далее по таким критериям как цена, качество, удобство потребления.
Вадим Долгов:
Изменения будут связаны с дальнейшим активным ростом доли канала e-commerce, с продолжающимся развитием популярности ЗОЖ-продуктов и ростом конкуренции в сегменте ready-to-eat.
Елена Рышкова:
В 2026 году рынок, скорее всего, продолжит развиваться без резких скачков. Основная конкуренция будет строиться вокруг эффективности, управления затратами и устойчивости производственных цепочек. Будет усиливаться роль доверия к производителю, стабильности качества и прозрачности происхождения сырья.
Приобрел журнал «ЧТИВО» (№ 9, 2025). Выпуск полностью посвящён кулинарии и ресторанам. В статье о том, как Микоян поднимал пищевую...
Теперь вы можете вставлять на форумы видео из ВК, дзен, и даже Яндекс.Музыку Пробуем: ВК: Яндекс.Музыка:...
Уважаемые коллеги здравствуйте. скажите пожалуйста кто уже подал заявку на участие в пилотном...
ну или креазот и деготь вам на стол для вашей печени. Фото снято в ноябре 2025...
Здравствуйте. Остаётся щетина после обесволашивания. Пробовали увеличение циклов, замену бил,...
Здравствуйте, уважаемые! Посоветуйте, пожалуйста. Предлагают по 80000 рублей две термокамеры...
Добрый вечер всем. Когда то писал письмо в ВНИИМП по данным книгам, которые они издавали, на...
Всем доброго времени суток. Срочно нужна ваша помошь. Камера двухрамная немецкая переделанная....











