Интересные факты о российских покупателях
Мясные категории у российских покупателей традиционно занимают самую большую долю в корзине. Это самый существенный по затратам сегмент. Напитки (включая алкогольные и безалкогольные, горячие и холодные) и молочные продукты – следующие по популярности в потребительской корзине. Ну, а фармацевтические препараты за последние годы прочно заняли четвертое место по затратам российских семей.
А что же происходит в целом на потребительском рынке?
Рынок начинает восстанавливаться. И если годовые показатели достаточно скромные, рост рынка ниже уровня инфляции, то уже в 2024-м году мы наблюдаем позитивную динамику, как в продуктах питания, так и не в продуктовых категориях. Растущий размер чека – это основная причина роста рынка, но, тем не менее, и частота покупок начинает восстанавливаться.
Что касается мясных продуктов, то этот сегмент растет как за счет размера чека в рублях, так и за счет частоты покупок.
Наиболее растущий сегмент мяса – это говядина. Говядина выросла и за счет притока покупателей, и за счет роста частоты.
Самые популярные виды мяса – это курица и свинина, совокупная доля которых составляет 56%.
Существуют разные индикаторы восстановления рынка, и мясная категория является одним из таких индикаторов. В периоды кризисов есть тенденция переключения покупателей с более дорогого белка на более дешевые продукты. Например, покупатели переключаются со свинины на курицу, или с морепродуктов и более дорогой рыбы, такой как форель, на курицу и дешевую рыбу.
И наоборот, в периоды восстановления покупательской активности и адаптации к текущим реалиям рынка, покупатели переключаются на более дорогой белок, хотят побаловать себя деликатесами и более дорогими продуктами. Особенно если эти продукты можно купить по привлекательной цене или промо акциям.
Некоторые мясные продукты воспринимаются покупателями частью ЗОЖ.
В первую очередь, это кролик и телятина. К ЗОЖ категориям покупатели относят и индейку наряду с некоторыми видами рыбы и печенью трески. Для многих покупателей ЗОЖ – это не только растительная пища, но и белок (мясо и рыба), что говорит о правильном отношении к сбалансированному питанию.
Какие еще факты о покупательском поведении нужно иметь в виду?
Самую большую долю на рынке занимают дискаунтеры или магазины у дома. Одна треть затрат приходится на эти каналы. Самые растущие каналы – это хард-дискаунтеры и онлайн-торговля, которые становятся все более привлекательными для покупателя.
Канал хард-дискаунтеров становится более сложным, появляются новые типы – современные хард-дискаунтеры. Конкуренция усиливается и появляются современные удобные магазины в шаговой доступности. Изначально концепция ограничивалась небогатыми слоями населения, но теперь новый современный формат позволяет расширить целевую аудиторию за счет «среднестатистического покупателя». Отношение покупателей к таким магазинам существенно изменилось за последний год. Индекс NPS (индекс потребительской лояльности) канала вырос и уже находится в положительной зоне на одном уровне с магазинами у дома. Основной вклад в рост вносят новые сети современного формата хард-дискаунтеров («Смарт», «Чижик», «Магнит», «Моя Цена» и т.п.), отличающиеся от классических магазинов-складов более приятной атмосферой – покупателям комфортно и приятно делать покупки в таких магазинах.
Онлайн-торговля – это самый быстрорастущий канал, который привлекает покупателей из всех других торговых каналов.
Еще один из индикаторов восстановления потребительской активности – это рост внедомашнего потребления и HoReCa (сегмент общественного питания). Как только улучшается благосостояние, покупатели переключаются на рестораны, кафе и т.д. И наоборот, когда наступает кризисный период, этот сегмент рынка начинает снижаться, и покупатели чаще готовят дома.
Самые популярные каналы и лидеры по приросту – это большая тройка: «Вкусно и точка» (бывший McDonald’s), Rostic’s (бывший KFC) и Burger King. Самые популярные блюда в сегменте общественного питания – это бургеры, пицца, картофель фри, шаурма и чебуреки.
Помимо сегментов общественного питания, готовые решения в еде все больше и больше привлекают покупателей. Особенно с учетом серьезных демографических изменений, роста числа семей, состоящих из одного человека, готовые решения в еде будут все более интересны. И сейчас рост спроса на готовую еду поддерживается предложением со стороны ритейла, так как все больше интересных готовых решений можно найти в магазинах и на заказ.
За прошлый год выросла доля СТМ (собственная торговая марка) в общем объеме продаж на рынке. И готовая еда стала самой популярной категорией в продажах СТМ. Это прекрасная возможность для ритейлеров увеличить лояльность покупателей и привлечь тех, кто ищет готовые решения. Но это возможность для производителей увеличить продажи за счет совместной работы с ритейлом.
СТМ (собственные торговые марки сетей) будут интересны покупателям все больше и больше. И уже сейчас 56% покупателей заменяют обычные марки на СТМ.
Есть категории товаров, где покупатели с большим удовольствием переключаются с обычных марок на СТМ, в числе них хлеб и готовая кулинария.
А чем любят себя побаловать мужчины и женщины?
Женщины более склонны баловать себя здоровыми продуктами, включая сыры и молочные продукты, а также кондитерскими изделиями. Что касается мужчин, то они предпочитают мясные изделия и алкогольные напитки для снятия стресса. У разных покупателей разные предпочтения.
И это касается не только мужчин и женщин, разные поколения тоже предпочитают разные продукты.
Подводя итоги, хотелось бы сказать о том, что рынок начал восстанавливаться и покупательское поведение значительно изменилось за последние годы. В периоды кризисов покупатели очень рационально подходят к своим покупкам. Но рано или поздно наступает процесс адаптации, а потом и оживление рынка. Покупатели переключаются на продукты, которые раньше не могли себе позволить или значительно экономили.
Рост каналов общественного питания – один из индикаторов восстановления рынка. Покупателей все больше интересуют готовые решения в еде.
Меняется и структура ритейл-торговли. Появляются магазины шаговой доступности по привлекательным ценам и с приятной атмосферой.
Каждый год происходят значительные изменения в покупательском поведении в динамичной меняющейся среде. Производителям и ритейлерам нужно держать руку на пульсе и отслеживать все изменения на рынке, чтобы предлагать актуальные решения и бороться за лояльность покупателей.
Заглавное фото Мясной Эксперт
Теперь вы можете вставлять на форумы видео из ВК, дзен, и даже Яндекс.Музыку Пробуем: ВК: Яндекс.Музыка:...
Киберпанк уже среди нас. Надо досмотреть этот сериал до конца, а то уже второй сезон появился....
Вот так едешь по Московской области, и вдруг Ленинградские куры. Сразу так кура гриль, шаверма, поребрик и булка хлеба пронеслись в сознании. Ну...
ну или креазот и деготь вам на стол для вашей печени. Фото снято в ноябре 2025...
Здравствуйте. Остаётся щетина после обесволашивания. Пробовали увеличение циклов, замену бил,...
Здравствуйте, уважаемые! Посоветуйте, пожалуйста. Предлагают по 80000 рублей две термокамеры...
Добрый вечер всем. Когда то писал письмо в ВНИИМП по данным книгам, которые они издавали, на...
Здравствуйте. Подскажите, могу ли я на этикетке написать в следующей формулировке: ...
Всем доброго времени суток. Срочно нужна ваша помошь. Камера двухрамная немецкая переделанная....








