Независимый портал
для специалистов мясной индустрии
подписаться Вход / регистрация Войти
logo

Интересные факты о российских покупателях

Интересные факты о российских покупателях
Елена Самодурова
GFK
руководитель отдела исследований потребительской панели

Мясные категории у российских покупателей традиционно занимают самую большую долю в корзине. Это самый существенный по затратам сегмент. Напитки (включая алкогольные и безалкогольные, горячие и холодные) и молочные продукты – следующие по популярности в потребительской корзине. Ну, а фармацевтические препараты за последние годы прочно заняли четвертое место по затратам российских семей.

А что же происходит в целом на потребительском рынке?
Рынок начинает восстанавливаться. И если годовые показатели достаточно скромные, рост рынка ниже уровня инфляции, то уже в 2024-м году мы наблюдаем позитивную динамику, как в продуктах питания, так и не в продуктовых категориях. Растущий размер чека – это основная причина роста рынка, но, тем не менее, и частота покупок начинает восстанавливаться.
Что касается мясных продуктов, то этот сегмент растет как за счет размера чека в рублях, так и за счет частоты покупок.
Наиболее растущий сегмент мяса – это говядина. Говядина выросла и за счет притока покупателей, и за счет роста частоты.

Самые популярные виды мяса – это курица и свинина, совокупная доля которых составляет 56%.

Существуют разные индикаторы восстановления рынка, и мясная категория является одним из таких индикаторов. В периоды кризисов есть тенденция переключения покупателей с более дорогого белка на более дешевые продукты. Например, покупатели переключаются со свинины на курицу, или с морепродуктов и более дорогой рыбы, такой как форель, на курицу и дешевую рыбу.

И наоборот, в периоды восстановления покупательской активности и адаптации к текущим реалиям рынка, покупатели переключаются на более дорогой белок, хотят побаловать себя деликатесами и более дорогими продуктами. Особенно если эти продукты можно купить по привлекательной цене или промо акциям.

Некоторые мясные продукты воспринимаются покупателями частью ЗОЖ.

В первую очередь, это кролик и телятина. К ЗОЖ категориям покупатели относят и индейку наряду с некоторыми видами рыбы и печенью трески. Для многих покупателей ЗОЖ – это не только растительная пища, но и белок (мясо и рыба), что говорит о правильном отношении к сбалансированному питанию.

Какие еще факты о покупательском поведении нужно иметь в виду?

Самую большую долю на рынке занимают дискаунтеры или магазины у дома. Одна треть затрат приходится на эти каналы. Самые растущие каналы – это хард-дискаунтеры и онлайн-торговля, которые становятся все более привлекательными для покупателя.

Канал хард-дискаунтеров становится более сложным, появляются новые типы – современные хард-дискаунтеры. Конкуренция усиливается и появляются современные удобные магазины в шаговой доступности. Изначально концепция ограничивалась небогатыми слоями населения, но теперь новый современный формат позволяет расширить целевую аудиторию за счет «среднестатистического покупателя». Отношение покупателей к таким магазинам существенно изменилось за последний год. Индекс NPS (индекс потребительской лояльности) канала вырос и уже находится в положительной зоне на одном уровне с магазинами у дома. Основной вклад в рост вносят новые сети современного формата хард-дискаунтеров («Смарт», «Чижик», «Магнит», «Моя Цена» и т.п.), отличающиеся от классических магазинов-складов более приятной атмосферой – покупателям комфортно и приятно делать покупки в таких магазинах.

Онлайн-торговля – это самый быстрорастущий канал, который привлекает покупателей из всех других торговых каналов.

Еще один из индикаторов восстановления потребительской активности – это рост внедомашнего потребления и HoReCa (сегмент общественного питания). Как только улучшается благосостояние, покупатели переключаются на рестораны, кафе и т.д. И наоборот, когда наступает кризисный период, этот сегмент рынка начинает снижаться, и покупатели чаще готовят дома.

Самые популярные каналы и лидеры по приросту – это большая тройка: «Вкусно и точка» (бывший McDonald’s), Rostic’s (бывший KFC) и Burger King. Самые популярные блюда в сегменте общественного питания – это бургеры, пицца, картофель фри, шаурма и чебуреки.

Помимо сегментов общественного питания, готовые решения в еде все больше и больше привлекают покупателей. Особенно с учетом серьезных демографических изменений, роста числа семей, состоящих из одного человека, готовые решения в еде будут все более интересны. И сейчас рост спроса на готовую еду поддерживается предложением со стороны ритейла, так как все больше интересных готовых решений можно найти в магазинах и на заказ.

За прошлый год выросла доля СТМ (собственная торговая марка) в общем объеме продаж на рынке. И готовая еда стала самой популярной категорией в продажах СТМ. Это прекрасная возможность для ритейлеров увеличить лояльность покупателей и привлечь тех, кто ищет готовые решения. Но это возможность для производителей увеличить продажи за счет совместной работы с ритейлом.

СТМ (собственные торговые марки сетей) будут интересны покупателям все больше и больше. И уже сейчас 56% покупателей заменяют обычные марки на СТМ.

Есть категории товаров, где покупатели с большим удовольствием переключаются с обычных марок на СТМ, в числе них хлеб и готовая кулинария.

А чем любят себя побаловать мужчины и женщины?

Женщины более склонны баловать себя здоровыми продуктами, включая сыры и молочные продукты, а также кондитерскими изделиями. Что касается мужчин, то они предпочитают мясные изделия и алкогольные напитки для снятия стресса. У разных покупателей разные предпочтения.

И это касается не только мужчин и женщин, разные поколения тоже предпочитают разные продукты.

Подводя итоги, хотелось бы сказать о том, что рынок начал восстанавливаться и покупательское поведение значительно изменилось за последние годы. В периоды кризисов покупатели очень рационально подходят к своим покупкам. Но рано или поздно наступает процесс адаптации, а потом и оживление рынка. Покупатели переключаются на продукты, которые раньше не могли себе позволить или значительно экономили.

Рост каналов общественного питания – один из индикаторов восстановления рынка. Покупателей все больше интересуют готовые решения в еде.

Меняется и структура ритейл-торговли. Появляются магазины шаговой доступности по привлекательным ценам и с приятной атмосферой.

Каждый год происходят значительные изменения в покупательском поведении в динамичной меняющейся среде. Производителям и ритейлерам нужно держать руку на пульсе и отслеживать все изменения на рынке, чтобы предлагать актуальные решения и бороться за лояльность покупателей.

Заглавное фото Мясной Эксперт

Елена Самодурова
Елена Самодурова
4032
Обзор новостей и событий мясопереработки и животноводства за 48-ю неделю (24–30 ноября 2025 г.)
Обзор новостей и событий мясопереработки и животноводства за 48-ю неделю (24–30 ноября 2025 г.)
01 декабря '25 265
Обзор новостей и событий мясопереработки и животноводства за 47-ю неделю (17–23 ноября 2025 г.)
Обзор новостей и событий мясопереработки и животноводства за 47-ю неделю (17–23 ноября 2025 г.)
24 ноября '25 626
Обзор новостей и событий мясопереработки и животноводства за 46-ю неделю (10–16 ноября 2025 г.)
Обзор новостей и событий мясопереработки и животноводства за 46-ю неделю (10–16 ноября 2025 г.)
17 ноября '25 758
Качество начинается с людей. Как «Мираторг» гарантирует высочайшие стандарты производства
Качество начинается с людей. Как «Мираторг» гарантирует высочайшие стандарты производства
13 ноября '25 1348 1
Анализ рынка замороженных готовых изделий в панировке: тренды, вызовы и технологические решения
Анализ рынка замороженных готовых изделий в панировке: тренды, вызовы и технологические решения
12 ноября '25 1466
Обзор новостей и событий мясопереработки и животноводства за 45-ю неделю (1–9 ноября 2025 г.)
Обзор новостей и событий мясопереработки и животноводства за 45-ю неделю (1–9 ноября 2025 г.)
11 ноября '25 951
«Агропродмаш – 2025»: итоги, мнения, инновации
«Агропродмаш – 2025»: итоги, мнения, инновации
10 ноября '25 1869
Рентген-контроль и культура безопасности: как технологии X-Ray меняют подход к качеству пищевой продукции
Рентген-контроль и культура безопасности: как технологии X-Ray меняют подход к качеству пищевой продукции
05 ноября '25 1983
Обзор новостей и событий мясопереработки и животноводства за 44-ю неделю (27 октября – 2 ноября 2025 г.)
Обзор новостей и событий мясопереработки и животноводства за 44-ю неделю (27 октября – 2 ноября 2025 г.)
03 ноября '25 1811
Блоги — Читаемое
все блоги

Теперь вы можете вставлять на форумы видео из ВК, дзен, и даже Яндекс.Музыку   Пробуем:   ВК:   Яндекс.Музыка:...

Admin
Admin 27 ноября '25
163 0

 

Киберпанк уже среди нас. Надо досмотреть этот сериал до конца, а то уже второй сезон появился....

Вот так едешь по Московской области, и вдруг Ленинградские куры. Сразу так кура гриль, шаверма, поребрик и булка хлеба пронеслись в сознании. Ну...

Копчение в стиле "Черный кабан"

ну или креазот и деготь вам на стол для вашей печени.   Фото снято в ноябре 2025...

2
Главный технолог
Главный технолог
Щетина остается на полутуши после обесволашивания

Здравствуйте. Остаётся щетина после обесволашивания. Пробовали увеличение циклов, замену бил,...

3
Павел пан
Павел пан
Термокамера КТД-500 черный металл, брать или нет?

Здравствуйте, уважаемые! Посоветуйте, пожалуйста. Предлагают по 80000 рублей две термокамеры...

2
Талалихум
Талалихум
Кульмбахская серия книг по убою и мясопереработке

Добрый вечер всем. Когда то писал письмо в ВНИИМП по данным книгам, которые они издавали, на...

1
Александр Невский
Александр Невский
Написание этикетки

Здравствуйте. Подскажите, могу ли я на этикетке написать в следующей формулировке: ...

1
Anastassiya
Anastassiya
Не ложится цвет при горячем копчении, как оказалось из-за низкой влажности

Всем доброго времени суток. Срочно нужна ваша помошь. Камера двухрамная немецкая переделанная....

16
Игорь181273
Игорь181273
Подписаться на новости
Спасибо за подписку!
Спасибо за подписку!
Вход в Личный Кабинет

Регистрация