Мясокомбинат и ГИС «Меркурий»: как складывается взаимопонимание?

Инженерный центр «Константа» поделился с редакцией «Мясного Эксперта» результатами анкетирования мясопереработчиков, чтобы определить уровень автоматизации внутреннего учета, предназначенного для внесения данных в ГИС «Меркурий», и проблемные точки взаимодействия с системой.

В опросе участвовали около 100 мясокомбинатов России с объемом выпуска продукции 30 и более тонн в сутки. Сотрудники компании предложили респондентам на четыре вопроса. Давайте рассмотрим их по порядку.

Вопрос 1-й. Как ведется учет в ГИС «Меркурий: в веб-интерфейсе или с помощью модуля интеграции?

  • 68% респондентов выбрали вариант «с помощью модуля интеграции» 

  • 20% — в веб-интерфейсе

  • 12% указали и то, и другое.

Результаты удивили исследователей. Дело в том, что анкетирование проводили на предприятиях со значительными объемами производства, а, соответственно, с большим количеством заказов. Такие характеристики предполагают потребность в интеграции — даже в том случае, если львиную долю отгруженной продукции отправляют в распределительный центр.

Тот факт, что 20% мясокомбинатов до сих пор оформляют документы в веб-интерфейсе, показывает, что сегмент не до конца автоматизирован.

Итак, с веб-интерфейсом мы разобрались. Перейдем к моделям работы с модулем интеграции — их может быть несколько. Разные компании дошли до разного уровня автоматизации связки между оперативным учетом предприятия и ГИС «Меркурий».

Вопрос 2-й. Как вы оформляете ветеринарные сопроводительные документы (ВСД): на момент отгрузки или на основании производственных учетных документов?

  • 56% остановились на варианте «на основании производственных учетных документов»

  • 28% оформляют ВСД на момент отгрузки

  • 16% совмещают то и другое

Действительно, сразу после запуска ГИС «Меркурий» оформление ВСД на момент отгрузки было довольно популярным — как самая быстрая и самая простая опция. Многие надеялись, что «Меркурий» скоро отменят и не считали нужным ее автоматизировать.

Результаты свидетельствуют о том, что 44% компаний-респондентов не особенно далеко продвинулись. Видимо, они работают в районах с не слишком внимательным и требовательным Россельхознадзором. По крайней мере, во многих субъектах федерации оформление ВСД на момент отгрузки было недопустимым уже два-три года назад. Может быть, требования неравномерно распределены по территории страны?

Вопрос 3-й. По какому принципу происходит распределение входящего сырья на выпущенную продукцию при оформлении производственных ВСД?

  • 47% респондентов выбрали распределение на основании производственных данных о фактическом использовании сырья для производства той или иной продукции

  • 29% — на основании плановых нормативов

  • 21% — все сырье на всю выпущенную продукцию

  • 3% ответили, что распределение сырья на готовую продукцию не выполняется, а остатки сырья копятся в «Меркурии» 

Мы видим, что 47% респондентов утверждает, что оформляют производственные ВСД на основании фактического распределения сырья. Тем не менее, поддерживая контакты с множеством мясоперерабатывающих предприятий, сотрудники «Константы» давно убедились в том, что они сами так себя идентифицируют, не более. На самом деле такой цифры нет!

Такой подход требует внедрения MES-системы (системы управления производственными процессами). Однако даже там, где она есть, по факту ВСД оформляют на основании плановых нормативов, что снижает риск ошибок при оформлении данных.

По экспертной оценке специалистов инженерного центра «Константа», ВСД на основании распределения сырья, близкого к фактическому, оформляют не более 10% мясокомбинатов. Самая популярная сегодня схема — распределение сырья по плановым нормативам.

Вопрос 4-й. Как часто за последние 6 месяцев происходили блокировки вашей учетной записи из-за ошибок в оформлении ВСД?

  • 67% — не сталкивались с блокировкой

  • 29% — 1–2 раза за все время

  • 4% – 1-2 раза каждый месяц

Блокировка учетной записи пользователя — это болезненная проблема, которую на заре ГИС «Меркурий» ощутили большинство пользователей. Очевидно, что сейчас пришло время обратить внимание на текущее состояние учетной системы. Хорошо, что 67% участникам опроса удалось найти необходимый баланс между ее возможностями и требованиями Россельхознадзора. 29% нужно что-то доработать, а 4% серьезно осмыслить уровень автоматизации.

Какие выводы сделала «Константа»?

В рамках текущих требований Россельхознадзора у мясопереработчиков все не так уж и скверно. И хотя до идеала еще далеко, но лыжи едут. Вероятнее всего, пока требования не поменяются, волноваться не о чем.
Однако, следует помнить, что затишье, как водится, бывает перед бурей. Что далеко ходить – все ж и так понятно: впереди Честный знак. И вот тут мы бы рекомендовали вам обратиться к опыту коллег из молочной отрасли. Вспомнить, что, когда у них появилась задача связки Меркурия с промаркированными партиями выпущенной продукции, всплыло огромное количество проблем.

Варианта у мясопереработчиков сейчас два: оставить все как есть и в один прекрасный момент героически решать сразу две задачи – внедрение Честного знака и перевнедрение Меркурия (как бы только такому «герою» не пасть на поле боя вместе с предприятием). Или же воспользоваться текущим затишьем, чтобы пересмотреть работу Меркурия и озаботиться заранее решением этой проблемы. Чтобы в последний момент не обжечься о невозможность выполнения операции «ввод в оборот» и вынужденно не остановить отгрузки.

Мы продолжаем эту тему совместно — с подачи инженерного центра «Константа». Исходную информацию вы легко найдете в его блоге.

3653 Просмотра