Онлайн-конференция «Агроэкспорта», посвященная СТМ, собрала более 350 участников

Федеральный центр «Агроэкспорт» сообщает, что в онлайн-конференции «Экспорт российской продукции АПК с использованием собственных торговых марок: стратегия успеха», которая состоялась в минувший четверг, 11 марта, участвовало более 350 человек.

В аудитории обсуждались перспективы, которые раскрываются перед поставщиками продовольственных товаров на внешние рынки под СТМ зарубежных ритейлеров. Кроме того, в рамках конференции ФЦ «Агроэкспорт» презентовал основные положения концепции этого канала продаж отечественной продукции. Международные эксперты и участники мероприятия остановились на его преимуществах и сложностях продвижения товаров, выслушали мнения и рекомендации производителей продовольствия и представителей крупных торговых сетей.

Конференцию открыл директор департамента развития экспорта Минсельхоза РФ Роман Чекушов. Он сказал, что поставки продукции за рубеж с использованием СТМ следует рассматривать не только как ключ для открытия новых рынков, но и как путь к расширению присутствия России в новых нишах ранее освоенных рынков. Концепция, предложенная ФЦ «Агроэкспорт», будет содействовать деятельности экспортеров в новом для них канале продаж, отметил он.

Сейчас порядка 8% продовольствия в мире ведущие ритейлеры реализуют под СТМ, уточнил руководитель «Агроэкспорта» Дмитрий Краснов. В 2019 году общий объем продаж в этом канале торговли пищевыми продуктами оценивался в $343 млрд, а в ближайшее время ожидается среднегодовой прирост на уровне 2,5%. Причем на рынках стран Азии, Африки и Ближнего Востока рынок СТМ будет расширяться более интенсивно, чем традиционный ритейл, что сулит российским поставщикам неплохие возможности для развития экспорта.

Краснов рассказал, что при разработке концепции было проведено исследование, чтобы сформировать матрицы наиболее перспективных продуктовых категорий, определить принципы взаимодействия поставщиков и ритейлеров, условий, необходимых для развития экспорта и основные инструменты продвижения продукции. Так создается дорожная карта выхода российских производителей продукции АПК в зарубежные торговые сети.

Важнейшие выводы концепции и алгоритм выхода поставщиков в розничные сети разных стран представили директор центра компетенций в АПК АО «КПМГ» Илья Строкин и исполнительный директор ООО «Ринкон Менеджмент» Константин Корнеев. 

Корнеев отметил, что сегмент СТМ раскрывает перспективы внешнеэкономической деятельности перед средними и даже небольшими производственными компаниями, потому что в этом канале качество продукции и уровень сервиса играют более значительную роль, чем раскрученный бренд. Поставщики, не имеющие возможности занять место на полке крупного ритейлера, могут объединиться в пул и совместно войти на рынок. Особенно канал СТМ может быть интересным и полезным для производителей нишевых товаров.

Руководитель направления Fresh департамента СТМ «Ашан Ритейл Россия» Жан-Паскаль Дешмекер (Jean Pascal Descheemaeker) акцентировал внимание на том, что на развитых рынках доля СТМ превышает 40–50%, а по определенным категориям продуктов достигает 80%. Собственная торговая марка становится не только неотъемлемой частью ассортимента успешного ритейлера, но и способом предложить уникальный продукт, ориентированный на определенную целевую аудиторию и отвечающий потребительским ожиданиям во всех ценовых сегментах. 

СТМ — это самый прямой и короткий путь доступа продовольственного экспорта в торговые залы зарубежных торговых сетей, добавил г-н Дешмекер. На такой основе можно выстроить долгосрочные отношения с крупным ритейлом при условии открытости поставщика, его способности адаптировать продукт, оперативно реагировать на изменение потребительских предпочтений и гарантировать стабильно высокое качество товара.

Председатель правления компании Magnum Cash and Carry Азамат Османов поделился информацией о развитии СТМ в торговых сетях Казахстана, где 50% товарооборота приходится на продукцию из России. Казахский ритейлер начал проект СТМ в пандемию и закончил с долей 1,2%. В текущем году ее планируется повысить до 1,8%.

О своих наработках в сфере поставок продукции под СТМ рассказали директор по продажам и стратегическому развитию группы агропредприятий «Ресурс» Дмитрий Антонов и директор по маркетинге ходжинга «Благо» Кирилл Мельников. Модерировала дискуссию, получившую высокие оценки участников, директор по работе с клиентами отдела исследований потребительской панели GFK Rus Анастасия Джафарова.

На днях видеозапись конференции будет выложена на официальном сайте ФЦ «Агроэкспорт» в разделе «Мероприятия».

1802 Просмотра