В 2020 году российские компании увеличили объем экспорта колбас на 30%

Федеральный центр «Агроэкспорт» сообщает, что по итогам 2020 года российские компании отправили на внешние рынки 45 тысяч тонн колбасных изделий — на 30% больше, чем в 2019-м (в натуральном выражении). В денежном эквиваленте объем экспорта отечественных колбас вырос на 26% — до $93 миллионов.

По данным Федеральной таможенной службы (ФТС) российские колбасы в прошлом году закупали более 30 стран. Большая часть экспорта приходилась на государства бывшего Советского Союза, где первую позицию занимает Казахстан с итоговым показателем 33 тысячи тонн (+22%) на сумму $63 млн (+21%). На втором месте — Украина с объемом закупок 5,8 тысячи тонн (+54%) на сумму $14 миллионов. ТОП-3 замыкает Азербайджан с итоговыми показателями 3,6 тысячи тонн (+43%) и $8,6 млн (+26%).

В 10 раз возросли объемы поставок российских колбас в Грузию и Узбекистан. Из стран дальнего зарубежья в прошлом году их импортировали Вьетнам (19 тонн) и Япония (7,3 тонны).

Несмотря на пандемию COVID-19, поставки колбас в Казахстан, Азербайджан, Абхазию и Узбекистан наращивала компания Abi, где отмечают повышение спроса на сосиски и вареные колбасы брендов «Вязанка» и «Стародворье» на фоне длительной самоизоляции: с одной стороны, люди уставали готовить дома и покупали готовые продукты, с другой — отдавали предпочтение «народным» мясным изделиям, которые ассоциируются с домашним приемом пищи.

Группа «Черкизово» по итогам 2020 года увеличила объем экспорта колбасных изделий на 25% — до 5,2 тысячи тонн. При этом более чем в 1,4 раза выросли поставки в Азербайджан, более чем на 25% — в Украину и примерно на 20% — в Казахстан. К тому же холдинг открыл новые внешние рынки — Узбекистан и Грузию. По словам руководителя управления по взаимодействию с отраслевыми союзами и государственными институтами торгового дома «Черкизово» Андрея Терехина, предпочтения потребителей на постсоветском пространстве, исторически близки к российским, а бренды холдинга («Черкизово», «Империя вкуса», «Мясная губерния», «Пава-Пава» и др.) хорошо известны и внушают доверие.

Терехин добавил, что в период карантина по COVID-19, падения доходов населения и ограничений в общепите колбасные изделия стали альтернативой мясной продукции сегмента HoReCa. Наблюдалось повышение спроса на доступные по цене вареные и полукопченые колбасы и сосиски. Определенная положительная динамика отмечена и в сегменте сырокопченых колбас — как продукции с пролонгированным сроком годности.

В текущем году отечественные экспортеры колбасных изделий намерены развивать систему поставок — как за счет расширения ассортимента и географии, так и за счет маркетинговых инструментов. Abi собирается фокусировать внимание на странах СНГ и ЕАЭС, но рассматривает и другие варианты продвижения своих брендов в ближнем и дальнем зарубежье. Департамент маркетинга делает ставку на вкусный и качественный продукт вкупе с грамотными коммуникациями, нацеленными на разные группы потребителей.

«Черкизово» планирует включить в экспортные поставки новые товарные позиции (в частности, из мяса курицы и индейки) и повысить маркетинговую активность на уже освоенных и новых пространствах. Руководство холдинга ведет переговоры с Китаем, укрепляет позиции во Вьетнаме и продолжает исследовать новые рынки Азии.

Что происходит на мировых рынках? 

Во многих зарубежных странах колбасные изделия рассматриваются как традиционный продукт массового спроса. По данным исследовательского агентства IndexBox, среднедушевое потребление колбас в странах ЕС составляет 11 килограммов в год. В Австрии оно выше — 16 килограммов в год, а в Чехии и Германии достигает 19 килограммов в год.

По расчетам аналитической компании Mordor Intelligence (США), мировой рынок готовой продукции и полуфабрикатов из мяса в 2019 году составлял $181 млрд, и в ближайшее время будет расти в среднем на 3,88% в год. Ожидается, что к 2025 году объем рынка переработанного мяса превысит $227 млрд за счет ускорения темпа жизни, ведущего к росту спроса на готовую продукцию — прежде всего, из говядины (+4,53% в год) и мяса птицы (+4,28%).

В итоге, согласно прогнозу Mordor Intelligence, к 2025 года 36% рынка переработанного мяса будет приходиться на птицу, 31% — на свинину, 22% — на говядину и 6% — на баранину.

Максимально быстрыми темпами будет расти рынок Азиатско-Тихоокеанского региона. В частности, в Индии объем продаж мясной продукции будет увеличиваться в среднем на 10,4% в год, в Японии — на 5,9%, в Китае — на 5,7%. В Южной Америке ожидается среднегодовой прирост на 4,42%, в странах Ближнего Востока и Африки — на 4,36%, в Европе — на 2,47%.

В конце января ФЦ «Агроэкспорт» подсчитал, что в прошлом году Россия отправила на экспорт более 500 тысяч тонн мяса — на 55% больше, чем в 2019-м.

2152 Просмотра