Какие российские продукты особенно популярны на внешних рынках?

Агентство экономической информации ПРАЙМ опубликовало экспертные мнения об изменениях в структуре российского агропромышленного экспорта. По мере роста объемов она становится более разнообразной за счет товаров, которые пользуются высоким спросом за рубежом.

По словам руководителя Центра отраслевой экспертизы Россельхозбанка Андрея Дальнова, диверсификация российского продовольственного экспорта прослеживается в течение последних пяти лет. Особенно отчетливо изменился спрос импортеров из дальнего зарубежья. 

В структуре поставок по-прежнему доминируют зерновые и масличные культуры, масложировая и рыбная продукция, но год от года растет доля продукции животноводства и отдельных видов продукции растениеводства с высокой степенью переработки, отметил Дальнов. Пример тому — сырье для чипсов и снеков: картофельные хлопья и гранулы, объем вывоза которых по итогам 2020 года может составить $7 миллионов в денежном эквиваленте. Экспорт российской клейковины (глютена) за пять лет вырос в 1,5 раза: в этом году он может превысить $60 миллионов.

Масложировой союз сообщил, что уже пять лет стабильным спросом пользуется рыжиковое масло. Пик пришелся на 2017 год, когда за рубеж было отгружено 20 тысяч тонн. В прошлом году объем поставок снизился до 7000 тонн. Основные импортеры рыжикового масла — Норвегия, Туркмения, Беларусь, Грузия и Кыргызстан.

Президент Всероссийской ассоциации рыбохозяйственных предприятий, предпринимателей и экспортеров (ВАРПЭ) Герман Зверев рассказал, что Россия экспортирует такие редкие виды рыбы, как черный конгрио и лаврак (морской волк). В прошлом году объем поставок составил восемь тонн ($41,4 тысячи) и 93,1 тонны ($47,6 тысячи) соответственно.

Еще одна малоизвестная статья экспорта аквакультуры — оплодотворенная икра осетровых. Годовой объем ее продаж незначительно превышает 11 килограммов, но в денежном эквиваленте это примерно $90 тысяч. Основные импортеры — Франция и Уругвай. 

Перечисляя перспективные позиции, Зверев назвал и те, что удивят рядового отечественного потребителя: например, иваси имеет солидный потенциал — в частности, в Китае. 

В прошлом году Россия отправила на китайский рынок 34,8 тысячи тонн сардины, кардиналы, кильки и шпрот, где основную долю занимает иваси, что обеспечило выручку порядка $15,8 миллиона.

Представитель компании Greenwise Юлия Марсель добавила, что еще одной статьей экспорта могут стать растительные аналоги мяса, интерес к которым растет в странах Европы и Азии. Согласно прогнозам, объем этого рынка в 2025 году достигнет $4 миллиардов. Отечественные стартапы уже готовы конкурировать с зарубежными за счет более доступной цены — правда, пока в основном на русскоговорящих рынках. В Европе новаторов подстерегают сложности в виде экологически ориентированного спроса потребителей и жестких требований органик-сертификации, которые существенно отличаются от российских.

2060 Просмотров