Потенциал поставок российской свинины в Китай составляет $1 млрд в год

Информационно-аналитическое агентство SoyaNews со ссылкой на прогноз экспертов Россельхозбанка, обнародованный на отраслевой сессии, сообщает, что экспортный потенциал отечественных производителей свинины оценивается в $1 млрд в год в текущих ценах.

Главный аграрный банк страны организует серию мероприятий, посвященных актуальным проблемам развития агропромышленного комплекса в текущей экономической ситуации. Как показал анализ мирового рынка, подготовленный к встрече представителей свиноводческого сектора, на фоне нынешнего дефицита свинины в 2020 году КНР увеличит ее импорт до 4,5 млн тонн, а в следующие четыре года емкость китайского рынка свинины оценивается в 3–3,5 млн тонн.

Сегодня поставки свинины в КНР — это примерно 50% всего мирового экспорта этого вида мяса, но пока Россия не получила доступа на этот перспективный рынок. В прошлом году объем экспорта свинины российского производства вырос на 27% — до 108 тысяч тонн. Обладая опытом внешнеторговых отношений с Гонконгом и Вьетнамом, российские экспортеры могли бы поставлять в Китай до 300–350 тысяч тонн свинины, что составляет $1 млрд в стоимостном выражении, считают эксперты Россельхозбанка. В долгосрочной перспективе объем поставок может вырасти до 400–500 тысяч тонн.

Внутренний рынок близок к перенасыщению

По итогам 2019 года Россия вошла в ТОП-5 производителей свинины, разделив 4-е место с Бразилией с результатом 3,936 тысячи тонн. В то же время все участники сессии Россельхозбанка отметили непростую ситуацию на внутреннем рынке.

По словам генерального директора Национального союза свиноводов (НСС) Юрия Ковалева, Россия оказалась на грани перенасыщения внутреннего рынка. В 2018 году страна вышла на уровень самообеспеченности пищевой продукцией свиноводства, но с тех пор рынок изменился, сказал он. НСС заявил о необходимости моратория на новые проекты в этом секторе АПК — в части товарного производства в некоторых регионах.

Как складываются каналы сбыта?

Планами по открытию поставок свинины в Китай поделился на сессии председатель совета директоров группы компаний «Агроэко» Владимир Маслов. Вместе с тем, он подчеркнул, что для этого важно уделить особое внимание повышению эффективности производства, снижению затрат и себестоимости.

В текущей ситуации требуется расширение рынков сбыта в пределах Российской Федерации, добавил Маслов. По его мнению, вполне целесообразно использовать далеко не исчерпанные возможности некоторых форматов торговли: магазинов «у дома» или мясных лавок, и «Агроэко» собирается их развивать.

У агропромышленного объединения «АгроПромкомплектация» с земельным фондом в Тверской, Курской и Рязанской областях насчитывается 110 собственных торговых точек. Генеральный директор холдинга Сергей Новиков согласился с коллегой и тоже сообщил о намерении расширить сеть розничных магазинов в Центральном федеральном округе до тысячи.

В каких регионах требуются инвестиции?

Одной из важных задач сессии для организатора сессии было определение краткосрочной перспективы инвестиционного кредитования проектов в секторе свиноводства.

Самыми актуальными направлениями, с точки зрения экспертов Россельхозбанка, остаются завершение вертикальной интеграции производителей свинины, строительство новых селекционно-генетических центров и предприятия глубокой переработки мяса. 

К тому же назрела потребность запуска новых активов в Сибири и на Дальнем Востоке, где до сих пор остается неудовлетворенным спрос на охлажденную свинину. Центр отраслевой экспертизы РСХБ, оценивает потенциал запуска новых инвестиционных проектов в двух крупных регионах России в 250 тысяч тонн в год.

Что изменилось в картине отраслевых рисков?

Параметры многих уже запущенных проектов придется пересмотреть. Такое представление о ситуации в свиноводстве высказал в ходе сессии председатель правления Россельхозбанка Борис Листов.

В условиях экономического кризиса, усугубленного пандемией COVID-19, меняется общая картина внутриотраслевых рисков и стратегическое видение рынка, сказал он. При этом ни для кого не секрет, что каждый кризис раскрывает не только новые проблемы, но и новые возможности.

В отношении АПК новые возможности означают поиск новых рынков сбыта — как внутри страны, так и за рубежом, а также внедрение цифровых технологий, включая торговые онлайн-площадки, и совершенствование методов глубокой переработки сырья. То есть повышение эффективности экономических и управленческих моделей аграрного бизнеса в целом, подвел итог Листов.

1413 Просмотров