Ученые исследовали состояние российской мясной промышленности в условиях пандемии

Эксперты отраслевого маркетингового агентства при Федеральном научном центре пищевых систем им. В.М. Горбатова РАН (далее — ФНЦ) проанализировали состояние мясоперерабатывающей отрасли в условиях экономического кризиса, сопряженного с пандемией COVID-19. 

Масштабное исследование проводилось методом интервьюирования представителей компаний малого, среднего и крупного бизнеса в разных регионах России. На основе полученных данных ученые составили прогноз дальнейшего развития отечественной мясной индустрии.

В мае более 50% производителей мясных продуктов продекларировали убытки в сумме от 1 млн до 50 млн рублей. Только 47% респондентов из разных субъектов федерации отмечают отсутствие отрицательного финансового результата в апреле 2020 года. В регионах складывается более сложное финансовое состояние, чем у игроков федерального рынка, которые не так сильно пострадали от пандемии.

75% производителей федерального уровня из числа опрошенных показывают положительный финансовый результат, а 25% — незначительно отрицательный. При этом 69% региональных производителей, по данным на апрель текущего года, получили минусовой финансовый результат.

Среди каналов продаж, в наибольшей степени пострадавших от пандемии COVID-19 и связанных с ней карантинных ограничений, респонденты называют сегмент HoReCa, оптовое направление и специализированные магазины мясных продуктов под локальными брендами.

Руководитель исследовательского проекта, заместитель директора ФНЦ по экономическим связям и маркетингу Станислав Горбатов поделился выводом о негативном влиянии пандемии COVID-19 на отрасль мясопереработки. Тому способствуют падение реальных доходов населения, рост безработицы, снижение деловой активности и резкое сокращение спроса. Более всего производителей беспокоят первые два из перечисленных факторов.

По данным экспертной панели ФНЦ, 64% региональных производителей мясных продуктов в текущем году планируют падение выручки по отношению к результатам 2019 года. И, напротив, 72% игроков федерального рынка планируют сохранение выручки на прошлогоднем уровне или даже несколько выше, чем в 2019 году. Следовательно, кризис подтолкнет отрасль к консолидации: он усилит позиции федеральных компаний и заставит локальных производителей серьезно переосмыслить свои стратегии. 

Иными словами, крупные предприятия продвигаются по пути расширения масштабов и операционного лидерства, а малому бизнесу необходимо усиливать маркетинговую составляющую: находить новые ниши, подстраиваться под изменившиеся потребителя и гибко реагировать на запросы разных групп целевой аудитории.

По мере распространения новой коронавирусной инфекции мясопереработчики корректируют планы и проекты развития. Только 19% опрошенных сообщили о том, что заморозили строительство стратегически важных объектов. Большинство респондентов отметили появление новых приоритетов и перенос завершение начатых проектов на второе полугодие 2020 года. У 43% компаний реализация проектов протекает в плановом режиме. Более 50% предприятий направили усилия на оптимизацию производственных процессов. Более 40% собираются оптимизировать штат и фонд оплаты труда.

По словам Станислава Горбатова, эксперты ФНЦ оценивают ситуацию иначе, чем коллектив аналитиков РБК, подготовивших исследование «Последствия пандемии COVID-19 для российской экономики: опрос представителей бизнеса». В частности, они более оптимистично, чем представители других отраслей промышленности, воспринимают спрос на отечественном мясном рынке и не считают рост задолженности предприятий мясной индустрии значимой опасностью. Гораздо более негативными последствиями обернется снижение деловой активности и инвестиционного потока. 

Различия в оценках, считает руководитель исследовательского проекта, обусловлены тем, что производители пищевых продуктов не так сильно пострадали от кризиса и не ожидают массового отказа потребителей от продовольственных товаров. Тем не менее, эксперты ФНЦ учитывают возможное переключение в пределах ценовых и товарных сегментов.

К наиболее действенным мерам государственной поддержки игроки мясоперерабатывающей отрасли, как и представители других секторов экономики, относят снижение налогов, страховых сборов и отсрочку выплат. Их назвали 95% опрошенных с помощью экспертной панели ФНЦ пищевых систем им. В.М. Горбатова РАН и 87% участников опроса РБК. В то же время есть существенная разница в оценке эффективности прямых государственных субсидий: их считают значимыми только 38% респондентов ФНЦ против 80% представителей других отраслей, опрошенных экспертами РБК.

В кризисной ситуации, которую спровоцировала пандемия COVID-19, оптимизация бизнес-процессов — далеко не все, на что делают ставку российские мясопереработчики. Более 42% заявили о намерении усилить продажи, 37% планируют развитие интернет-проектов и активизацию набора специалистов в сфере e-commerce. 

В числе мер, нацеленных на преодоление кризиса, респонденты ФНЦ называют усиление производства, расширение спектра научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ (R&D), совершенствование практики PR и SMM. Все это внушает надежду, что игроки мясной отрасли выйдут из кризиса более прогрессивными, сильными и жизнеспособными.

Более подпробно с результатами исследованияя вы можете ознакомится на сайте Федерального научного центра пищевых систем им. В.М. Горбатова РАН

1815 Просмотров
Комментарии