Российским экспортерам нужно научиться позиционировать продукцию

Освещая семинар, организованный ПАО «Группа “Черкизово”» при поддержке ФБГУ «Центр агроаналитики» Минсельхоза РФ, агентство экономической информации ПРАЙМ сфокусировала внимание на высоких издержках производства мяса в России, связанных с географическим положением компаний-поставщиков и низкой рентабельностью производственных предприятий.

В государственную программу развития экспорта мясной продукции до 2024 года включен ориентир — $2 млрд — и определены основные направления зарубежных поставок: Китай и Япония (26%), страны СНГ (14%) и страны Юго-Восточной Азии (4%).

На сегодняшний день мировой объем производства мяса превышает 320 млн тонн. Самые крупные его экспортеры — США и Бразилия, а ключевые импортеры — Китай и Япония. За последние 13 лет доля России в мировом производстве мяса выросла вдвое, но это сравнительно невысокий объем — всего 3 процента.

В 2018 году Россия импортировала в два раза больше мяса, чем отправляла на внешние рынки. Объем экспорта составлял около 10% потребления, но уровень самообеспеченности растет, и в краткосрочной перспективе экспортные поставки мяса превысят импорт, утверждает руководитель аналитического центра министерства сельского хозяйства Дмитрий Авельцов. 

По его словам, сейчас поставщики мяса бьются за снижение себестоимости, ощущая давление конкурентов и переходят к консолидации для повышения эффективности производства. На российском рынке почти не осталось компаний, которые производят менее 60 тысяч тонн продукции в год. Маржинальность птицеводства остается низкой (на уровне рентабельности в пределах 10% по EBITDA), поэтому крупных капиталовложений в этом сегменте ожидать не приходится.

Издержки у потенциальных экспортеров мяса в России, выше, чем у их зарубежных конкурентов из южных стран, отметил Авельцов, и себестоимость продукции отечественных производителей останется выше, чем у экспортеров, чьи производства расположены на 35-й параллели. Отсюда следует, что при наращивании объемов поставок на внешние рынки российским компаниям предстоит сделать выбор: либо упереться в территориальные проблемы, либо совершенствовать позиционирование мяса, сделав акцент на том, что оно произведено в экологически чистых регионах.

980 Просмотров